Живительная сила лекарственных растений зависит от того, где они собраны. Дикие травы Нахчывана и Гянджи растут близко к солнцу, в идеальной чистоте гор.
О целебных травах сложено много поверий и легенд. Считалось, что некоторые из них можно найти только в полнолуние под цветущими каштанами, зато те, кому везло, избавлялись от заклятия. Ярко-красный цветок папоротника, по слухам, распускался на один-единственный миг в году, но обещал магическую силу всякому, кто его сорвет.
А травушка-муравушка, известная еще как топтун-трава, росла рядом с людьми с весны до осени. Побегав по ней, девушки обретали нежную кожу, богатыри – силу, а пасшиеся на таких лугах коровы давали особенно вкусное молоко. По-научному эта трава из семейства гречишных называется «спорыш», благодаря очень высокому содержанию витамина C она действительно улучшает надои.
В Азербайджане в средние века врачей называли «гам», то есть «шаман», или «отачи» – «травник». Азербайджанцы издавна использовали лекарственные растения для лечения хворей. Вплоть до начала XX века существовали специальные аптеки отлар-дукянлары, предлагавшие целебные травы и старинные снадобья по рецептам времен Ибн Сины. Фармацевты, которые работали в этих аптеках, сами собирали и сушили лекарственные растения, смешивали их в разных пропорциях, усиливая целебные свойства. Такие заведения существовали во всех городах Азербайджана: Баку, Шамахе, Шуше, Агдаме, Нахчыване, Лагиче, Ордубаде, Сальянах, Лянкяране.
Травники не имели специальных дипломов. Знания они передавали от одного поколения другому, от учителя к ученику. В священной книге огнепоклонников-зороастрийцев Авесте сказано: «У врача есть три оружия: слово, травы и нож». Лучшим считался врач, который обходится только словом и травами.
Читайте еще:
Время для души: цветы, травы и другие добавки к азербайджанскому чаю
Лепесток к лепестку: плантации шиповника в Исмаиллы
Консультанты: Тариэль Талыбов, Айдын Гемберли
Фото: Дмитрий Лившиц
Стиль: Диляра Мурадова