Найти в Дзене

18 мая 1958 года советский фильм «Летят журавли» получил “Золотую пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля

18 мая 1958 года советский фильм «Летят журавли» получил “Золотую пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля. Это был первый — и до сих пор единственный — случай, когда главную награду фестиваля получила картина из СССР.

Картина Михаила Калатозова стала настоящим откровением как для зрителей, так и для жюри. Её смелый художественный язык, живая камера Сергея Урусевского и пронзительная игра Татьяны Самойловой изменили восприятие советского кино на Западе.

Что было в фильме?

Не героические подвиги, а личная трагедия. Девушка Вероника провожает на фронт любимого. Тот погибает, а она, не зная о его смерти, оказывается втянутой в другую жизнь. Это история не о войне, а о боли, вине, любви и потере.

Для 1957 года это было поразительно смелое кино. До этого Великая Отечественная война в советских фильмах изображалась строго с героической стороны. Калатозов же показал войну глазами простой девушки, а не маршала. И это потрясло зрителей — в том числе за рубежом.

Оператор Урусевский работал с камерой почти как с живым персонажем:

движение, крупные планы, съёмка «в теле» сцены.

Прощание Вероники и Бориса снято из люльки, которую двигали параллельно бегущему герою. А финальная сцена с «кружением берёз» и вовсе вошла в историю мирового кино как пример технической изобретательности.

Молодой француз Клод Лелуш, будущий режиссёр «Мужчины и женщины», случайно попал на «Мосфильм» и увидел черновой монтаж. Он был потрясён и настоял, чтобы фильм отправили в Канны. Сам Калатозов туда не поехал — перенёс инфаркт. А Баталову запретили выезд: он считался неблагонадёжным — дружил с семьёй Анны Ахматовой. В Каннах фильм представляли Самойлова и Урусевский.

🕊 Зал молчал. Потом — аплодировал стоя.

«Уже почти полфильма прошло, а в зале — тишина. Мы вжались в кресла… А потом я оглянулась — и увидела: все плачут. И женщины, и мужчины. Молчали, потому что давились слезами», — вспоминала Татьяна Самойлова.

Жюри присудило фильму главную награду «за совокупность художественных и гуманных качеств». Особо отметили игру Самойловой — она обошла даже Софи Лорен. Оператор Урусевский получил технический приз, а Самойлову во Франции встречали как кинозвезду: её рисовал Пикассо, а президент де Голль пригласил на приём.

Газета «Известия» скромно сообщила о победе, не назвав ни режиссёра, ни сценариста. Хрущёв раскритиковал героиню: мол, ведёт себя как женщина лёгкого поведения. А Самойлову не пустили на съёмки за рубеж: «ты — достояние советского искусства, тебе ещё учиться».

Тем не менее, “Летят журавли” остались в истории — как символ человечности в кинематографе.

time in focus