Найти в Дзене

Велосипедный маршрут «Молосковицы-Копорье-Сосновый Бор». Копорская крепость. Валун Петровский и карстовая речка вытекающая из под земли.

Продолжаю рассказ о маршруте «Молосковицы-Копорье-Сосновый Бор» прерванный в прошлой статье. В Копорье осматриваем, конечно же, Копорскую крепость – одну из главных достопримечательностей юго-запада Ленинградской области. Крепость занимает небольшой участок скального мыса, ограниченного глубоким оврагом реки Копорки. В состав оборонительного сооружения входят четыре башни: две воротные (Северная и Южная), Средняя и Наугольная. Копорская крепость построена в 1237 году немецкими рыцарями Ливонского ордера, но тогда крепость была деревянной. В 1241 году великий князь Александр Невский отбил крепость у немецких рыцарей, при этом она была полностью разрушена.Каменная крепость впервые была выстроена в 1280 году переяславским, новгородским и владимирским князем Дмитрием Александровичем, позже на рубеже 15-16 вв. она была перестроена новгородцами. В 16-17вв крепость неоднократно отходила к Швеции и лишь в 1703 году при великом царе Петре I крепость вновь была отбита у шведов. Со временем крепо

Продолжаю рассказ о маршруте «Молосковицы-Копорье-Сосновый Бор» прерванный в прошлой статье.

В Копорье осматриваем, конечно же, Копорскую крепость – одну из главных достопримечательностей юго-запада Ленинградской области. Крепость занимает небольшой участок скального мыса, ограниченного глубоким оврагом реки Копорки. В состав оборонительного сооружения входят четыре башни: две воротные (Северная и Южная), Средняя и Наугольная.

Копорская крепость построена в 1237 году немецкими рыцарями Ливонского ордера, но тогда крепость была деревянной. В 1241 году великий князь Александр Невский отбил крепость у немецких рыцарей, при этом она была полностью разрушена.Каменная крепость впервые была выстроена в 1280 году переяславским, новгородским и владимирским князем Дмитрием Александровичем, позже на рубеже 15-16 вв. она была перестроена новгородцами. В 16-17вв крепость неоднократно отходила к Швеции и лишь в 1703 году при великом царе Петре I крепость вновь была отбита у шведов. Со временем крепость утратила своё оборонительное значение и её даже хотели разобрать на камни, но вовремя одумались и решили сохранить «подобное древнее здание» для потомков.

Крепостной мост и входные ворота,перестроенные в 19 веке после пожара. Сейчас входные ворота также находятся на реконструкции после частичного обрушения в 2020году
Крепостной мост и входные ворота,перестроенные в 19 веке после пожара. Сейчас входные ворота также находятся на реконструкции после частичного обрушения в 2020году
Арт-объект «Копорье» для фотографирования туристов.
Арт-объект «Копорье» для фотографирования туристов.

Можно также посетить территорию внутри крепости в составе организованных групп (вход платный) и рассмотреть расположенные там: полуразрушенный Спасо-Преображенский собор, усыпальницу Зиновьевых, наугольную башню.

В1970 году проведено историческое исследование крепости и начинается её восстановление. Позже в 1980-х годах проводится консервация двух башен и части оборонительной стены.

Начиная с 2018 года на территории крепости проходят археологические работы, во время которых было найдено много металлических изделий (боевой топор, свинцовая картечь), обнаружено около 35 монет (шведских, английских, петровской эпохе и др.), вислая печать Новгородского периода и многое другое.

Если приедете посетить Копорскую крепость, то также советую прогуляться вдоль берега реки Копорки, здесь есть красивый небольшой водопад на ступенях речки, здание старой мельницы, в которой сейчас расположена гостиница, и каменный мост.

По соседству с крепостью находится Никольская церковь, а вернее сказать её руины.

Напоследок в Копорье проезжаем через парк усадьбы «Гревова», некогда принадлежавшей дворянскому роду Зиновьевых.

Аллея бывшей усадьбы.
Аллея бывшей усадьбы.

Сам господский дом и хозяйственные постройки почти полностью разрушены, а руины заросли зеленью, поэтому мы просто проехали кружок по парку и отправились дальше в дорогу.

Далее на маршруте предусмотрено два съезда с шоссе на грунтовые участки. Первый съезд через 4 км приведёт нас к старому немецкому укреплению времён Великой Отечественной войны.

Рядом просматриваются сеть бывших траншей
Рядом просматриваются сеть бывших траншей

На возвышенности с красивым обзором, от куда виднеется Финский залив, Сосновый Бор и Ленинградская АЭС, помимо ДОТа раньше располагалась усадьба (полумызок) Высоцкий - поместье Енгалычевых.

Имение состояло из ряда хозяйственно-бытовых построек в окружении фруктовых деревьев и парка с прудом. На сегодняшний день усадьба практически полностью разрушена. От былых построек остались лишь одно кирпичное сооружение с настройкой более позднего периода, а парк и сад заросли сорняком.

Более поздняя надстройка с бетонным перекрытием, судя по всему тоже имела военное оборонительное назначение
Более поздняя надстройка с бетонным перекрытием, судя по всему тоже имела военное оборонительное назначение

От бывшей усадьбы едем через поля и небольшой участок шоссе и вскоре снова сворачиваем на грунтовую дорогу, где добираемся до ещё одного валуна с названием «Петровицкий».

По пути от усадьбы.
По пути от усадьбы.

Этот валун также расположен в поле.

Дорога в полях от шоссе. Справа виднеется валун.
Дорога в полях от шоссе. Справа виднеется валун.
Петровицкий валун
Петровицкий валун

Петровицкий валун также как и упомянутый ранее валун Русич имеет ледниковое происхождение и был принесён на это место с севера, где имеются выходы скальных пород. В размерах он визуально даже крупнее своего собрата.

На валун можно залезть по металлической лестнице устроенной с его обратной стороны.
На валун можно залезть по металлической лестнице устроенной с его обратной стороны.

Валун не единственная природная достопримечательность этого места. Буквально в сотне метрах от камня виднеется большой овраг, заросший деревьями, в него обязательно стоит спуститься. Уже при подходе вы услышите журчание воды.

В этом овраге буквально на пару сотен метров выходит на поверхность карстовая поземная речка и вскоре вновь скрывается под землёй.

Эта речка напомнила мне ещё одну известную реку Рагушу в Бокситогорском районе Ленинградской области, которая в какой-то момент скрывается под землёй, а через километр снова выходит на поверхность.

Отправляемся дальше в путь и едем уже в направлении Соснового Бора по хорошему асфальтовому шоссе.

-18

При подъезде к Сосновому Бору у озера Готобужи свернули на последний участок грунтово-грейдерной дороги длинной 10 км.

Хорошее шоссе до Соснового Бора, слева озеро Готобужи
Хорошее шоссе до Соснового Бора, слева озеро Готобужи
Первые метры грейдера вдоль озера Готобужи. Судя по картам здесь раньше была грунтовая дорога, но в какой-то момент её уширили и отсыпали песком, предположительно во время строительства обходной дороги вокруг Соснового Бора.
Первые метры грейдера вдоль озера Готобужи. Судя по картам здесь раньше была грунтовая дорога, но в какой-то момент её уширили и отсыпали песком, предположительно во время строительства обходной дороги вокруг Соснового Бора.

Вначале дорога был вполне проезжаема, но где-то в середине этого участка нас ждал неприятный сюрприз…

Вскоре песчаный грейдер стал более крутым, и появились спуски, но не это было проблемой.
Вскоре песчаный грейдер стал более крутым, и появились спуски, но не это было проблемой.
После нескольких километров грейдер сузился и превратился в грунтовку, но и не в этом была проблема…
После нескольких километров грейдер сузился и превратился в грунтовку, но и не в этом была проблема…

А проблемой было то, что в какой-то момент, когда до финиша путешествия оставалось не так далеко, прямо перед нами появились завалы деревьев, которые приходилось либо обходить стороной, либо перелазить через них. И такой завал вовсе не один, а с добрый десяток, а может и больше.

Перебираясь через эти завалы, то в обход, то перенося велосипед через стволы лежащих деревьев, всё чаще начинаю посматривать на часы и высчитывать, сколько времени осталось, как быстро мы передвигаемся и успеем ли на ближайшую электричку.

Примерно через полтора километра дороги, на которую мы затратили много времени, завалы деревьев закончились и мы добрались до недостроенного обходного шоссе Соснового Бора, где дважды пересекли его.

На этом участке грунтовой дороги расположено множество небольших памятников посвящённых местным деревням, которые располагались на линии фронта и были уничтожены во время Великой Отечественной войны.

Один из таких памятников, посвящённых деревне Старый Смольный.
Один из таких памятников, посвящённых деревне Старый Смольный.

В завершении выскочили на недостроенную объездную дорогу вокруг Соснового Бора, которая уже имеет асфальтовое покрытие почти на всём своём протяжении. Эта дорога, протяжённостью 21 километр, строилась с целью перенаправить транспортный поток в обход Ленинградской АЭС и её города-спутника Соснового Бора, но строительство затянулось по тем или иным причинам на долгие 11 лет и до сих пор ещё продолжается.

По этой дороге долетели до Соснового Бора.

Заезд на объездную дорогу через вагончик с охранником, который впрочем не обратил на нас никакого внимания и был занят рубкой дров.
Заезд на объездную дорогу через вагончик с охранником, который впрочем не обратил на нас никакого внимания и был занят рубкой дров.

Сворачиваем с объездной дороги и напоследок проезжаем через красивый сосновый лес напрямик до станции «Калище», от которой электрички следуют до Санкт-Петербурга.

-28

На финише силы быстро привели в порядок велосипеды на мойке и закупились шавермой в кафешке "Просто Вася", поэтому до Петербурга ехали с комфортом и едой на электричке «Ласточка».

-29
Балтийский вокзал в Петербурге в вечернее время.
Балтийский вокзал в Петербурге в вечернее время.

Спасибо за внимание, скачивайте трек и отправляйтесь в путешествие!