Найти в Дзене

Велосипедный маршрут «Молосковицы-Копорье-Сосновый Бор». Памятник Демидову. Усадьба Утешение и Куммолово. Валун Русич.

На сегодняшний субботний день для велопоездки был выбран один из маршрутов заготовленных длинными зимними вечерами. А именно маршрут из посёлка Молосковицы до города Сосновый Бор через Зимитицы, Копорье и Глобицы. GPX трек маршрута с отметками: Молосковицы-Копорье-Сосновый Бор (Яндекс Диск) Дороги на маршруте не простые, асфальтовое шоссе по большей части очень разбито, за исключением трассы "Нарва" и подъезда к Сосновому Бору, грейдеры тоже заметно неровные, грунтовки были сыроваты и раскатаны машинами или квадроциклами. Из достопримечательностей на маршруте можно выделить бывшие усадьбы, которые имеются в большом количестве на юго-западе Ленинградской области. Большинство этих усадеб полностью или частично разрушены, а от некоторых остались лишь аллеи. Также на маршруте будет осмотрен ряд старых церквей, некие валуны Русич и Петровский, а также следы Великой Отечественной войны в виде ДОТов и памятника уничтоженной деревни Смольный. А самой заметной достопримечательностью будет Копор
  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 17 мая 2025 года
  • Сложность: 3 из 5 балла
  • Направление: юго-запад Ленинградской области, Копорье, Сосновый Бор
  • Протяжённость: ≈ 112 км
  • Набор высоты: 395 м (по картам Strava)
  • Покрытие:
    Асфальт: 69 км;
    Грейдер: 22 км;
    Грунты: 21км.
  • Наличие грязи: возможно появление грязи с лужами на грейдерно-грунтовых участках после дождливой погоды. В сухую погоду проблем не должно быть.
  • Краткое описание: Большая часть всего маршрута это асфальтовый дороги с плохим состоянием асфальтового покрытия, за исключением трассы "Нарва" и подъезда к Сосновому Боруна финише. На всём протяжении трека равномерно включены грейдерные либо грунтовые участки дорог протяжённостью от пары до 10 километров, чтобы не заскучать и не устать от асфальтового шоссе. Как уже было указано выше, после дождей грейдерные и грунтовые участки могут быть довольно грязные и разбитые. Из достопримечательностей можно отметить бывшие усадьбы, как правило, совсем или частично разрушенные, а также ряд старых церквей, военных памятников в виде ДОТов и мемориалов. Отдельно можно отметить природные достопримечательности от простых валунов «Русич» и «Петровицкий» до вытекающей из под земли карстовой речки.
  • Достопримечательности: Екатерининская церковь в Коложицах, Никольская церковь в Ильеши, Спасская церковь и памятник Демидову, Почтовая станция начала 19 века в Чирковицах, Усадьба Утешение, мостик с каскадом в усадьбе Домашово, Церковь Георгия Победоносца в Ратчино, усадьба Куммолова, Валун Русич, усадьба Зиновьевых в Копорье, Копорская крепость, Никольская церковь, немецкие ДОТы, руины усадьбы Высоцкого, Петровицкий валун и подземная карстовая речка, памятник уничтоженной деревни Смольный, недостроенная объездная дорога вокруг Сосновго Бора.
  • GPX трек маршрута с отметками: Молосковицы-Копорье-Сосновый Бор (Яндекс Диск)
  • Маршрут на Strava Молосковицы-Копорье-Сосновый Бор (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

На сегодняшний субботний день для велопоездки был выбран один из маршрутов заготовленных длинными зимними вечерами. А именно маршрут из посёлка Молосковицы до города Сосновый Бор через Зимитицы, Копорье и Глобицы.

Схема маршрута «Молосковицы-Копорье-Сосновый Бор».
Схема маршрута «Молосковицы-Копорье-Сосновый Бор».

GPX трек маршрута с отметками: Молосковицы-Копорье-Сосновый Бор (Яндекс Диск)

Дороги на маршруте не простые, асфальтовое шоссе по большей части очень разбито, за исключением трассы "Нарва" и подъезда к Сосновому Бору, грейдеры тоже заметно неровные, грунтовки были сыроваты и раскатаны машинами или квадроциклами.

Из достопримечательностей на маршруте можно выделить бывшие усадьбы, которые имеются в большом количестве на юго-западе Ленинградской области. Большинство этих усадеб полностью или частично разрушены, а от некоторых остались лишь аллеи. Также на маршруте будет осмотрен ряд старых церквей, некие валуны Русич и Петровский, а также следы Великой Отечественной войны в виде ДОТов и памятника уничтоженной деревни Смольный. А самой заметной достопримечательностью будет Копорская крепость, недавно частично отреставрированная.

До места старта добрались с Балтийского вокзала на Сланцевском "экспрессе", о котором я уже не раз рассказывал, например, в статье о велопоездке по маршруту «Веймарн – Волосово – Тайцы», поэтому повторяться не буду.

Скажу лишь то, что это утренний семичасовой дизель-поезд, который довезёт нас до Молосковиц за два часа.

Дизель-поезд на платформе Балтийского вокзала по соседству со зданием музея железных дорог России (музей интересный, советую к посещению)
Дизель-поезд на платформе Балтийского вокзала по соседству со зданием музея железных дорог России (музей интересный, советую к посещению)

Ближе к половине десятого утра добираемся на дизель-поезде до Молосковиц. Старая деревня Молосковицы впервые упоминается ещё в 17 веке во времена шведского правления на этой земле.

На платформе станции «Молосковицы»
На платформе станции «Молосковицы»

Рядом расположена интересная достопримечательность, это разрушенная Белая кирха 17 века со старыми надгробиями на прилегающем кладбище. Об этом интересном месте я уже рассказывал в одной из прошлых статей, когда мы проехали по маршруту «Веймарн – Волосово – Тайцы».

Из Молосковиц едем по шоссе в северном направлении до посёлка Каложицы. Шоссе на данном участке, как впрочем, и дальше, очень старое, поэтому асфальтовое покрытие местами сильно разбито и довольно не ровное.

В Каложицах съезжаем с шоссе и едем через посёлок, по пути осматриваем Екатерининскую церковь и замечаем лебедя грациозно ныряющего в небольшом водохранилище на реке Хревица.

Екатерининская церковь построена на деньги местного помещика князя Долгорукова Дмитрия Николаевича в 1859 году.
Екатерининская церковь построена на деньги местного помещика князя Долгорукова Дмитрия Николаевича в 1859 году.
Дорога через посёлок вдоль водохранилища
Дорога через посёлок вдоль водохранилища
Лебедь
Лебедь

На выезде из посёлка проезжаем первую грунтовую дорогу, по обочине которой, традиционно для здешних мест, лежит большое количество булыжных камней.

Далее выбираемся снова на разбитое шоссе и следуем до деревни Ильеши.

В деревни располагается Никольская церковь частично скрытая строительными лесами.

Никольская церковь
Никольская церковь

Церковь построена здесь ещё в 1798 году, но сильно пострадала в 1824 году во время пожара, когда сгорела вся деревня, поэтому 1824-1829 гг.церковь была полностью восстановлена. Позже храм перестраивался в 1854-1864 гг. по проекту архитекторов К.И. Брандта и К.Е. Егорова. В советское время в 1937 году церковь была закрыта, но 1944 году богослужения возобновились.

Никольская церковь и деревня в 1909году.
Никольская церковь и деревня в 1909году.

В полутора-двух километрах от церкви в поле раньше находилась часовня во имя Параскевы Пятницы, вначале она была деревянной, а позже в начале 20 века возведена в камне. Рядом с часовней был чудотворный родник.

В 1962 году часовня была взорвана богоборцами, а родник перестал существовать, высох.

Мы проследовали по грунтовой дороги в направлении этой часовни, чтобы увидеть то место, где она располагалась.

Вскоре на дороге замечаем крупный камень, здесь сворачиваем и прибываем на место.

Камень как ориентир месторасположения часовни.
Камень как ориентир месторасположения часовни.

На небольшом поле окружённом деревьями видим сохранившийся фундамент той бывшей часовни.

Однажды в Ильинскую пятницу местный пастух увидел на березе маленькую девочку в старинной одежде, которая смотрела на него сквозь ветви дерева. На все приглашения со стороны пастуха спуститься девочка отвечала молчанием. Тогда пастух попытался согнать ее вниз кнутом, а затем сбить камнями. Но кнут и камни прилипли к дереву, не задев девочки. Пастух испугался и понял, что "дело не простое", помолился, залез на березу, аккуратно снял девочку, посадил ее в сумку и понес к местному священнику. По дороге девочка из сумки исчезла, священник собрал людей, и они с хоругвями и молитвенным пением двинулись к березе, на которой пастух видел девочку, где все увидели прилипшие к дереву камни и кнут.
Под деревом стояла деревянная икона св. вмч. Параскевы-Пятницы - точная копия маленькой девочки, явившейся пастуху. Икону поместили в местный храм Свт. Николая Чудотворца (тогда еще деревянный). На месте обретения иконы, недалеко от березы, был найден камень с углублениями в виде детской ступни. Здесь построили деревянную часовню и вскоре, открылся родник, что тоже было истолковано как добрый знак. Часовня была всегда открыта; береза, камень, родник творили чудеса

(Источник:http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=petersburg_area&page=207)

В данный момент планируются работы по воссозданию часовни, 2007 году был создан её проект.

Обратно возвращаемся той же дорогой через поля.
Обратно возвращаемся той же дорогой через поля.

Из деревни Ильеши едем напрямик по щебёночным дорогам и грунтовкам в полях до посёлка Зимитицы.

По пути останавливаемся у конной фермы, чтобы разглядеть красивых лошадей.

Посёлок Зимитицы также встретил нас живностью
Посёлок Зимитицы также встретил нас живностью

Здесь выскакиваем на шоссе А-180 «Нарва» и едем по хорошей дороге до деревни Чирковицы.

Трасса «Нарва» с комфортной асфальтированной обочиной.
Трасса «Нарва» с комфортной асфальтированной обочиной.

В Чирковицах останавливаемся у недавно восстановленной Спасской церкви.

Церковь построена в 1868 году по проекту архитектора И.И. Буланова, в советское время была закрыта и в её стенах открыт клуб. Позже здание пришло в запустение, а восстановление церкви произошло в 2023 году.

Напротив церкви расположен памятник-колонна в честь крупного русского промышленника и мецената Николая Никитича Демидова уроженца данной деревни. Памятник был установлен в 1832 году.

С начала 19 века в Чирковицах располагалась почтовая станция, здание которой сохранилось до наших дней.

Бывшее главное здание почтовой станции в центре, а с двух сторон расположены здания конюшен.
Бывшее главное здание почтовой станции в центре, а с двух сторон расположены здания конюшен.

Здание построено в 1808 год по типовому проекту архитектора Л./И. Руска в стиле классицизма на Нарвском тракте.

Едем дальше по трассе до деревни Корчаны, где сворачиваем на гейдер, ведущий напрямик к деревне Домашово – бывшей усадьбе Фридериксов – Фон Бальц.

Добрались до Корчаны
Добрались до Корчаны

Согласно первым упоминаниям начала 16 века сельцо Домашово на речке Суме принадлежало новгородскому помещику полковому воеводе Петру Григорьевичу Годунову. Позже мызу Домашеву с ближайшими деревнями императрица Анна Иоанновна пожаловала генералу Василию Фёдоровичу Салтыкову.

В 1777 году усадьба была продана архангельскому купцу и банкиру барону Ивану Юрьевичу Фредериксу. Во время владения поместьем семьёй Фредериксов, усадьба была благоустроена: спрямлён тракт проходящий рядом, высажены дубы и фруктовый сад, скотный двор и хозяйственные постройки перенесли.

В 1858 году поместье приобрёл отставной генерал-майор Фёдор (Фридрих-Карл) Карлович Бальц, который по образованию был инженером и строил мосты, переправы, форты, госпитали и т.п.

Именно при инженере Бальце была полностью преобразована водная система: создан пруд с каскадами, перемычка с каменным мостом. Также была благоустроена территория усадьбы: устроена терраса, высажены деревья.

К 19 веку усадьба являлась одной из красивейших дворянских усадеб.

Подземный источник.
Подземный источник.

На сегодняшний день от усадьбы Домашево практически ничего не осталось, за исключением каменных хозяйственных здания, трёх каменных мостиков, пруда со спускным каналом, булыжное мощение дороги.

Делаем несколько фотографий и осматриваем пруд с каскадом и мостиком.

Далее проезжаем в обратном направлении до ещё одной усадьбы с красивым названием «Утешение».

Дороги лучше не становятся.
Дороги лучше не становятся.
Грунтовая дорога от шоссе к усадьбе «Утешение»
Грунтовая дорога от шоссе к усадьбе «Утешение»

Земля, где сейчас находится усадьба, была пожалована императрицей Анной Иоанновной майору лейб-гвардии Преображенского полка Ивану Ивановичу Альбрехту в 1730 году. Позже в 11805 году его внук Иван Львович вместе со своей супругой построил здесь усадьбу и дал ей название «Утешение».

Господский дом усадьбы
Господский дом усадьбы

Господский дом, построенный в стиле английской готики, можно сказать, частично сохранился. Видно даже, что было начато его восстановление, но в какой-то момент работы приостановились. Сейчас дом заброшен и постепенно разрушается.

Хорошо сохранившийся хозяйственный дом рядом с господским домом.
Хорошо сохранившийся хозяйственный дом рядом с господским домом.

После революции 1917 года усадьба была национализирована и переоборудована под больницу.

Отправляемся дальше в путь по тому же разбитому шоссе в направлении Куммолово, где расположены одноимённая усадьба и аэродром.

По дороге проезжаем старую кирпичную Георгиевскую церковь в деревне Ратчино.
По дороге проезжаем старую кирпичную Георгиевскую церковь в деревне Ратчино.
Георгиевская церковь не в лучшем состоянии, но всё-таки одна из луковичных глав отремонтирована.
Георгиевская церковь не в лучшем состоянии, но всё-таки одна из луковичных глав отремонтирована.

Церковь построена в 1906 году в модном в то время «неорусском» стиле по проекту архитектора А.Орехова.

В Ломоносовском районе почти сразу сворачиваем с шоссе и едем по небольшому грунтовый участок до аэродрома.

Проехав грунтовый участок добираемся до аэродром Куммолово. Сразу замечаем в небе парашютистов прыгающих из самолёта.

Прямо напротив аэродрома находится разрушенная усадьба Куммолово.

Первым владельцем имения был Иван Лаврентьевич Блюментрост, которому её пожаловал Пётр I. В усадьбе был устроен винокуренный завод на берегу ручья Безымянного и копаные пруды для разведения форели. Позже усадьбой владел дворянский род фон Герсдорф, при котором в 1820-е года был перестроен господский дом под руководством архитектора Викентия Беретти. Фасад дома был дополнен шестиколонной крытой галереей, охватывающей два этажа и завершённой треугольной крышей. Именно таким дом мы можем наблюдать в наши дни, а вернее сказать то, что от него осталось.

Позже с 1868 года усадьбой владел тайный советник Я.Я. Шмидт, а после него в начале 20 века имение принадлежало надворному советнику Константину Константиновичу фон Веймарну

После революции в начале 1918 года в имении Куммолово были организованы сельскохозяйственный коммуны.

В 1930-е годы бывшая усадьба попала в зону строительства Ижорского укрепрайона. Сооружения усадьбы использовались военными авиационными частями тяжёлой авиации, базировавшиеся здесь на аэродроме. После Великой Отечественной войны здесь также располагался авиаполк, а после его передислокации, в 1983 году строения были переданы Государственному оптическому институту для устройства базы отдыха. А 1991 году усадьба была заброшена.

На торцевой стене остались следы от неких надписей с советского времени «Вперёд к победе коммунизма!» и «Приказ начальника – закон для подчинённого»
На торцевой стене остались следы от неких надписей с советского времени «Вперёд к победе коммунизма!» и «Приказ начальника – закон для подчинённого»
Нашли птенца выпавшего из гнезда
Нашли птенца выпавшего из гнезда

Покидаем Куммолово и едем по грейдеру в сторону шоссе.

Грейдер из Куммолово.
Грейдер из Куммолово.

Не проехав и километра по шоссе, снова сворачиваем на грунтовую дорогу к некому валуну Русич, расположенному в чистом поле.

На горизонте появился валун «Русич» в чистом поле.
На горизонте появился валун «Русич» в чистом поле.

Ехать по перепаханному полю на велосипедах, мягко говоря, не комфортно и не имеет никакого смысла, поэтому оставляем велосипеды и следуем пешком к валуну, чтобы рассмотреть его поближе.

Этот почти 5 метровый в высоту камень появился здесь после ледникового периода, завершившегося около 15 тыс. лет назад, когда образующийся лёд, воздействуя на тонны скальных пород, постепенно разнёс их в разных направлениях по Европе.

Предположительно родиной валуна Русич является современный Выборгский район Ленинградской области, где был центр формирования ледника и есть выходы гранита.

Снова возвращаемся на шоссе и едем уже напрямик до села Копорье, где делаем большой перерыв на отдых и пополнение припасов в местной Пятёрочке.

Шоссе в направлении Копорья.
Шоссе в направлении Копорья.

О Копорье, его достопримечательностях и оставшейся части пути расскажу в следующей статье.