Вот это поворот, друзья мои, а точнее – настоящий кульбит в воздухе, да ещё и с последующим виртуозным переобуванием на лету! Кажется, общественная атмосфера начала меняться, и первыми это тонко почувствовали наши, так сказать, "сбежавшие" звёзды и некоторые представители публичной сферы, которые поспешили покинуть Родину после известных событий 2022 года. И что бы вы думали? Тапки, сброшенные с такой скоростью и пафосом, теперь, похоже, готовы взлететь обратно, а лица, ещё недавно обрушивавшие на страну волны критики, вдруг вспоминают о Москве с почти слезами на глазах. Удивительное, конечно, зрелище, достойное самых высоких сцен, сродни цирковому представлению, где каждый трюк исполняется с неслыханной лёгкостью, а аплодисменты почему-то кажутся не совсем искренними!
Каждый раз, когда на горизонте лишь маячит намёк на возможность завершения текущей ситуации, у определённых представителей культуры и шоу-бизнеса наблюдается форменное обострение настроений и ожиданий. Они, словно чуткие барометры, начинают верить, что вот-вот всё вернётся "на круги своя", как было до 2022 года. И тут уж, как говорится, держись – сброшенные тапки просто со скоростью света взлетают в воздух, готовясь к обратному рейсу! Недавно вот в Москве объявился, спустя целых три года отсутствия, Александр Цекало со своей супругой – первый, так сказать, ласточка (писала об этом на днях, листайте мой блог). Но самое интересное начинается, когда на авансцену выходят те, кто наговорил, мягко говоря, "резких высказываний": Чулпан Хаматова и Дмитрий Назаров.
Они теперь вдруг признаются в ностальгии и почти что готовности вернуться… И вот тут, признаюсь, у меня начинает не просто теплеть в груди от умиления, а, скорее, подёргиваться глаз от непонимания, ведь память – штука весьма избирательная, но только не у народа.
Чулпан Хаматова, например, явно "прощупывает почву" насчёт своего возвращения. Недавно вот она дала интервью где-то в Грузии и, представьте себе, чуть ли не со слезами на глазах призналась в невыносимой тоске по России. "Очень соскучилась по Москве. Вчера летела через Стамбул, и там было два соседних рейса – на Тбилиси и на Москву. И у меня прямо свело всё внутри… И понимаешь, что можешь прямо сейчас купить билет и прилететь в Москву..." – вот такие вот, понимаете, откровения.
Картина маслом: трагическая дива, разрываемая между долгом и зовом сердца, а билеты на рейс – вот они, рукой подать! Чувство, надо сказать, весьма знакомое многим, кто на расстоянии вспоминает о родном доме. Но почему это "свело всё внутри" именно сейчас? Неужели раньше не сводило? Или просто момент для подобного душевного порыва был не самым подходящим, а теперь звёзды сошлись?
Затем, правда, последовал довольно странный пассаж, в котором Хаматова то ли намекает на некие опасения, которые, возможно, существуют лишь в её публичных размышлениях, то ли делает такой простейший информационный "заброс", чтобы её тут же опровергли и чуть ли не дали официальные гарантии, что все её предыдущие высказывания, вызвавшие широкий общественный резонанс, останутся без последствий: "Может быть, если бы у меня не было троих детей, которые от меня зависят, можно было бы рискнуть. Но дети во мне нуждаются, и я не стала рисковать. Но я поняла, что загнанная внутри тоска по Родине – ничего не пройдено…" Ох уж эти звёздные метания!
И вот тут у меня возникает непреодолимое желание спросить: милая Чулпан, а что, собственно, "не пройдено"? Народ, конечно, не злопамятный, но интернет, как известно, помнит всё. И все ваши "тоскливые" выступления, и те заявления, которые, мягко говоря, вызывали у многих соотечественников не тоску, а совсем другие чувства. И, конечно же, я уверена, что "народ ничего не забудет". Но Чулпан на это, похоже, очень даже надеется, словно время – это ластик, способный стереть все неловкие слова, а амнезия – заразное заболевание, охватывающее целые народы. Но увы, для публичных фигур, чьи слова разлетаются быстрее скорости света, такая избирательная амнезия – это, скорее, из области фантастики.
Как и другой известный актер, Дмитрий Назаров, автор весьма специфических стишков. Когда-то популярный, любимый многими, теперь он оказался, по сути, в определённом забвении. И, кажется, глубоко задумался о правильности своих прошлых решений. И вот, уже в беседе с некоторыми изданиями, Назаров и его супруга Ольга Васильева больше не желают публично комментировать актуальную ситуацию в стране.
"Какой смысл задавать нам вопросы про нынешнюю ситуацию? Все знают нашу позицию… Спрашивать об этом, тем более отвечать на это, неинтересно." – Вот это, я вам скажу, вершина дипломатии! Открытая критика сменилась на снисходительное "неинтересно". Да, конечно, уволили из театра и кинематографа, но "мы живём, любим друг друга, зрителя, мир, свою надежду на скорейшее завершение непростой ситуации…". Логика "я давно уже всё сказал" понятна, но как-то больше это похоже на желание не пополнять список своих, как многие их называют, высказываний, не встретивших понимания у большинства. Мало ли чего…
А список этот, скажу я вам, внушительный. Интернет помнит всё, да и я в своём блоге, кстати, всё фиксирую. Вот вы меня спрашивали зачем? Зачем я пишу статьи о высказываниях и о жизни уехавших? Вот вам наглядный пример! Потому что в момент "триумфального возвращения", о котором некоторые, кажется, мечтают, нам будет что предоставить этим, как выражаются, "заплутавшим лицам без определённого адреса". А ведь они, я уверена, обязательно скажут, что ничего такого не имели в виду, что мы их просто неправильно поняли, что всё было вырвано из контекста… Ага, конечно! Помните, как в анекдоте: "Бумага всё стерпит, но интернет – он помнит даже то, что не было на бумаге!" И этот "архив" не горит, не тонет и не забывается, даже если его очень хочется стереть из всеобщей памяти.
Нынешнее явное оживление как тех, кого называют "испуганными патриотами", так и благоразумно оставшихся "ждунов", является, по мнению многих, чётким индикатором. Если они вдруг почувствовали себя вольготно, "переобуваются" и готовятся к возвращению, значит, они почувствовали, что условия изменились в их пользу. И это, конечно, повод для размышлений, порой весьма язвительных. Моё личное возмущение вызывает не столько факт их возвращения – каждый волен выбирать свой путь, – сколько та поразительная, почти космическая наивность, с которой, кажется, некоторые из них полагают, что общественность страдает тотальной амнезией. Будто можно просто отряхнуться, припудрить носик и вернуться, как ни в чём не бывало, к прежним благам, забыв обо всех громких заявлениях и громких отъездах.
Кстати, на заявления Назарова отреагировал известный блогер Сурен Каграманов. Он задал, как по мне, очень резонный вопрос, который волнует многих: почему сериалы с участием Назарова продолжают показывать на ТВ, и куда идут авторские отчисления? Блогер задаётся вопросом, почему при определённых публичных заявлениях, одни фигуры остаются в одном статусе, а другие — в другом, при этом их работы продолжают транслироваться. И этот вопрос, друзья мои, вызвал в Сети новую волну бурных обсуждений. Кто-то считает, что к артисту относятся слишком мягко, кто-то — что всё это попытка не сжигать мосты насовсем, чтобы потом, когда "ветры перемен" подуют уже совсем в другую сторону, можно было бы вернуться "в белом пальто" и с гордо поднятой головой, как будто ничего и не было.
Ранее Назаров говорил о возвращении в Россию в крайне ироничной форме: "вернусь только сильно пьяным". Сегодня таких фраз от него больше не слышно. Он подчёркивает: живёт, любит, верит в лучшее. То есть, пытается выглядеть "над схваткой", таким себе философом, который возвышается над суетой грешного мира, не желая марать руки о "мелкие" политические дрязги. Но общественность, как я уже сказала, помнит — раньше артист открыто выражал несогласие с происходящим в России, с некоторыми решениями, с общественным настроением. Как и его коллега Чулпан Хаматова. Поостыли, задумались, осознали, что касса за бугром не такая уж и щедрая, а родные пенаты всё же теплее? Или, быть может, просто поняли, что роль вечного "оппозиционера" оказалась не такой уж и прибыльной, как обещали, и пора пересмотреть свой творческий, а заодно и жизненный, контракт? Мне кажется, в этом наблюдается некая прагматичность, граничащая с чистым расчётом, которая, безусловно, не может не вызывать вопросов у думающей публики.
Получается, что эти знаменитости, которые должны быть для народа примером, или хотя бы просто развлекать его, на самом деле разыгрывают перед нами какой-то спектакль. И это не просто "ложь", это целый "картинный ряд", который нам продают, как самую настоящую реальность. Словно мы все — актёры массовки в их грандиозном, бесконечном сериале, где сюжетные повороты зависят лишь от текущей выгоды и изменчивых прогнозов.
Я вот, честно говоря, начинаю чувствовать себя как зритель, который купил билет на премьеру блокбастера, а ему показывают рекламный ролик, да ещё и с пометкой "слухи, неподтвержденная информация", а затем удивляются, почему никто не верит в сюжет.
Теперь возникает самый главный, на мой взгляд, вопрос, который волнует многих: и что нам с ними делать? Так прощать эти, как их называют, "заблудшие души" или не прощать? Стоит ли давать им второй шанс, когда они, возможно, просто пытаются "пересидеть бурю" и вернуться к прежним благам? Или же их действия должны иметь последствия, которые будут помнить все, чтобы в следующий раз никто не думал, что можно безнаказанно метать гром и молнии, а потом, когда запахло жареным, прикидываться невинной овечкой, которая вдруг вспомнила о своих корнях?
Мне кажется, это не только вопрос справедливости, но и вопрос принципа. Когда публичные люди, чьи слова имеют вес, столь откровенно меняют свою позицию, это выглядит не как раскаяние, а как чистый расчёт. И народ, как мне кажется, уже давно научился отличать искренность от игры.
Так что же, дорогие читатели, что думаете? Как нам поступить с этими "переобувшимися" звёздами? Простить и забыть, или же помнить и требовать ответа за каждое слово? Очень жду ваших мыслей в комментариях!
Больше подробностей в моем Telegram-канале Обсудим звезд с Малиновской. Заглядывайте!
Если не читали: