Найти в Дзене
Дмитрий Афанасьев

Платный и бесплатный маршрут из Подольска в Карелию или опять тридцать пять (часть 2)

Оглавление

В первой части мы доехали из Подольска до Красного Холма самым бесплатным среди платных маршрутов. Маршрут такой: Подольск - Троицк - ЦКАД - Радумля - М-11 - Бежецк - Красный Холм - Сандово - Устюжна - Тихвин - Алёховщина - Лодейное Поле - Олонец - Ильинский.

Почему не получается доехать за сутки или простая арифметика

В зависимости от маршрута до фазенды примерно 945 - 980 километров. Для ровного счёта будем считать - 960. Если ехать без ночлега, то получается 16 часов от двери до двери с отдыхом, заправками, для этого надо выдерживать среднюю скорость 60 км/час. Понятное дело, не везде можно двигаться со средней скоростью. Знак "40" - это любимый знак во многих населённых пунктах, и это правильно.

Кстати, скорость 60 км/час - очень удобная с точки зрения математики скорость. 60 км/час - это километр за одну минуту. Легко в уме считать на сколько минут либо километров ты отстаёшь либо опережаешь график движения. Когда мне не лень, то после Твери я прикидываю дорожные условия, вычисляю "расчётное время прибытия" и приезжаю как поезд по расписанию. Иногда из-за отставания от графика приходится сокращать стоянки.

Если ехать с ночёвкой, то арифметика такая - 16 часов на езду, 8 часов на сон. Но, проснувшись утром первая мысль - а оно мне надо куда-то торопиться? Так что по факту на сон получается больше времени. Если 960 километров проехать за сутки, то средняя скорость уже 40 км/час.

Не получается доехать за сутки потому, что я люблю поспать. А ещё, ПДД прямо запрещают управлять транспортным средством в утомлённом состоянии.

2.7. Водителю запрещается:
управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Про алкоголь и наркотики все помнят, а вот про последний пункт как-то не очень. Пока легковые автомобили не оснащают в обязательном порядке тахографами, но вот вопрос "когда вы отдыхали?" сотрудник ГАИ задать может, и если вы похвастаетесь, что уже "тысчёнку отмахали" - дальше я не знаю как сложится разговор.

По моему мнению, утомлённое состояние опаснее алкогольного опьянения. Если по мере переваривания алкоголя человек трезвеет, то утомление наоборот только нарастает. Крайняя стадия - это засыпание за рулём, но внимание и реакцию оно тоже притупляет. Так что лучше не экспериментировать.

УАЗик позволяет не страдать ерундой и полноценно спать в привычном режиме. В первой части Красный Холм мы проехали - едем дальше.

Сандово

Это ещё не Сандово - это Старое Сандово. "По просьбам трудящихся" штурман сфоткал Ленина в кустах - его не будет видно летом и трактор.

Ленин. Постамент облупился, но хорошо, что не сломали.
Ленин. Постамент облупился, но хорошо, что не сломали.

Трактор-памятник покрашен и территория вокруг него благоустроена.

Трактор
Трактор

Фотографий Сандово не будет!

Я сдуру поехал привычным маршрутом по главной дороге и пожалел - её очень сильно разбили за зиму. Надо было ехать через центр, где движение грузового транспорта запрещено.

На выезде из Сандово асфальт тоже в плачевном состоянии. Местами пришлось ползти на первой передаче - колёса у прицепа маленькие.

Само Сандово и перегон от Сандово до границы Вологодской области - сейчас худший участок по качеству покрытия. Одна радость - он короткий.

Сосновая аллея 1813-го года на 13-м километре

Когда-то в 1813-м году пленных французов отправили сажать сосны на 13-м километре, тогда наверное версте, что вполне символично.

К сожалению, тех реликтовых сосен осталось очень мало, мне кажется, что не больше десятка

Это фотография, сделана на обратном пути
Это фотография, сделана на обратном пути

Что нового в сосновой аллее.

Первая "новость" - следы ДТП и веночек. Дорожники кладут хороший асфальт, а народ на этом асфальте убивается насмерть. Может не класть?

Вторая новость, более позитивная - сосны пометили жёлтыми лентами, прямо как в Калининградской области.

Устюжна

От границы Вологодской области до Устюжны ровный асфальт. Зимой этот участок содержится под снежным накатом, что способствует сохранности асфальта. Пока держится. Но, фур на этом перегоне стало встречаться гораздо больше.

Скоро Устюжна
Скоро Устюжна
После перекрёстка начинается Устюжна
После перекрёстка начинается Устюжна

Из позитивных новостей - как видно, наконец-то обустроен тротуар.

-7
Всё для удобства пешеходов - можно помыть ноги в луже.
Всё для удобства пешеходов - можно помыть ноги в луже.

В Устюжне много церквей, кажется десять.

Не судите строго - штурман пытался на ходу сфотографировать церковь.
Не судите строго - штурман пытался на ходу сфотографировать церковь.

Устюжна - древний город, всего на 105 лет младше Москвы, но вот так получилось, что торговые пути прошли как-то мимо неё. Тихвинская водная система свернула в Чагодощу, железную дорогу проложили мимо - ближайшие станции Сандово и Пестово, залежей полезных ископаемых нет - город образовался благодаря добыче болотной руды и выплавке из неё железа. В интернете можно найти ролик как энтузиаст из Устюжны повторяет эту технологию.

Интересно посмотреть на старинные дома,

Подъезжаем к мосту через Мологу. Про мост скажу так - я помню как он строился! Мне было годиков шесть - мы шли по нему пешком, чтобы сесть на автобус, который идёт в сторону Череповца. Бетонка и комфортабельный Икарус тогда казались просто чем-то космическим.

Не знаю когда это произойдёт, но мост будет закрыт на капитальный ремонт. Альтернатива - проезд через Мологу в посёлке имени Желябова, но он всего в одну полосу. Впрочем, может быть наведут понтонную переправу. Не знаю, но разговоры о ремонте моста идут давно. Ему скоро полвека будет.

Субботний вечер - машин мало
Субботний вечер - машин мало

А ещё, надо объявить культурным достоянием устюженский говор! Ни один артист ни в одном фильме не смог повторить вологодский говор, а устюженский тем более! Как-то мне позвонили с незнакомого номера - из Устюжны по электрическим делам и можно было не сомневаться.

Река Молога

На старых советских картах река Молога была обозначена судоходной аж до Пестово. В середине прошлого века до Устюжны ходили пароходы. Последний пароход о котором рассказывали те кто его видели и с кеми я общался лично назывался Гаршин. За руслом следили - на реке работал земснаряд.

На моей памяти судоходная обстановка на Мологе сохранялась до конца 80-х годов. Бакенов уже не было - стояли вехи. По большой воде в посёлок им. Желябова приходили баржи с грузами, обратно забирали лесоматериалы. У местного лесокомбината был плавучий кран и три катера. В самом посёлке через Мологу ходил паром, потом был сооружён понтонный мост - народ его окрестил "БАМ".

Из Пестово до Весьегонска по Мологе был "лайтовый" байдарочный маршрут, так вот этот самый наплавной мост превращал его в не совсем лайтовый. Часто местные жители наблюдали цирк с купанием "байдарочников". Тьфу-тьфу, обошлось без жертв. Но через мост даже на моторной лодке было стрёмно проходить.

Пик паводка на Мологе приходится на первые числа мая, но этой весной как-то всё не так. Вода конечно большая, но бывает и больше.

Я отвлёкся. Надо ехать дальше.

Последнее фото этого дня.
Последнее фото этого дня.

Самый скучный перегон Устюжна - Тихвин

В Устюжне мы пополнили запас бензина и поехали дальше.

Если до трассы А-114 выбирать дорогу покороче, то из Устюжны надо ехать в сторону деревни Мочала. Сначала там десять километров "реликтовой бетонки", построенной в 70-е года прошлого века, потом пять километров грейдера. Но, всё равно быстрее, чем по асфальту. На этом перегоне можно найти полянку в лесу для ночлега, либо заехать на Кабожу.

После выезда на А-114 по ней надо ехать 195 километров. С одной стороны, это самый быстрый перегон, с другой - самый скучный. Если не заправился в Устюжне - можно заправиться в Сазоново. На Лукойле. К сожалению, проехать мимо этих заправок скорее всего не получится.

На трассе А-114 капитальные ремонтные работы закончены. Появились участки с ограничениями скорости "70" из-за лосей и камерами из-за жадности. Самое главное - капитально отремонтирован обход Пикалёво. Там был участок с плохой геологией, простое латание дыр не помогало - дорога расплывалась.

Из Устюжны мы выехали часов в восемь вечера, как раз оставалось время, чтобы проехать "скучный участок" и встать на ночлег.

Ночлег

После Тихвина есть два варианта, либо ехать дальше по А-114, либо свернуть в сторону Алёховщины. Через Алёховщину дорога короче километров на 25, но на ней есть перегон без асфальта. Учитывая весеннее время, может быть довольно грязный и неровный.

Рядом с трассой А-114 мест для ночлега присмотрено не было, а вот за посёлком Бор, что в сторону Алёховщины, есть хорошая стоянка на берегу озера. Конечно, в летний сезон там могут быть "культурно отдыхающие", но в этот раз погода к "культурному отдыху" как-то не располагала.

Решили ехать спать туда и обратно "на асфальт" не возвращаться. В Сазоново ещё плеснули бензина в бак - я тогда не знал, что Лукойл изменил правила программы лояльности и как раз после заправки в Сазоново "у меня возникли нехорошие подозрения".

На ночлег приехали как автобус по расписанию. Время - первый час ночи - как раз пора спать.

Проснулись примерно в восемь утра. Браслет показал, что заснул я в 00:56 и проснулся в 07:44 и выспался на 88 процентов. Просто отличный результат в первую ночь на "новом месте" я обычно сплю плохо, а тут, можно сказать, что рекорд.

Ещё дошёл до озера, умылся ледяной водичкой -совсем отлично. С берега озера уходить не хотелось - солнце грело с двух сторон.

Тихвин - Лодейное Поле

Судя по времени на фотке второго ходового дня - выехали со стоянки мы примерно в девять.

Погода шепчет
Погода шепчет

Местами на обочинах лежал свежий снежок

-16

Асфальт, как положено, скоро закончился.

Прощай, асфальт, обнимемся с тобой...
Прощай, асфальт, обнимемся с тобой...

Последняя деревня асфальтовой дороги, если ехать из Тихвина - Серебрянка. Потом ещё будут участки с асфальтом в Ерёминой горе и ещё в нескольких деревнях, но там ограничение скорости и толку от асфальта, разве что не пыльно и не грязно. А ещё, скоро он придёт в такое состояние, когда без него всё же лучше.

По ощущениям, дорога ещё не оттаяла - вода в грунт не уходит.

Летом дорога на этом участке не такая мокрая.
Летом дорога на этом участке не такая мокрая.

Примерно за десять километров до начала асфальта на дороге есть красивый участок, я его называю "каруселька" - за серию крутых поворотов, и то, что где-то едешь буквально в противоположную сторону. Дорога пересекает хорошее такое болото.

Алёховщина

В местных лесах встречаются толстые осины - кто-то из них делает вот такие деревянные скульптуры.

Река Оять

Стандартная фотография на ходу со стандартного ракурса. Летом здесь песчаный пляж - сейчас он под водой. В отличие от Московской области - на севере Ленинградской области зима была

В Тульской области есть одно местечко, очень похожее на эти края - это Поленово! Место для усадьбы Поленов выбрал неспроста:

Первые детские впечатления Поленова о девственной природе были связаны с Олонецким краем. Родители привезли Поленова в имение Имоченицы в Олонецкой губернии, когда ему исполнилось десять лет. Свои впечатления об этом восхитительном уголке вепсской природы художник воплотил в картинах: «Холмы» (1861), «Закат» (1869), «Северная изба» (1870), «Переправа через реку Оять» (1872). Ряд картин художник посвятил Имоченицам: «Усадьба в Имоченицах», «Имоченицы зимой», «Бабушкин сад». Всего здесь он написал 37 картин.

Побывайте там и там - оцените сходство!

Вернусь к автомобильной теме. В Алёховщине хорошая заправка! Почти никакого сервиса - зато на ней редко бывает очередь. Для ускорения процесса - лучше знать сколько литров надо заправить. Ограничение скорости - сорок километров в час. Можно встретить наряд ДПС.

Лодейное Поле

На этом маршруте от Лодейного Поля, разве что только дорожный знак. Лена умудрилась сфоткать вертолёт в воздухе. Есть подозрение, что он патрулировал Свирь.

Вертолёт
Вертолёт

Мост через Свирь разводной - можно попасть на его развод, если повезёт.

В этот раз не повезло.
В этот раз не повезло.

Кстати, если ехать со стороны Санкт-Петербурга по трассе Кола, то можно проехать через Лодейное поле транзитом. По расстоянию чуть короче, но интересно посмотреть на этот городок.

На выезде есть газовая заправка. Для нас самое ценное, что на ней заправляют бытовые газовые баллоны. У нас плитка с 12-ти литровым баллоном - хватает надолго.

Газовая заправка виднеется за жёлтой вывеской "СТО"
Газовая заправка виднеется за жёлтой вывеской "СТО"
Въезжаем на мост
Въезжаем на мост

К сожалению, виды с моста не открываются - мешают ограждения и прочие железки.

-27

Кстати, как-то я присмотрел по карте съезд с трассы на берег - дорога должна была идти по берегу Свири. И даже съехал как-то в порядке разведки. Но! Дорога оказалась перекопанной владельцами сетевого отеля "Точка на карте". На сколько это законно - не знаю. Я про себя конечно отметил, что за час я привёл бы их "перекоп" в проезжее состояние, но оно мне как-то не очень было надо. Вероятно раньше автотуристы пользовались этим местом, а потом его перекопали "чтобы не шастали"

Маленькое отступление. Провести этап "Пляжная гонка" знаменитой Ладоги-трофи - нельзя, толокнянку помнут. А вот поставить на этом месте отель - можно.

Здравствуй, Карелия!

Въезд в Карелию обозначен скромно. Автотуристы лепят наклейки на знаки. Встречный самосвал тащит из Карелии её главное богатство - щебень и гранит.

Олонецкая равнина

Нетипичный для Карелии пейзаж. В начале мая на местных полях останавливаются перелётные гуси. Когда я возвращался обратно - одна стая гусей паслась очень близко к дороге. Мы едем рановато - гусей ещё немного.

Вы приехали

Так обычно говорит Оксана в навигаторе. Когда едешь по знакомой дороге - навигатор лучше не включать.

Итоги поездки:

1. Грязный прицеп.

Прицеп на перегоне Тихвин - Лодейное Поле пачкается даже на минимальной скорости.
Прицеп на перегоне Тихвин - Лодейное Поле пачкается даже на минимальной скорости.

Длина платного маршрута оказалась 979 километров.

Фотография сделана у дома тёщи - нам как раз ещё метров триста до фазенды.
Фотография сделана у дома тёщи - нам как раз ещё метров триста до фазенды.
Показания маршрутника
Показания маршрутника

Средняя скорость - 35 км/час

Средний расход бензина - 13,8 л/100 км

Время в пути 27 часов 34 минуты

Общий расход - 136 литров.

Фактический расход наверное поменьше - маршрутник его завышает. Показания одометра согласуются с навигатором.

Обратный бесплатный маршрут

Отдых на фазенде был примерно в таком стиле:

Фазенда приросла четырнадцатью квадратными метрами жилплощади.
Фазенда приросла четырнадцатью квадратными метрами жилплощади.

Про историю строительства пристройки надо будет написать серию статей.

Ремонт нельзя завершить - его можно только прекратить.

Второе правило, хочешь выехать в шесть - планируй выезд на четыре.

Я планировал выехать в шесть вечера - выехал в восемь. В день отъезда нашлось к чему ещё приложить руки и доделать.

Обратно я ехал один без штурмана - Лена осталась хозяйничать на фазенде. Прицеп было решено отвезти обратно в Подольск. В УАЗ загрузил 105 литров воды из своего колодца. В Подольске вода стоит 7,5 рублей за литр - своя условно бесплатно. Поехал обратно опять через Алёховщину.

Выехав в восемь вечера, я вполне мог бы дотянуть До Устюжны и заночевать там на Кабоже. Приехал бы я туда часа в три. Но, что-то я устал за день - решил не страдать ерундой, свернул на прежнее место. Случилось это в полночь. Спать не хотелось ещё. Я поужинал, разобрал кровать и ещё час потупил в телефоне.

С погодой повезло - солнце не разбудило.

За окном снег.
За окном снег.

Сон в зимнюю ночь

Спальники у нас летние - на них написано "от +2". До места ночлега я ехал четыре часа - УАЗик прогрелся, но не сильно. Под полом стояло восемьдесят литров колодезной воды.

Замёрз только кончик носа, а в остальном хорошо. Вылезать утром наружу не хотелось. Организовать себе "завтрак в постель" не получилось не помню по какой причине. Вспомнил - там, кда можно было свесить ноги стояли канистры с водой.

Продукты переночевали на торпеде - не хуже, чем в холодильнике
Продукты переночевали на торпеде - не хуже, чем в холодильнике

А вот и "наружа":

Пока завтракал прошёл снежный заряд.
Пока завтракал прошёл снежный заряд.

Выехал я со стоянки примерно в десять утра. На этот раз поспал хуже - на 76 процентов. Это мне умные часы сняли проценты за то, что проснулся ночью и за то, что поздно лёг спать. А так, тоже хорошо поспал.

Вывод. При небольших морозах в машине спать можно без дополнительных отопителей.

Погода стояла не фотогеничная. Сфоткал ещё один раз Мологу с моста и сосновую аллею.

Одиннадцатое мая, а за окном проплывали вполне такие себе зимние пейзажи. Пока ехал по Ленинградской области - шёл снег. В Устюжне было теплее - там шёл дождь. В Бежецке опять было всё белое. Дождь прекратился только после Солнечногорска.

Прицеп сначала испачкался, а потом сам же и отмылся.

Выбор маршрута

Последний выходной день длинных выходных - это особо пробочное время. Начиная от Устюжны я заглядывал в навигатор. На всякий случай заправился в Бежецке с расчётом, чтобы до Подольска бензина хватило.

На въезд в Тверь с Бежецкого направления стала образовываться пробка. Альтернатива съехать снова на М-11 и ехать по ней. В Клину и Солнечногорске пробок больших не наблюдалось. А вот М-11в какой-то момент стала краснеть после Солнечногорска. Можно было уйти на Пятницкое шоссе, но оно тоже покраснело.

Оказалось, в Твери живут нормальные люди - они не приезжают с дач в полночь как мы. Пока я ехал до Твери - пробка на въезд рассосалась сама собой и я въехал в Тверь без всяких затруднений. Наверное, плохая погода мне в этом помогла.

В Хохловке, это примерно полчаса езды до Твери, остановился попил чай и перекусил. У перекуса в дороге есть одно нехорошее свойство - после еды тянет в сон! примерно через полчаса - а тут как раз городское движение и уже как-то не до сна.

Проехав Тверь - заехал на заправку в Эммаусе. Осмотрел прицеп - пара планок из каркаса тента выпала. Как показывает практика - наилучшая плавность хода у прицепа, когда он загружен полностью, но без перегруза.

В Эммаусе окончательно решил, не связываться с платными дорогами и это было правильно! Пока я ехал - пробки в "тематических местах" почти исчезли.

О пробках в тематических местах

Смотрю в навигатор. Тематическое место Радумля - пробка, плюс ДТП. У меня ощущение, что это всё делается специально! Мелкое ДТП стОит не дорого - зато какой профит от того, что народ начнёт объезжать собравшуюся пробку по платному участку! То, что от этого на платном участке тоже будет пробка - не беда. Если ты встал на платку, то у тебя один путь - в поля не свернёшь.

И такой сценарий повторяется с завидной регулярностью. Пробки и в других местах случаются, но как-то народ через них проезжает без ДТП.

О МКАДе

На электронных табло, которые на МКАД обнаружил новую фишку - до нужного съезда, например, на Варшавское шоссе, указано не расстояние в километрах, а время! Правда некогда было выяснять для какой средней скорости. По времени полёта ориентируются тогда, когда других ориентиров нет! Следовательно, по МКАДу водители машины не ведут, а пилотируют.

А ещё, когда-то давно, когда МКАД только что реконструировали - она была размечена на четыре полосы движения и поток ехал достаточно быстро - быстрее разрешённых ста километров в час. Сейчас народ в среднем не выбирает даже разрешённую скорость! Маленький боковой интервал, обусловленный разметкой как-то не располагает к быстрой езде.

Итоги бесплатного маршрута

В пункт назначения, то есть в гараж, я прибыл в 22:48. Отцепил телегу, выгрузил из УАЗика лишние вещи и поехал домой налегке. Без прицепа ехать было как-то непривычно. Почти за две тысячи километров я с ним сроднился.

Снимок сделан в 22:48
Снимок сделан в 22:48
Маршрутник.
Маршрутник.

Время в пути - 26 часов 36 минут

Средний расход бензина - 12,9 л/100 км

Общий расход - 122 литров

А вот средняя скорость оказалась опять - 35 км/час.

-40

"Опять тридцать пять" Ну что ж - стабильность признак мастерства )))

Низкий расход бензина я объясняю тем, что по прогнозу погоды ветер дул с попутных направлений.

До новых встреч!

Ещё один мой обзор этого маршрута:

P.S. Дзен не любит, когда автор публикует материалы не регулярно - сам он вам ничего не покажет. Лучше подписаться!