Жутко и красиво одновременно! Сегодня мы, команда отчаянных путешественников на нашем верном зеленом "Москвиче-Полярнике", расскажем вам о легендарной трассе Р504 "Колыма"!
Да-да, той самой, которую в народе окрестили "Дорогой на костях".
Более двух тысяч километров, где каждый метр пропитан испытаниями и невероятной человеческой стойкостью.
Эта дорога сама – как памятник целой эпохе.
Ждем вас в Телеграме:
Заходите в наш Телеграм-канал, чтобы видеть первыми все, что за происходит "за кадром" в наших путешествиях!
От Якутска до Магадана: старт от стелы
Наше путешествие началось не совсем из Якутска, а из поселка Нижний Бестях, что на противоположном, правом берегу Лены.
Именно отсюда стартует официальный отсчет километров Колымской трассы - Р-504 "Колыма". Отдельные участки этой трассы считаются самыми опасными в мире.
Первые несколько десятков километров нас радовал гладкий асфальт. Казалось, ну что тут такого, обычная дорога?
Но мы-то знали, что самое интересное еще впереди.
И точно, асфальтовое счастье длилось недолго.
Проехали 180 километров от Якутска. И асфальт закончился!
Дальше он будет только в поселках и перед самым Магаданом.
Начинается адок, потому что на улице под +40 °C.
Окна мы закрыть не можем — кондиционера-то нет. Страшная пыль, которой мы уже дышим.
А еще Сашу овод укусил!
Мало того, у нас на печке нет краника, который ее перекрывает, и печка жарит на всю катушку!
Короче, развлекаемся как можем.
Летом в сухую погоду это главная фишка Колымы.
А еще асфальт тут кладут в основном в поселках – чтобы местные жители не задыхались от этой взвеси.
Но не пылью единой! Колымская трасса – это еще и скальник.
Острые камни, которые используются вместо щебня, так и норовят вспороть покрышку. Особенно если решишь полихачить и притопить больше 80 км/ч.
Скальник как нож по маслу режет покрышки.
Так что, друзья, тише едешь – дальше будешь, и колеса целее!
Мы это правило усвоили быстро, особенно после пары неприятных проколов.
Иногда дорога преподносила и другие сюрпризы
Глобальное потепление - участки дороги размывает.
Даже поверить не можешь, что здесь совсем недавно стояли фуры и была нормальная дорога.
А жара добавляла своих "прелестей".
На улице уже +36 °C. Остановились остудить бензонасос.
Водные преграды
Одна из главных особенностей Колымской трассы – это реки. Их тут больше тысячи! И если через мелкие ручьи перекинуты мостки, то с большими реками все серьезнее.
При путешествии в Магадан нужно учесть очень важную особенность
Трасса «Колыма» пока что еще не круглогодичная. Через реку Алдан тут просто нет моста. Мы сейчас плывем на пароме. Это надо учитывать. Примерно два месяца весной и примерно два месяца осенью здесь движения нет.
Летом тут ходят паромы, а зимой – суровый зимник.
В межсезонье же Колыма бывает полностью отрезана от "большой земли"!
На пароме мы встретили позитивную пару из Казани, которые ехали в Магадан на стареньком "Пежо" с пробегом 370 тысяч километров!
Так что не нужно копить на большие внедорожники.
Можно сесть на свой автомобиль, который у вас есть, и спокойно поехать!
Было бы намерение!
Об этих участках дороги выходили целые серии «Road of Bones» на Discovery и National Geographic
А какие тут названия! "Черный прижим", "Желтый прижим", "Заячья петля"... Звучит, да? Одно из самых колоритных мест на трассе «Колыма» — это Черный и Желтый прижимы.
Именно благодаря этим местам трасса и считалась в свое время одной из самых опасных не только в России, но и в мире.
Когда-то это были действительно опаснейшие места, где два грузовика с трудом разъезжались на узком карнизе над пропастью.
Сейчас, к счастью, многие прижимы облагородили, построили новые мосты и расширили дорогу.
И даже если вы заранее не поставите себе точку в навигаторе, то вы ее проедете и не заметите.
Тени ГУЛАГа: дорога, построенная на костях
Все старые мосты на трассе были построены еще заключенными ГУЛАГа.
Конструктор мостов, Эрих Герлингер, был одним из них.
Он проектировал все мосты, которые находятся от Теплого Ключа и до Магадана.
Мосты были деревянными и особо прочными. Некоторые из них служили десятилетиями, а отдельные - до сих пор служат.
Представляете, какой инженерный гений и какая трагедия за этим стоят?
И вот тут мы подходим к самой мрачной странице истории этой трассы.
Ее не зря называют "Дорогой на костях".
Строительство велось с 1932 по 1953 год силами заключенных Севвостлага, под руководством "Дальстроя".
Это была одна из самых масштабных строек ГУЛАГа.
Через каждые 10-12 километров стояли бараки, где жили заключенные, которые строили дорогу. Дорогу было очень тяжело строить, потому что машин как таковых не было. Были только руки, тачки и вот этот труд, который никто не ценил.
А так как местность в основном болотистая, то целый день возили грунт, а к утру его болото всасывало, и опять начинали сначала.
Вдоль трассы до сих пор можно встретить остатки лагерей, бараков, штолен.
А в поселках Ягодное и Сусуман есть музеи, посвященные истории Дальстроя и ГУЛАГа.
Пункты на карте: от Хандыги до Магадана
Наше путешествие на "Москвиче-Полярнике" проходило через множество знаковых мест.
Поселок Хандыга был основан в 1939 году.
Самое необычное здание поселка — детская школа искусств... или секретная база инопланетян 😉в виде летающей тарелки, за что здание в народе прозвали НЛО.
Дальше был Теплый Ключ, а потом поворот на легендарную дорогу в сторону Тикси.
Именно отсюда начинается трасса «Яна». Эта дорога ведет в Тикси. И по пути находится еще Верхоянск — второй Полюс холода и самый маленький город России.
Горы становились все выше, а река Восточная Хандыга сопровождала нас своими живописными видами.
На одной из остановок наша Наталья Викторовна нашла "хорошую железяку", очень похожую на палец от трака.
Кюбеме (Куба) – легендарное место!
Заброшенный поселок, где сейчас находится единственная на многие километры заправка и знаменитое кафе "Куба".
Отсюда же идет развилка на Староколымскую дорогу и Полюс Холода – Оймякон. Мы туда тоже сунулись, но не получилось в Оймякон съездить.
Дороги размыло - и застрял даже УАЗик "скорой помощи"!
Летом ехать сложнее, чем зимой. Зимой в Оймякон проехать — вообще никаких проблем! А теперь пришлось развернуться.
Дорога от Кюбеме до Усть-Неры – это что-то!
Ольчанский перевал – красота неописуемая, но и высота приличная, 1183 метра.
Перевал очень красивый и в то же время очень опасный.
Усть-Нера, расположенная примерно посередине между Якутском и Магаданом, запомнилась нам колымским гостеприимством шиномонтажника Сергея, который уже не в первый раз отказывался брать с нас деньги за ремонт колес!
- Летом завал работы! За счёт нашей дороги - скальник режет резину, – поделился Сергей. – Намного лучше дорога зимой!
Дальше нас ждал Кадыкчан – печально известный город-призрак.
Когда-то крупный центр угледобычи, сейчас он почти полностью покинут. Зрелище, скажу я вам, жутковатое и завораживающее одновременно.
Об этом городе-призраке у нас вышел отдельный рассказ, прочитайте обязательно!
Сусуман и Ягодное – "золотые" столицы Колымы.
Здесь до сих пор кипит жизнь, связанная с добычей драгоценного металла.
А через реку Колыму, давшую название всему этому огромному краю, перекинут новый мост, и даже есть несколько километров асфальта до и после него – настоящий подарок!
И вот, после тысяч километров, после пыли, грязи, проколов, перевалов и невероятных пейзажей, асфальт появляется уже насовсем, километров за сто до Магадана.
Это чувство, когда после четырех дней тряски со скоростью 40-60 км/ч ты можешь разогнаться до сотни – непередаваемо!
Колыма – это вызов и открытие
Проехать по "Дороге на костях" – это настоящее испытание себя, своей техники и команды. Это погружение в суровую, но невероятно красивую природу.
Это прикосновение к трагической, но такой важной истории нашей страны. Здесь, на этих бескрайних просторах, особенно остро чувствуешь, насколько хрупок человек перед стихией и насколько силен его дух.
Друзья, а какие легендарные дороги вы мечтали бы покорить?
Может, у вас есть свои истории, связанные с трассой Колыма?
Пишите, очень интересно почитать!
Мы сняли целый ФИЛЬМ о нашей поездке.
Чтобы своими глазами увидеть Колымский тракт, прочувствовать атмосферу испытаний на трассе - обязательно ПОСМОТРИТЕ наше видео!
Видео прямо здесь, нажмите PLAY 👇
Ждем вас в комментариях!
Следить за публикациями и оставить комментарий можно в нашем телеграм канале Путешествия со смыслом / Алексей Жирухин!
Популярное на канале: