Это ещё были те времена, когда таблички "Только для белых" можно было встретить где угодно, а негры должны были знать своё место начиная с автобусов и до мест отдыха. Что, кстати, не мешало успешно использовать их в качестве музыкантов, например.
Но мы о флоте. До поры, до времени здесь они могли занимать должности только обслуги или камбузных вспомогательных рабочих. Однако война внесла свои коррективы. Корабли строились в массовом порядке и белых моряков стало явно не хватать.
В 1942 году под давлением нескольких организаций ( и своей жены Элеоноры ) президент Франклин Рузвельт приказал ВМС отказаться от политики набора чернокожих американцев только в качестве помощников стюарда и открыть им все должности. Однако существовали большие сомнения, как будут уживаться вместе белые и чёрные.
В конце 1943 года, чтобы показать, что чернокожие моряки могут служить не хуже белых, были выделены два новых корабля противолодочной обороны для укомплектования экипажами, состоящими почти полностью из чернокожих.
Офицеры и старшие унтер-офицеры должны были быть белыми, поскольку до марта 1944 года чернокожих офицеров не было, а у новобранцев на новых должностях не было достаточно времени, чтобы претендовать на повышение до старшего унтер-офицера. Однако белые унтер-офицеры должны были быть заменены чернокожими, как только их замена будет подготовлена и готова занять ее.
Более известен эсминец USS «Мейсон» (DE-529), который стал первым, где количество чернокожих достигло 160 из 204 членов команды.
Охотник за подводными лодками USS PC-1264 остался более в тени, хотя именно на нём белыми были только пять офицеров, да и то под конец старпомом стал чернокожий.
Все ее пять офицеров были резервистами; за исключением командира , все они были недавно произведены в офицеры. Это были: командир, лейтенант Eric Sinclaire Purdon (почему-то везде его фамилия звучит как Пёрдон. А давайте, я его буду называть Пардон); старший офицер Джордж Пур; инженер Эрнест Хардман; артиллерийский офицер Уилбур Отто; и офицер связи Фрэнк Гарднер.
На снимке Пардон зачитывает перед командой приказ о своём вступлении в должность командира
Было восемь белых унтер-офицеров.
Всех этих восьмерых заменили обученные ими чернокожие моряки (за исключением нового помощника фармацевта) всего через семь месяцев после ввода корабля в эксплуатацию, что стало поистине выдающимся успехом экипажа.
После ввода в эксплуатацию PC-1264 загрузил припасы, забрал боеприпасы и противолодочное оружие, и 1 мая 1944 года прибыл на базу командующего Eastern Sea Frontier в Томпкинсвилле на Стейтен-Айленде и немедленно был направлен в Майами для обучения. Команда закончила обучение с тяжело заработанной оценкой «Отлично» и множеством комплиментов на всех уровнях. Учебное бомбометание
Вот в Майами и начались неприятности. Один день подготовки был запланирован для обучения покиданию судна на зафрахтованном общественном пирсе в Майами-Бич. Внезапно это было отменено; хотя большинство моряков ВМС США из близлежащих учебных заведений сдавали экзамены по плаванию на этом пирсе, в день, когда экипаж PC-1264 должен был пройти квалификацию, город Майами-Бич отказался разрешить использовать свой общественный пляж для обучения негров.
В этом учебном центре охотников за подводными лодками в Майами гражданские охранники у ворот часто тратили много времени на проверку удостоверений личности и пропусков членов экипажа, когда люди входили и выходили с базы, гораздо больше, чем время, потраченное на проверку белых моряков. Затем однажды это внезапно прекратилось.
Прошло некоторое время, прежде чем офицеры PC-1264 смогли выяснить, почему. В местном баре в верхней части города белые моряки другого противолодочного патрульного корабля услышали разговоры гражданских о том, чтобы спуститься на базу и расстрелять «ниггерский корабль». Эти моряки вернулись на базу, вооружились винтовками и пистолетами без разрешения и подошли к воротам, чтобы встретить "гостей". Когда нервные гражданские охранники спросили, что они делают, белые моряки доходчиво объяснили. После этого офицеры и экипаж PC-1264 заметили, что расовые притеснения на этой базе значительно снизились.
PC -1264 вернулся в Нью-Йорк и 10 июля Пардон доложил командующему Eastern Sea Frontier о готовности корабля к боевой работе. После сопровождения двух конвоев на Кубу в фундаментах под дизелями были обнаружены опасные трещины, корабль поставили в ремонт.
Когда ремонт был завершен, PC-1264 был направлен в Нью-Лондон, чтобы сопровождать французскую подводную лодку Argo в Ки-Уэст. За исключением ужасного шторма у мыса Гаттерас, переход прошёл без происшествий до ночи после прибытия, когда французы пригласили офицеров патрульного судна на ужин на борту Argo. Это был выдающийся обед, сопровождаемый всеми надлежащими винами, завершенный замечательным шоколадным пирогом со взбитыми сливками. Французский командир сказал гостям, что, по его мнению, они оценят десерт, известный как la negre en chemise (негр в рубашке).
А тем временем большинство унтер-офицеров корабля отправились в кино на базу Береговой охраны, сели в зоне младших офицеров и тут же получили приказ вернуться в секцию стюардов «со всеми остальными ниггерами». Ситуация становилась отвратительной, пока один из них не успокоил товарищей, сказав им, что это придется передать на рассмотрение командиру. Пардон пошел к старшему офицеру базы, лейтенант-коммандеру, который категорически заявил ему, что ни один черный не будет сидеть на белых местах на его базе — и точка. Ки-Уэст не был любимым портом для PC - 1264.
Далее обычная служба патрульного корабля, сопровождение конвоев в прибрежной зоне, поиск немецких подлодок. Она ничем не отличалась от службы многих десятков таких кораблей, никаких особых проблем не возникло, как и побед на счету. Сигнальщики
2 мая 1945 года на борт прибыл первый чернокожий офицер, и в течение двух часов принял должность вахтенного офицера, а его предшественник сошел на берег. Энсин Сэмюэл Грейвли-младший поступил на службу после двух лет обучения в колледже, закончил учебный лагерь и курс обучения дизельным двигателям в Институте Хэмптона и был назначен на незначительную работу на берегу. Оттуда он подал заявку на новую программу подготовки офицеров запаса, которая предусматривала третий год обучения в колледже, стал первым чернокожим офицером, получившим такое назначение, и был направлен в Майами, откуда прибыл на корабль.
Он был первым афроамериканцем в ВМС США, служившим на борту боевого корабля в качестве офицера, первым, кто командовал кораблем ВМС, первым командующим флотом и первым, кто стал флаг-офицером, выйдя в отставку в звании вице-адмирала
А тогда, 5 августа 1945 года, PC - 1264 был направлен во всё тот же Учебный центр охотников за подводными лодками . Корабль должен был остаться в Центре на десять дней обучения, но инцидент прервал эти занятия.
Однажды ночью в клубе, обслуживающем афроамериканцев, произошла небольшая драка, в результате которой владелец клуба вызвал Береговой патруль . Когда прибыли три белых члена Берегового патруля, начальник остался у машины, а двое других вошли в клуб. Там они заметили черного моряка в офицерской форме. Поскольку выдача себя за офицера является федеральным преступлением, военный полицейский подошел к этому человеку. Человеком, подозреваемым в «выдаче себя за офицера», на самом деле был энсин Сэм Грейвли.
Когда военный полицейский сказал энсину Грейвли, что начальник хочет его видеть, Грейвли ответил: «Если начальник хочет меня видеть, скажите ему, чтобы он подошел сюда» — следуя военно-морскому порядку, что рядовой должен прибывать к офицеру, а не наоборот. Вместо этого военный полицейский сдёрнул Грейвли со стула. «Успокойтесь», — крикнул энсин другим людям в клубе, которые были явно расстроены; затем добавил: «Это всего лишь ошибка». Затем он обратился к патрульному: «Поехали».
Однако слух о том, что энсина Грейвли арестовывают, быстро распространился. Чернокожие моряки собрались у патрульной машины, и начальник берегового патруля по рации вызвал подкрепление. Вскоре прибыли еще две машины с большим количеством людей, и энсин Грейвли пытался успокоить людей и объяснить ошибку береговому патрулю. Однако сотрудники берегового патруля заставили часть экипажа PC-1264 сесть в грузовики. Грейвли сел в машину начальника, и все отправились в штаб.
Один из членов экипажа PC-1264 побежал на корабль, чтобы рассказать командиру о случившемся. Когда лейтенант Пардон прибыл в штаб-квартиру Берегового патруля, он обнаружил, что дежурный офицер извиняется перед энсином Грейвли, поскольку энсин объяснил ошибку патрульных.
Однако людям, которые выступили против Берегового патруля, пытаясь защитить энсина Грейвли, были предъявлены обвинения в «Отказе подчиняться приказам Берегового патруля», «Вмешательстве в работу Берегового патруля», двух обвинениях в «Пьяном состоянии и нарушении порядка» и одном обвинении в «Пьяном состоянии». На следующее утро в штаб-квартире базы лейтенанту Пардону сообщили, что адмирал, командующий военно-морским округом, хочет, чтобы лейтенант Пардон «возбудил общее военное дело против этого энсина за «поведение, не подобающее офицеру и джентльмену»».
Лейтенант Пардон, как командир PC-1264 , отказался, сославшись на военно-морские правила , согласно которым комендант военно-морского округа не может приказать командиру корабля выдвинуть обвинения против любого офицера с этого корабля.
Адъютант базы, услышав о деле и поняв факты, стоящие за инцидентом, посоветовал лейтенанту Пардону ограничить сход своих людей на берег и, следовательно, быть вне досягаемости Берегового патруля и адмирала, что лейтенант Пёрдон и сделал. PC-1264 провел еще четыре дня в обучении и отбыл из Майами в Ки-Уэст.
Так что на берегу можно было потрепать нервы не меньше, чем на боевой службе в море.
17 сентября 1945 года Пардона сменил лейтенант Хардман, изначально механик, а теперь старший помощник. На церемонии смены командования команда подарила капитану Пардону прекрасную настольную лампу. На ней было написано «USS PC-1264: Мы никогда не подведем», девиз, которому корабль действительно соответствовал. Именно его выбрали представлять класс патрульных кораблей на смотре флота, устроенном для президента Гарри Трумэна на реке Гудзон в День ВМФ.
В рождественские праздники энсин Грейвли стал старшим офицером. Некоторое время корабль служил в качестве партнёра для подводных лодок, отрабатывавших методы борьбы с противолодочниками, прежде чем пришел приказ направиться Нью-Йорк «для утилизации». Последняя дань уважения прозвучала от старшего офицера инспекционной группы: «Этот корабль находится в лучшем состоянии, чем любой другой корабль, проходящий через Нью-Йорк».
USS PC-1264 был выведен из эксплуатации 7 февраля 1946 года с полностью черным экипажем и черным старшим офицером.
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4