Продолжаю рассказ о маршруте «Молосковицы-Копорье-Сосновый Бор» прерванный в прошлой статье.
В Копорье осматриваем, конечно же, Копорскую крепость – одну из главных достопримечательностей юго-запада Ленинградской области. Крепость занимает небольшой участок скального мыса, ограниченного глубоким оврагом реки Копорки. В состав оборонительного сооружения входят четыре башни: две воротные (Северная и Южная), Средняя и Наугольная.
Копорская крепость построена в 1237 году немецкими рыцарями Ливонского ордера, но тогда крепость была деревянной. В 1241 году великий князь Александр Невский отбил крепость у немецких рыцарей, при этом она была полностью разрушена.Каменная крепость впервые была выстроена в 1280 году переяславским, новгородским и владимирским князем Дмитрием Александровичем, позже на рубеже 15-16 вв. она была перестроена новгородцами. В 16-17вв крепость неоднократно отходила к Швеции и лишь в 1703 году при великом царе Петре I крепость вновь была отбита у шведов. Со временем крепость утратила своё оборонительное значение и её даже хотели разобрать на камни, но вовремя одумались и решили сохранить «подобное древнее здание» для потомков.
Можно также посетить территорию внутри крепости в составе организованных групп (вход платный) и рассмотреть расположенные там: полуразрушенный Спасо-Преображенский собор, усыпальницу Зиновьевых, наугольную башню.
В1970 году проведено историческое исследование крепости и начинается её восстановление. Позже в 1980-х годах проводится консервация двух башен и части оборонительной стены.
Начиная с 2018 года на территории крепости проходят археологические работы, во время которых было найдено много металлических изделий (боевой топор, свинцовая картечь), обнаружено около 35 монет (шведских, английских, петровской эпохе и др.), вислая печать Новгородского периода и многое другое.
Если приедете посетить Копорскую крепость, то также советую прогуляться вдоль берега реки Копорки, здесь есть красивый небольшой водопад на ступенях речки, здание старой мельницы, в которой сейчас расположена гостиница, и каменный мост.
По соседству с крепостью находится Никольская церковь, а вернее сказать её руины.
Напоследок в Копорье проезжаем через парк усадьбы «Гревова», некогда принадлежавшей дворянскому роду Зиновьевых.
Сам господский дом и хозяйственные постройки почти полностью разрушены, а руины заросли зеленью, поэтому мы просто проехали кружок по парку и отправились дальше в дорогу.
Далее на маршруте предусмотрено два съезда с шоссе на грунтовые участки. Первый съезд через 4 км приведёт нас к старому немецкому укреплению времён Великой Отечественной войны.
На возвышенности с красивым обзором, от куда виднеется Финский залив, Сосновый Бор и Ленинградская АЭС, помимо ДОТа раньше располагалась усадьба (полумызок) Высоцкий - поместье Енгалычевых.
Имение состояло из ряда хозяйственно-бытовых построек в окружении фруктовых деревьев и парка с прудом. На сегодняшний день усадьба практически полностью разрушена. От былых построек остались лишь одно кирпичное сооружение с настройкой более позднего периода, а парк и сад заросли сорняком.
От бывшей усадьбы едем через поля и небольшой участок шоссе и вскоре снова сворачиваем на грунтовую дорогу, где добираемся до ещё одного валуна с названием «Петровицкий».
Этот валун также расположен в поле.
Петровицкий валун также как и упомянутый ранее валун Русич имеет ледниковое происхождение и был принесён на это место с севера, где имеются выходы скальных пород. В размерах он визуально даже крупнее своего собрата.
Валун не единственная природная достопримечательность этого места. Буквально в сотне метрах от камня виднеется большой овраг, заросший деревьями, в него обязательно стоит спуститься. Уже при подходе вы услышите журчание воды.
В этом овраге буквально на пару сотен метров выходит на поверхность карстовая поземная речка и вскоре вновь скрывается под землёй.
Эта речка напомнила мне ещё одну известную реку Рагушу в Бокситогорском районе Ленинградской области, которая в какой-то момент скрывается под землёй, а через километр снова выходит на поверхность.
Отправляемся дальше в путь и едем уже в направлении Соснового Бора по хорошему асфальтовому шоссе.
При подъезде к Сосновому Бору у озера Готобужи свернули на последний участок грунтово-грейдерной дороги длинной 10 км.
Вначале дорога был вполне проезжаема, но где-то в середине этого участка нас ждал неприятный сюрприз…
А проблемой было то, что в какой-то момент, когда до финиша путешествия оставалось не так далеко, прямо перед нами появились завалы деревьев, которые приходилось либо обходить стороной, либо перелазить через них. И такой завал вовсе не один, а с добрый десяток, а может и больше.
Перебираясь через эти завалы, то в обход, то перенося велосипед через стволы лежащих деревьев, всё чаще начинаю посматривать на часы и высчитывать, сколько времени осталось, как быстро мы передвигаемся и успеем ли на ближайшую электричку.
Примерно через полтора километра дороги, на которую мы затратили много времени, завалы деревьев закончились и мы добрались до недостроенного обходного шоссе Соснового Бора, где дважды пересекли его.
На этом участке грунтовой дороги расположено множество небольших памятников посвящённых местным деревням, которые располагались на линии фронта и были уничтожены во время Великой Отечественной войны.
В завершении выскочили на недостроенную объездную дорогу вокруг Соснового Бора, которая уже имеет асфальтовое покрытие почти на всём своём протяжении. Эта дорога, протяжённостью 21 километр, строилась с целью перенаправить транспортный поток в обход Ленинградской АЭС и её города-спутника Соснового Бора, но строительство затянулось по тем или иным причинам на долгие 11 лет и до сих пор ещё продолжается.
По этой дороге долетели до Соснового Бора.
Сворачиваем с объездной дороги и напоследок проезжаем через красивый сосновый лес напрямик до станции «Калище», от которой электрички следуют до Санкт-Петербурга.
На финише силы быстро привели в порядок велосипеды на мойке и закупились шавермой в кафешке "Просто Вася", поэтому до Петербурга ехали с комфортом и едой на электричке «Ласточка».
Спасибо за внимание, скачивайте трек и отправляйтесь в путешествие!
- Маршрут на Strava Молосковицы-Копорье-Сосновый Бор (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)