Найти в Дзене
Парадром Талая

Безопасность в парапланеризме: действия в аварийных ситуациях

Оглавление

Параплан — безопасный летательный аппарат, но только при правильных действиях пилота в нештатных ситуациях. Разберем алгоритмы поведения при самых распространенных аварийных ситуациях.

Безопасность в парапланеризме: действия в аварийных ситуациях
Безопасность в парапланеризме: действия в аварийных ситуациях

1. Сложения купола (коллапсы)

1.1. Типы складываний

  • Боковое (асимметричное) – сложение одной части крыла (наиболее частое)
  • Переднее – схлопывание носовой части
  • Полное – потеря формы всего купола

1.2. Причины

✔ Турбулентность
✔ Резкий маневр
✔ Ошибки пилотирования

1.3. Алгоритм действий

  1. Не паниковать! Большинство современных парапланов раскрываются сами.
  2. Перенести вес в противоположную сторону от сложения.
  3. Плавно отпустить соответствующую клеванту (если купол не восстанавливается сам).
  4. Применить запасной парашют, если:
    Высота менее 100 м
    Купол не раскрылся за 3-5 секунд
    Начинается неуправляемое вращение

Тренировка: Все пилоты должны проходить SIV-курсы для отработки выходов из складываний.

2. Закрутки (спирали, вращения)

2.1. Виды закруток

  • Плоская спираль – контролируемое вращение
  • Авторотация – неуправляемое быстрое вращение
  • Спираль с ускорением – опасная потеря высоты

2.2. Как выходить

  1. Определить направление вращения
  2. Противоположную клеванту плавно потянуть до упора
  3. Вторую клеванту отпустить полностью
  4. Наклонить корпус в сторону, противоположную вращению
  5. После остановки плавно выровнять купол

Важно! При высоте менее 100 м — сразу вводить запасной парашют.

3. Попадание в турбулентность

3.1. Признаки опасной зоны

  • Резкие подергивания купола
  • Неожиданные крены
  • "Проваливания" и подбросы

3.2. Правильные действия

  1. Занять правильное положение:
    Ноги вместе
    Руки на передних стропах (A-стропы)
    Корпус сгруппирован
  2. Держать нейтральные клеванты (не перетягивать!)
  3. При сильной тряске:
    Слегка добавить скорость (акселератор)
    Или потянуть A-стропы (на 10-15 см)
  4. Покинуть опасную зону:
    Развернуться по ветру
    Или набрать высоту над проблемным участком

4. Другие опасные ситуации

4.1. Перехлест строп

  1. Попытаться раскачать купол весом тела
  2. Если не помогает — вводить запасной парашют

4.2. Потеря высоты при посадке

  1. Отпустить акселератор (если был включен)
  2. Плавно подтянуть клеванты до середины
  3. Готовиться к жесткому приземлению "на ноги"

4.3. Столкновение в воздухе

  1. Немедленно развестись по высоте
  2. Если столкновение произошло:
    — Отделиться от другого пилота
    — Проверить купол
    — При необходимости ввести запасной парашют

5. Общие правила безопасности

  1. Всегда имейте запас высоты для выхода из сложной ситуации
  2. Регулярно проверяйте снаряжение перед полетами
  3. Не летайте в предельных условиях (сильный ветер, термическая активность)
  4. Проходите ежегодные SIV-курсы для поддержания навыков
  5. Знайте расположение запасного парашюта и уметь им пользоваться

Тренировочные упражнения для безопасности

На земле: Отработка ввода запаски (3 секунды от решения до раскрытия)
На воде: SIV-курсы с отработкой всех видов складываний
В воздухе: Плавные развороты с контролем скорости

Помните: 90% аварий происходят из-за ошибок пилота, а не техники! Регулярные тренировки и хладнокровие — залог безопасности.

P.S. Какие аварийные ситуации были у вас? Как вы из них выходили? Делитесь опытом в комментариях! 🪂