Найти в Дзене
Познающий

Эффект новизны: почему свежая информация имеет для нас наибольшее значение

Оглавление

Когда дело доходит до обработки информации и принятия решений, человеческий разум склонен отдавать предпочтение той информации, которую мы получили последней. Этот когнитивный феномен или когнитивное искажение известно как «Эффект новизны».

Данное когнитивное искажение влияет на то, как мы запоминаем, учимся и воспринимаем окружающий мир. А понимание его работы может пролить свет на то, как работает наш мозг и как этот эффект влияет на различные аспекты нашей жизни.

Как работает эффект новизны?

Эффект новизны - искажение памяти, которое заставляет людей лучше запоминать и придавать большее значение последней полученной информации.

Происходит это из-за особенностей работы нашего мозга. Когда мы получаем новую информацию, она сохраняется в нашей кратковременной памяти. Со временем по мере получения ещё более новой информации, ранее полученная информация может быть перенесена в долговременную память посредством процесса, называемого консолидацией. В результате свежеполученная информация становится более доступной и легче вспоминаемой.

Примеры эффекта новизны

  1. Реклама продукта: Маркетологи часто используют эффект новизны в своих интересах при продвижении продуктов. Например, вы как зритель смотрите серию рекламных роликов, так же называемой рекламной паузой. Так вот, последний просмотренный вами ролик может оказать на вас более существенное влияние.
  2. Собеседования при приёме на работу: интервьюеры могут столкнуться с эффектом новизны при оценке кандидатов. Выступление кандидата или ответы в конце собеседования могут оказать более существенное влияние на общее впечатление.
  3. Обучение в классе: в процессе учёбы эффект новизны может повлиять на усвоение учащимися информации. Информация, данная учителем в конце урока, может запомниться учащимся лучше, чем информация полученная в середине или начале.
  4. Тестирование памяти: Во время проверки памяти люди часто лучше справляются с заданиями, требующими запоминания информации, представленной совсем недавно. Например, если кого-то попросить запомнить список предметов, которые он слышал или читал, он с большей вероятностью вспомнит последние несколько предметов, чем те, что находятся в середине или начале списка.
  5. Решения на фондовом рынке: Инвесторы также могут стать жертвами эффекта новизны при принятии финансовых решений. Они могут придавать большее значение последним рыночным тенденциям или новостям, потенциально упуская из виду долгосрочные показатели.

Как бороться с эффектом Новизны?

Хотя эффект новизны является естественным когнитивным искажением, осознание его влияния может помочь отдельным лицам и организациям принимать более обоснованные решения.

Вот несколько стратегий по смягчению его воздействия.:

  • Всесторонний анализ: найдите время для сбора и анализа широкого спектра информации, учитывая как недавние, так и прошлые данные.
  • Сбалансированная оценка: осознавайте свои когнитивные предубеждения и активно стремитесь объективно оценивать информацию, придавая должное значение различным временным рамкам.
  • Пауза: при принятии важных решений берите небольшую паузу между получением информации и вынесением окончательного решения. Это даст вам время подумать.

Используя всесторонний анализ как недавней, так и давно полученной информации, мы можем делать более всесторонний и осознанный выбор в различных аспектах нашей жизни.