18 мая 1958 года советский фильм «Летят журавли» получил “Золотую пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля. Это был первый — и до сих пор единственный — случай, когда главную награду фестиваля получила картина из СССР.
Картина Михаила Калатозова стала настоящим откровением как для зрителей, так и для жюри. Её смелый художественный язык, живая камера Сергея Урусевского и пронзительная игра Татьяны Самойловой изменили восприятие советского кино на Западе.
Что было в фильме?
Не героические подвиги, а личная трагедия. Девушка Вероника провожает на фронт любимого. Тот погибает, а она, не зная о его смерти, оказывается втянутой в другую жизнь. Это история не о войне, а о боли, вине, любви и потере.
Для 1957 года это было поразительно смелое кино. До этого Великая Отечественная война в советских фильмах изображалась строго с героической стороны. Калатозов же показал войну глазами простой девушки, а не маршала. И это потрясло зрителей — в том числе за рубежом.
Оператор Урусевский работал с камерой почти как с живым персонажем:
движение, крупные планы, съёмка «в теле» сцены.
Прощание Вероники и Бориса снято из люльки, которую двигали параллельно бегущему герою. А финальная сцена с «кружением берёз» и вовсе вошла в историю мирового кино как пример технической изобретательности.
Молодой француз Клод Лелуш, будущий режиссёр «Мужчины и женщины», случайно попал на «Мосфильм» и увидел черновой монтаж. Он был потрясён и настоял, чтобы фильм отправили в Канны. Сам Калатозов туда не поехал — перенёс инфаркт. А Баталову запретили выезд: он считался неблагонадёжным — дружил с семьёй Анны Ахматовой. В Каннах фильм представляли Самойлова и Урусевский.
🕊 Зал молчал. Потом — аплодировал стоя.
«Уже почти полфильма прошло, а в зале — тишина. Мы вжались в кресла… А потом я оглянулась — и увидела: все плачут. И женщины, и мужчины. Молчали, потому что давились слезами», — вспоминала Татьяна Самойлова.
Жюри присудило фильму главную награду «за совокупность художественных и гуманных качеств». Особо отметили игру Самойловой — она обошла даже Софи Лорен. Оператор Урусевский получил технический приз, а Самойлову во Франции встречали как кинозвезду: её рисовал Пикассо, а президент де Голль пригласил на приём.
Газета «Известия» скромно сообщила о победе, не назвав ни режиссёра, ни сценариста. Хрущёв раскритиковал героиню: мол, ведёт себя как женщина лёгкого поведения. А Самойлову не пустили на съёмки за рубеж: «ты — достояние советского искусства, тебе ещё учиться».
Тем не менее, “Летят журавли” остались в истории — как символ человечности в кинематографе.