Владимир Александрович Орехов (1921-1997) участвовал в Великой Отечественной войне с первого дня; кроме того, в 1945 г. он принял участие в войне с Японией. Почти всю войну этот летчик сражался в составе элитного 434-го ИАП (32-го ГИАП), созданного Василием Сталиным для противоборства с опытными асами Люфтваффе. Причем именно Орехов летал ведомым Василия, прикрывая в бою спину сына Верховного Главнокомандующего...
Уроженец Тулы Владимир Орехов с детства увлекся авиацией. В январе 1939 налетавший в аэроклубе на биплане У-2 38 часов Владимир поступил в Качинскую Краснознаменную военно-авиационную школу. До ее окончания в марте 1940 г. курсант Орехов увеличил свой налет еще на 75 часов - на учебном УТИ-4. Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Орехов встретил в составе 87-го ИАП Киевского военного округа.
В первые же часы войны его стоявший на аэродроме И-16 номер «33» был уничтожен бомбой вражеской авиации, и Орехову поначалу пришлось участвовать в боях лишь эпизодически - когда на время ему удавалось подняться в небо на «чужом» самолете. Но «конкуренция» росла: полк быстро редел, и на аэродроме оказывалось все больше «безлошадных» летчиков. Поэтому 1 июля все эти пилоты были отправлены в тыл за новой техникой. Однако пока летчики дожидались новых самолетов, Владимира Орехова перевели в формирующийся 434-й ИАП, обе эскадрильи которого оснащались новыми истребителями ЛаГГ-3. В конце августа, после окончания переучивания на новую машину, 434-й ИАП прибыл на Северо-Западный фронт, и приступил к боевой работе в районе Новгорода и Волхова. Здесь Орехов и открыл боевой счет, сбив на своем ЛаГГ-3 номер «93» истребитель Bf.109E, пытавшийся взлететь во время штурмовки самолетами 434-го ИАП аэродрома Любань. При повторных заходах по аэродрому Орехов еще поджег и стоявшие на земле 4 Ju.88. Всего же в том бою летчики 434-го ИАП уничтожили 5 самолетов в воздухе и 14 - на земле, потеряв при штурмовке 2 своих истребителя.
Однако господство в воздухе по-прежнему оставалось за немцами. Их «охотники» часто подкарауливали советские самолеты прямо над аэродромом и уничтожали их буквально на глазах персонала полка. Большим потерям способствовали и недостатки ЛаГГа - строгость управления, плохие маневренность и скороподъемность, слабое оснащение радиостанциями (только командиры полка, эскадрилий и звеньев имели рации, на остальных стояли только приемники). В результате уже к началу октября в 434-м ИАП осталось всего несколько машин и, сдав их соседям, полк убыл в тыл за новыми истребителями. Передышка длилась недолго - в начале ноября 434-й ИАП на новой модификации ЛаГГа (уменьшено количество топливных баков, сняты ШКАСы, автоматизированы предкрылки) вновь вступил в бой; Орехов участвовал в этих схватках уже в звании лейтенанта и должности командира звена; летал он на новой машине с прежним номером «93». 1 января 1942 г.за 4 одержанные воздушные победы (3 лично + 1 в группе) Орехов был награжден первой боевой наградой - орденом Красного Знамени. В феврале при очередной штурмовке вражеского аэродрома ЛаГГ Владимира был подбит зениткой и разбился при вынужденной посадке на своей территории. Потери по-прежнему были очень велики. К началу апреля в 434-м ИАП осталось всего 2 самолета, и полк вновь был отведен в тыл - на этот раз для изучения истребителя Як-1, который понравился летчикам значительно больше, чем тяжелый ЛаГГ.
В мае 1942 г.по инициативе полковника Василия Сталина (сына Иосифа Виссарионовича Сталина) на основе 434-го ИАП была создана особая группа при командовании ВВС. Из полка, который возглавил известный ас И.И. Клещев, были отчислены все молодые летчики, а вместо них в часть прибыли пилоты, имевшие большой боевой опыт - так было создано первое в ВВС СССР элитное подразделение, способное на равных бороться с истребителями Люфтваффе.
В начале июня 1942 г 434-й ИАП перелетел на аэродром Валуйки близ Харькова и вошел в состав 8-й Воздушной Армии Юго-Западного фронта, вновь приступив к боевой работе. 13 июня во время тяжелого воздушного боя Як Орехова с бортовым номером «16» был подбит, сам Владимир получил ранение в левую руку и ногу осколками 2-х снарядов с «Мессершмитта», разорвавшимися в кабине. Истекающему кровью летчику удалось-таки посадить самолет «на вынужденную» в расположении советских войск, но при посадке Як был так побит, что не подлежал восстановлению. Раны оказались серьезными, и вновь вернуться в свой полк Владимир смог только в августе 1942 г.
В это время 434-й ИАП проходил очередное переформирование в Люберцах под Москвой, пополняясь летчиками (была создана 3-я эскадрилья) и осваивая истребитель Як-7Б, которых хотя и был потяжелее Як-1, но превосходил его в вертикальном маневре и мощи огня. Орехов получил машину с номером «31»; ее капот почти до кабины был выкрашен в красный цвет - так с июня 1942 гстали обозначаться все машины 434-го ИАП.
14 сентября полк прибыл на аэродром Большая Ивановка в районе совхоза «Сталинградский» (северо-западнее Сталинграда) и сразу же принял участие в боях за этот город. Накал боев был необыкновенным: вылеты следовали один за другим, летчики спали не более 4-5 часов в сутки, некоторые от усталости и перенапряжения теряли на посадке сознание... За 3 дня (с 18 по 20 сентября) пилоты полка уничтожили 44 вражеских самолета, а за 3 недели боев (с 14 сентября по 3 октября) - 83 крылатые машины. Счет лейтенанта Орехова в эти дни пополнился двумя Bf.109. Однако к 3 октября в 434-м ИАП осталось всего треть летчиков и самолетов, и вскоре полк вновь отправился в Люберцы, передав соседям исправные машины (в т.ч. и Як номер «31»).
На октябрьские праздники пришло сообщение о переименовании 434-го ИАП в 32-й ГИАП; в середине ноября гвардейцы на самолетах Як-1 прибыли на Калининский фронт, влившись вместе со 169-м ИАП в 210-ю ИАД. Эта дивизия входила в состав 3-й Воздушной Армии, дравшейся на великолуцком и ржевском направлениях. Здесь в напряженных январских боях 1943 г Орехов сбил хорошо защищенный бомбардировщик Не.111 и новый германский истребитель Bf.109G.
В феврале 210-я ИАД перешла в 6-ю ВА Северо-западного фронта и приняла участие в ликвидации Демьянского котла; в это время летчики 32-го ГИАП сражались на истребителях Як-9, освоенных по ходу боевых действий без переучивания (Як-9 являлись развитием уже знакомого гвардейцам истребителя Як-7). Командование полком после гибели И.И. Клещева принял полковник В.И. Сталин, а Владимир Орехов стал ведомым Василия - ему было доверено прикрывать в бою спину сына самого Верховного Главнокомандующего...
В первой половине марта 32-й ГИАП дрался в районе реки Ловать, совершая по 4 вылета в день каждым летчиком, причем в каждом вылете обязательно был бой с германскими асами. Здесь гвардейцы впервые столкнулись с новым немецким истребителем FW.190, и счет Владимира увеличился на две машины этого типа.
20 марта 1943 г. 1-й ГИАК, в состав которого входили 3-я ГИАД (бывш. 210-я ИАД) и 4-я ГИАД (бывш. 274-я ИАД), был выведен с фронта в резерв Ставки. Для унификации техники в 3-й ГИАД весь 32-й ГИАП был пересажен с Яков на новые истребители Ла-5 (1-я эскадрилья, в которой служил Орехов - на Ла-5ФН, две другие - на Ла-5Ф). К этому времени в связи со снятием с должности Василия Сталина (после гибели человека 23 марта на организованной им «рыбалке» В. Сталин, В. Бабков и С. Долгушин были переведены в другие части) 32-й ГИАП утратил статус элитного подразделения, хотя по своему составу все еще существенно отличался от обычных авиаполков. Самым же слабым в 3-й ГИАД был только что введенный в состав дивизии 160-й ИАП, практически почти полностью состоявший из необстрелянной молодежи.
1-й ГИАК находился в резерве Верховного главнокомандования и передавался на усиление тех Воздушных Армий, которые действовали на важнейших направлениях. В начале мая 1943 г. Корпус передали на Брянский фронт в 15-ю ВА, готовившуюся к боям за Орел. Практически одновременно с перебазированием пришло сообщение о присвоении старшему лейтенанту Орехову звания Героя Советского Союза (к тому времени он имел 10 личных + 3 групповые победы). В район Курской Дуги советским командованием было стянуто столько авиации, что даже такие подготовленные к бою части, как 1-й ГИАК, иногда не вводились в бои; летчики этого Корпуса почти всю Курскую Битву занимались рутинным прикрытием войск Центрального фронта в районе Малоархангельского. Воздушных боев на этом направлении было совсем немного, однако 8 июля эскадрилья 32-го ГИАП все же провела схватку с группой FW.190, уничтожив 3 германских истребителя, один из которых был сбит В. Ореховым, летавшим теперь на Ла-5ФН с номером «93». Этот самолет имел красный капот и две белые наклонные полосы на хвосте (новая маркировка 32-го ГИАП с лета 1943 г).
Утром 12 июля обстановка изменилась: войска Брянского фронта начали наступление на Орловском направлении; 15-я ВА вступила в борьбу за господство в воздухе. Уже 12, а затем 13 и 15 июля Владимир сбил по Фокке-Вульфу 190, его товарищи уничтожили за эти дни еще 30 германских самолетов; однако и немцы не оставались в долгу: советская авиация так же несла серьезные потери. Например, 17 июля с задания не вернулись все 6 истребителей Як-1М из 65-го ИАП 4-й ГИАД, во главе с Героем Советского Союза лейтенантом Гуськовым... В начале октября Корпус перелетел в Тулу для восполнения понесенных потерь и смены выработавших ресурс машин. Орехов так же сдал свой истрепанный в боях самолет, получив взамен новенький Ла-5ФН с номером «23».
4 ноября 1-й ГИАК вновь оказался на передовой - теперь в составе Прибалтийского фронта, который 13 декабря начал наступление на райцентр Витебской области город Городок. Наиболее тяжелый бой 1-я эскадрилья 32-го ГИАП провела 15 декабря, когда 8 Ла-5ФН вступили в схватку с 18 Ju.87 и 8 FW.190. В этом бою Орехов был подбит, но сумел благополучно приземлиться на аэродроме Рудня. Свой день рождения - 8 января 1944 г. - Владимир Орехов отметил уничтожением очередного бомбардировщика Не.111. В марте 1944 гфронт на этом участке стабилизировался, и 29 марта 1-й ГИАК вновь отошел в тыл.
18 июня 32-й ГИАП перелетел на аэродром Изубри Смоленской области - ему предстояло действовать в составе 3-го Белорусского фронта на Оршанском направлении. К этому времени господство в воздухе было уже за советскими летчиками, немцы почти не летали, однако 28 июня шестерке Ла-5 из 1-й эскадрильи капитана Орехова пришлось вступить в бой с 27 Ju.87 и 10 FW.190. Внезапная атака советских летчиков со стороны солнца была успешной. Враг потерял 6 машин, одну из которых (FW.190) сбил комэск Орехов.
16 июля 1-й ГИАК перешел в подчинение 3-й ВА 1-го Прибалтийского фронта; летчики приняли участие в боях за Шауляй. Сопротивление немцев в воздухе было сначала незначительным; но с 5 августа, когда Вермахт нанес контрудар, активность германской авиации возросла. Их штурмовики FW.190 группами по 20 самолетов почти непрерывно «обрабатывали» советские наземные войска. Гвардейцы-истребители старались перехватывать вражеские штурмовики еще до подхода к цели; в этих боях Владимир уничтожил еще один «Фокке-Вульф»...
12 августа 1944 г. 1-я эскадрилья Орехова вернулась в Тулу за новыми истребителями Ла-7. Переучивание на этот самолет особого труда не представляло: Ла-7 по технике пилотирования не отличался от Ла-5ФН, разве что был строже на пробеге и разбеге. Орехов получил самолет с номером «23» - он традиционно старался выбирать машины с двузначными номерами, в которых присутствовала «тройка». 8 сентября эскадрилья вернулась на фронт, а 15 сентября майор Орехов провел первый бой на новой машине С первого захода он и его ведомый лейт. П.И. Павлов сбили по FW.190, но тут же сами попали под огонь второго звена «Фоккеров». Орехов успел вывернуть Ла-7 из под огня, но не поспевший за ним Павлов оторвался от ведущего и тут же был подожжен немцами. Орехов прикрыл спускавшегося на парашюте лейтенанта, отогнав крутившихся рядом «Фоккеров» и заставив их уйти из зоны. Сбитый Ореховым в этом бою FW.190 стал его последним сбитым самолетом. 20 сентября Владимир сжег вражеский аэростат, и на этом его участие в войне против Германии закончилось.
В декабре 1944 г. майора Орехова откомандировали на курсы повышения квалификации в Полтавскую Высшую школу штурманов ВВС. По окончании курсов он был направлен штурманом в 246-ю ИАД, базировавшуюся в Монголии. В составе Забайкальского фронта эта дивизия а 1945 г. участвовала в войне с Японией; однако на данном участке противник не оказал сопротивления в воздухе, и истребителям пришлось заниматься штурмовкой наземных войск и разведкой. Майор Орехов за это время выполнил всего 3 боевых вылета.
После окончания войны В.А. Орехов продолжал служить в ВВС до сентября 1968 г.; последняя его должность - главный штурман 1-го ГИАК Западной группы войск. После выхода на пенсию вместе с семьей переехал в Минск.
Всего за годы войны Владимир Александрович Орехов совершил 420 боевых вылетов (из них 40 на штурмовку и 25 на разведку), провел 105 воздушных боев, в которых сбил 19 самолетов лично и 3 в группе; кроме того, на его счету 2 уничтоженных аэростата и 4 сожженных на земле самолета. Полковник Орехов награжден Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды и восемнадцатью медалями.
Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.