Найти в Дзене
Вязалушка

Психология стереотипов возраста - как их преодолеть. Или "носки только из овечьей шерсти"

Есть у меня знакомая, замечательная женщина за 60, которая вяжет только так, как её когда-то учила мама. Если носки, то из самой колючей овечьей шерсти. Если плечевое изделие, то по устаревшим выкройкам, строго с втачным рукавом, никаких ажуров, только лицевыми и изнаночными, ну разве что косы. Я не говорю, что втачной рукав - это плохо, сама его очень люблю. Но ведь это так тоскливо - всегда вязать однотипные модели, хочется же что-то новое попробовать. Я однажды предложила ей связать разноцветные носки из носочного мериноса, даже моток пряжи предложила и... увидела взгляд в духе "Ты что, "оглохла" от молодёжи?"🤦‍♀️  Почему некоторым вязальщицам так трудно пробовать новое, когда за плечами опыт и годы вязания? Я знаю, что среди моих читательниц есть такие мастерицы, которые, как говорится, "сидят в кустах", почти не комментируют, не принимают участия в обсуждениях. Их не много, но они есть. Но злятся. Потому что, по их мнению, я пишу что не то. И порой происходит "прорыв бессознател
Оглавление

Есть у меня знакомая, замечательная женщина за 60, которая вяжет только так, как её когда-то учила мама. Если носки, то из самой колючей овечьей шерсти. Если плечевое изделие, то по устаревшим выкройкам, строго с втачным рукавом, никаких ажуров, только лицевыми и изнаночными, ну разве что косы.

Я не говорю, что втачной рукав - это плохо, сама его очень люблю. Но ведь это так тоскливо - всегда вязать однотипные модели, хочется же что-то новое попробовать.

Я однажды предложила ей связать разноцветные носки из носочного мериноса, даже моток пряжи предложила и... увидела взгляд в духе "Ты что, "оглохла" от молодёжи?"🤦‍♀️ 

Почему некоторым вязальщицам так трудно пробовать новое, когда за плечами опыт и годы вязания?

Я знаю, что среди моих читательниц есть такие мастерицы, которые, как говорится, "сидят в кустах", почти не комментируют, не принимают участия в обсуждениях. Их не много, но они есть. Но злятся. Потому что, по их мнению, я пишу что не то.

И порой происходит "прорыв бессознательного", и мне пишут что-то вроде -"всю жизнь вяжу так, а не иначе, вы рассказываете тут всякую ерунду". Касаться это может чего угодно - каких-то моделей, пряжи, техник, выкроек...

-2

Эмоциональный накал подобных комментариев может быть разный - от робких попыток возразить до гневного отрицания, но смысл всегда один - не хочу пробовать новое!

И вы знаете, я понимаю этих вязальщиц, и понимаю, что ими движет. Сама в каких-то моментах такая.

Глубинные причины сопротивления новому (разбираем честно)

У меня, конечно, нет образования психолога. Но, если подумать, можно и на основе своего жизненного опыта докопаться до этих причин.

Сейчас я напишу свои мысли, а вы напишете, согласны или нет со мной. Или добавите что-то, о чем я не додумалась.

1. Итак, первое. Страх "потерять лицо":

Людям моего возраста (плюс-минус) с детства вбивали - делай качественно, делай правильно, не выпендривайся. Такое раньше было воспитание, куда деваться.

Экспериментировать - значит рисковать ошибкой и осуждением ("а вдруг не получится, засмеют?").

Это, кстати, не только вязания касается. И во всех, хоть чуть-чуть, но это есть.

И во мне тоже🤷‍♀️ Я в своем блоге частенько поднимаю эту тему. Не бойся осуждения, пробуй.

Когда-то боялась красить пряжу, а оказалось - легко и просто🤷‍♀️
Когда-то боялась красить пряжу, а оказалось - легко и просто🤷‍♀️

Но сама, например, испытываю огромный стресс, если нужно опубликовать собственное фото. Заметили, что моих фотографий очень мало? Вот, оно самое - а вдруг... Опозорюсь...

Работаю над этим😁

2. Опыт и традиция, или так называемый "мускул памяти".

Это когда сотни вещей связаны "по-старому".

Отработанные выкройки, отточенные до автоматизма движения (например, набор петель), хорошо известная пряжа, которая не преподнесет сюрпризов.

Мышечная память, привычка не только в руках - в голове. 

"Если у меня так 40 лет работало - зачем менять?"

Нет, порой в том, чтобы что-то поменять и вправду нет необходимости. Но это после того, как ты испробовал несколько способов и понял, что и когда уместней применить. Но когда делаешь так, как 40 лет назад, и только так... Опять же скучно и порой нелепо.

Впервые в 51 год связала себе шапку "лопата" 😁
Впервые в 51 год связала себе шапку "лопата" 😁

3. Устоявшийся "эталон качества".

Для многих "хорошее вязание" - значит "толстые, колючие шерстяные носки, связанные очень плотно", ну, как у моей знакомой. А чтобы как-то по-другому - вроде как несерьёзно.

То есть, если сделать так, как учили меня 40 лет назад - это хорошо и качественно. Все остальное - ерунда.

Но ведь это не правильно, я думаю. У старой школы вязания - отличная база! Но все течет, все меняется. Если застрять где-то в прошлом не будет никакого развития.

4. Страх перед стоимостью и "ненужными тратами".

Зачем экспериментировать с дорогой пряжей, если вдруг не пригодится или не получится.

Говорят, этот страх особенно часто бывает у поколений, переживших дефицит. Не знаю.

И, кстати, это мой "любимый" страх🤦‍♀️

Я, к стыду своему (это просто удобное выражение, на самом деле мне не стыдно, наверное😁), ни разу не вязала из 100% кашемира. Боюсь.

Сколько раз бросала в корзину эту нежную нитку, была готова нажать кнопку "Купить". И в последний момент отдергивала руку - иду и покупаю на ту же сумму, но другую, более бюджетную пряжу. Не на один, а на два джемпера.

Объясняю сама себе и утешаюсь мыслью о собственной экономности. Хотя это самый настоящий страх - испортить дорогую пряжу. Вот пишу эти строчки, и отчетливо это осознаю. Все-таки нужно когда-то решиться и купить!

Осваивать ИИ в моем возрасте тоже страшно🤦‍♀️
Осваивать ИИ в моем возрасте тоже страшно🤦‍♀️

Чем эти стереотипы оборачиваются для творчества и жизни?

Статья такая длинная получается, постараюсь дальше покороче.

- Творчество становится рутиной, источник радости - обязанностью. 

- Вязание превращается в "отработку нормы", а не праздник или душевный релакс. 

- Иногда обида на свою неуверенность выливается на окружающих. Или вот на блогеров, как я😁 Получаем "по полной" в комментариях, слив негатива. И я понимаю, что обижаться не за что.

Человек чувствует или думает, к примеру: "Я слишком стара, чтобы учиться, разуверилась в себе". А внутри-то хочется попробовать! Внутри-то молода!

Как преодолеть это сопротивление, вдохновить себя и не портить жизнь себе и другим?

Наверное, начать с малого. Например, попробовать новый вид пряжи для маленькой детали - не всю вещь, а хотя бы цветную отделку или полоску в тех же привычных носках. Сделать что-то маленькое, что раньше не делала никогда.

Вдохновляться чужими примерами, работами современных мастеров-ровесниц, которые не боятся "выходить за границы".

Дать себе разрешение на ошибку.

Напомнить себе, ошиблась - не беда, а приключение. Даже если что-то не получится - приобретается полезный опыт, а не повод для стыда или разочарования.

-6

И искать поддержку там, где она есть.

Не забывать читать "Вязалушку", например 😁

Тут у нас свой мини-клуб поддержки образовался.

Давайте обсуждать свои "провалы" честно и вместе смеяться (и поплакать можно, кстати, полезно) над ними. Ведь именно через общение приходит уверенность и творческий азарт.

В общем, чем закончу этот длиннющий монолог?

Дорогие мои, возраст - это не синоним слова "остановиться". 

Новое всегда сначала пугает, потом вдохновляет. 

Если вдруг кто-то узнал себя - попробуйте сделать крошечный шаг в сторону неведомого: новая яркая пуговка, тонкая разноцветная пряжа, незнакомый способ... 

Пусть это будет ваше личное маленькое чудо - не для отчёта, а для души!

Пишите, как вы относитесь к экспериментам в вязании? Пробовали ли что-то новое после 50, были страхи или (а вдруг) удачные открытия? 

-7

Делитесь опытом - поддержим друг друга и подарим своему творчеству второе дыхание!

Всех друзей жду в своем Телеграм канале!

Вязалушка

Желаю всем "бесстрашия" и уверенности в своих силах. Ваша Светлана.

Мои некоторые любимые статьи (сама написала, сама "балдею" от них😁):