Сладкие - во всех смыслах - военные заказы заманили Кристи в свои сети.
Первый неудачный опыт с серией зенитных самоходов, тем не менее раскрыл финансовый потенциал сотрудничества с военными.
Если - условно - в гражданском секторе один вложенный доллар давал 10-50 центов прибыли, то выполняя хотелки военных можно было накрутить - условно - 2 или 3 доллара чистой прибыли. Выгоднее в те времена была только торговля спиртным.
Единственная сложность состояла в том чтобы заставить людей в погонах купить изделие. Но тут Уолтер полностью полагался на свои пробивные способности.
Christie Motor Carriage for 8-Inch Howitzer. 1917г.
203мм гаубица, установлена дулом назад и смотрит в корму машины. Водитель размещается за верхним катком и смотрит в сторону казенника.
Масса машины - 15.5 тонны.
Длина - 5 метров, ширина - 2.92, высота - 2.01м.
Двигатель - 120 л.с. Скорость на гусеницах - 16 км\ч, на колесах 25 км\ч.
Проект самоходной установки тяжёлой полевой гаубицы, способной следовать за наступающей пехотой по полю боя, Уолтер Кристи начинал разрабатывать по собственной инициативе. Одновременно, Уолтер начал хождения по военным кабинетам, с предложением своего супер-оружия. По мере того, как идея проталкивалась в головы военных, росла уверенность Кристи в том что грандиозный заказ состоится.
И не дожидаясь окончательного утверждения, он в 1917 году начал изготовление шасси машины.
Собственно говоря перед Уолтером сверкали блистающие перспективы - кроме 150 зенитных самоходок из предыдущего обзора, наклёвывался заказ на следующий 1919 год, на постройку 350 таких машин с различным вооружением – 250 ед. с 240-мм гаубицей, 50 ед. с 8-дюймовой гаубицей и 50 ед. со 155-мм пушкой.
В основе конструкции лежал тот самый колесный арт.тягач и его вариант в виде зенитной самоходки. С той лишь разницей что колесная база была увеличена, и в освободившееся пространство между ведущими и управляемыми катками были добавлены опорные катки меньшего диаметра. Всё это дело обмотали гусеничной лентой.
Придававший всей конструкции странный вид, натяжной каток, сначала размещали в верхней части "треугольника" гусеницы. Но позже его расположение изменилось.
Ну и вдобавок изменилось размещение мотора. Хотя он по прежнему стоял поперёк корпуса, теперь его расположили в задней части, и привод осуществлялся на задние катки. Машина получила корпус аналогичный башенному танку М1919. О котором в следующей части.
Christie 155 mm Self-Propelled Mount. 1919г.
- боевая масса — чуть меньше 20 тонн;
- максимальная скорость на колёсном ходу — 32 км/ч;
- в ходе специального 160-километрового пробега машина двигалась со средней скоростью чуть больше 21 км/ч, при этом максимальная скорость достигла 33,6 км/ч.
Ходовая 203мм гаубицы несколько раз перестраивалась. Менялось расположение катков, их диаметр, способ подвески. И на самоходной установке под 155мм пушку, наконец оформился окончательный вариант. 4 катка на борт, одинакового диаметра. Два из них приподнимались над дорогой давая возможность установке двигаться на 4х колесах с большой скоростью.
Впрочем и на гусеницах, самоходка была самым быстрым гусеничным бронетанком мира.
однако война, на которую так спешил Кристи неожиданно закончилась.
И военные сославшись на выявленные недостатки, отменили масштабный заказ.
Тем не менее, чтобы не слишком огорчать изобретателя, ему всё таки заказали три 155мм самоходные пушки. Которые Кристи строил два года, 20-21 год. При этом каждая последующая машина в чём-либо отличалась от предыдущей.
Впрочем такая нелёгкая судьба постигла очень многих оружейников. Например Гленн Кертисс, строил в 20-28 годах истребители для ВВС США буквально поштучно. 2-3 истребителя в полгода-год. При этом заказчик оплачивал только корпус самолёта. Авиадвигатель поставлялся отдельно и часто был изношенным предыдущей эксплуатацией.
75 mm Gun and 105 mm Howitzer Motor Carriage, Christie, Model 1921
Формально, эта небольшая самоходка предлагалась на конкурс бронетракторов вооружённых полевым орудием. Компания Холт-Катерпиллер так и сделала - показала модифицированный трактор у которого рядом с водителем смонтировали полевое орудие.
Но Уолтер Кристи всё сделал по своему. О представил колесно-гусеничное шасси специальной разработки. Напоминающее трактор только своими небольшими габаритами.
В корпусе машина поместились только двигатель с трансмиссией и место водителя. 76мм орудие - лицензионная французская 75мм Пюто обр 1897 года - установили наверху. Для расчёта не осталось места. Предполагалось что расчёт и боекомплект будут ехать на прицепе. А стрелять стоя на земле.
Масса установки - 8.2 тонны. Двигатель - 90 л.с. Скорость - 16 на гусеницах, и 48 км\ч на колесах. Предполагалась установка бронещита. Но его так и не поставили.
Впрочем всё то-же самое было и у артиллерийского трактора Катерпиллер.
Машина показала неплохую подвижность и проходимость. Впрочем конкурент от Катерпиллер отставал только в движении на колесах. Так как у него не было такого режима движения. Испытания машин затянулись, интерес военных иссяк. Кристи прекратил работы. А конкуренты возились со своим трактором до начала 30-х годов, постепенно изменяя конструкцию. В итоге на удлинённом шасси в движении сидело 4 человека. А стрелять можно было не сходя на землю. но это совсем другая история.
4,7-inch Antiaircraft Gun Motor Carriage M1921.
В самом конце 1й мировой, американская армия осознала необходимость в сверхмощных зенитных орудиях. Так как "малокалиберные" 76.2мм орудия не доставали цели, летевшие на высоте более 5 000 метров.
Конечно - паспортная досягаемость этих орудий имела более высокие значения.
Но в реальности, самолёт залетевший на высоте 5.500 метров и немного выше, находился в зоне досягаемости очень непродолжительное время и уходил целым и невредимым с вероятностью 99.9999 %. Огромную роль так-же, играл разброс снарядов по траектории от разных причин. Даже от разного направления ветров на разной высоте, попросту сдувавших лёгкие снаряды.
И внедрение зениток гигантских калибров, в нашем случае 120мм, позволяло держать летучие цели под обстрелом и на таких высотах, с высокой вероятностью сбития. Оптимальная досягаемость по высоте у этого орудия, около 7000 метров. Паспортная - около 10500 метров.
И-за огромной массы орудия, сделанного в 1920м году, сразу возникла идея поставить зенитку на самоходное шасси. И Кристи взялся такой самоход сделать.
Самоходный лафет стоимость 83-87 000 долларов, оказался неудачным.
И при массе 19.2 тонны, шасси опиралось всего на 8 катков. При этом внутренняя пара должна была приподниматься над дорогой при движении на колесах. Нагрузка на оставшиеся катки возрастала чрезмерно, и машина становилась неуправляемой и разрушала дорожное полотно под собой. И по факту на колесах двигалась с той-же скоростью что и на гусеницах - 13.7 км\с. Мощность двигателя - 120 л.с.
Установку собирались облегчить заменив орудие на старую 76.2 мм пушку. но в итоге не стали этого делать. А Уолтер Кристи, видимо поругавшись с заказчиком, с 23 года начал окучивать другое военное ведомство. Создав для американского флота серию плавающих танков.
Но эта история будет попозже.
На этом сегодня всё.
Ещё немного разного здесь:
Спасибо за просмотры, лайки и подписки. Не забывайте комментировать и говорить что Вам интересно!