До Революции значительную часть квартала №67 занимали крупные общественные здания (пожарная часть и полицейское управление, губернская земская управа, женская гимназия, публичная библиотека, музей и другие), да и сегодня зачастую в тех же самых домах располагаются различные учреждения, доступ куда посторонним закрыт. Из-за этого в сегодняшнем обзоре будет не так много интересных дворов, но зато я нашёл много редких исторических снимков, которые позволят увидеть, как менялся облик квартала, особенно по нынешней улице Куйбышева. Кроме неё квартал окружают также улицы Фрунзе, Некрасовская и Льва Толстого:
Начну обзор с двухэтажного кирпичного здания с большой мансардой, стоящего на углу Фрунзе и Некрасовской:
Дом был построен в 1875 году дворянином Петром Медведковым, который почти сразу сдал его в аренду купцу Ивану Пензину. Тот, в свою очередь, сдавал здание под казённую квартиру губернатора Бильбасова (1877-78 годы) и самарское губернское жандармское управление (1888-89 годы). В 1893 году Пензин выкупил дом у Медведкова и какое-то время жил в нём сам, а пять лет спустя продал его самарской уездной земской управе, которая размещалась здесь до 1910 года. Затем до самой Революции домом владели купцы Чаковские (я заметил, что почти все принадлежавшие им в городе места были угловыми). В 1920-е годы в здании размещался детский дом, школа и клуб для украинских детей, затем постройки усадьбы использовались под жильё. В начале 2000-х годов над зданием был надстроен мансардный третий этаж, также появились надстройки над службами, расположенными вдоль улицы Фрунзе:
Сегодня на первом этаже бывшего дома Медведкова/Пензина располагается банк, верхние этажи занимают офисы. В бывшей лавке на улице Фрунзе, 102Б ещё недавно действовало кафе Третьяковской галереи в Самаре - сейчас оно вместе с самой галереей находится в здании бывшей "Фабрики-кухни".
Далее на улице Некрасовской стоят два внешне очень похожих одноэтажных дома. Согласно реестру ОКН, это каменный флигель и каменная торговая лавка Г.П. Белавина 1894 года постройки:
Во двор за аркой слева от этих домов мне попасть пока не удалось, сделал фото через решётку ворот:
Некрасовская, 30 - бывший дом вдовы капитана Шумской А.А. и мещанина Эдельсона Б.Е.
Время постройки в реестре ОКН указано с большой разницей - 1878 и 1911 годы. Скорее всего, в 1911 году над зданием был надстроен второй этаж, потому что на снимке 1881 года его ещё нет:
На этом же снимке виден первоначальный облик дома Медведкова, деревянная избушка, стоявшая на месте лавки Белавина и одноэтажный домик, на месте которого теперь возвышается здание отеля и ресторана "Русская охота":
Это здание было построено в 1994 году и выглядит довольно интересно за счёт переменной этажности, массивных эркеров и ажурных балкончиков разной формы:
Наверняка, многие помнят, что раньше здешний ресторан назывался "Три вяза" - по расположенному перед ним скверу:
До Революции это угловое место сменило много владельцев: купчиха Е.К. Завидова, мещанка А.С. Гусева, некий С.И. Завидов, Н.Д. Казаченков, Е.С. Девятова. Стоявшие здесь дома то горели или сносились, то отстраивались заново, но их снимков я пока не обнаружил, только рисунок начала 1870-х годов, на котором слева от кирхи виден один из домов:
В 1907 году это место арендовали А.М. Брик и Д.А. Коган под строительство деревянного павильона для биоскопа (кинотеатра). В 1930-е годы, по сведениям интернет-издания "Другой город", здесь работал пивной бар-"американка" (так называли пивные бары с высокими стойками, без стульев) - видимо, именно в него выстроилась очередь на следующем снимке:
Но перед войной на месте бара был построен из дерева полноценный ресторан "Арктика":
В конце 1950-х годов ресторан сгорел, и на его месте разбили сквер "Три Вяза", а рядом с ним появилось кафе с одноименным названием:
Три дерева на предыдущем снимке, давшие название скверу, сохранились до наших дней, также как и фонтан с мозаичным панно "Рыбки", которому даже посвящена отдельная статья на сайте "Лица модернизма".
Следующие дома вдоль улицы Куйбышева подробно описаны в книге Татьяны Фёдоровны и Глеба Владимировича Алексушиных "Самара, улица Дворянская", но перепечатывать оттуда целые абзацы я не вижу никакого смысла, поэтому ограничусь лишь основными сведениями. Во второй половине статьи я буду пользоваться книгой "Самара, улица Саратовская" этих же авторов.
Куйбышева, 121 / Некрасовская, 26 - изначально двухэтажный дом был построен в 1872 году по образцовому проекту Фёдором Матвеевичем Малышевым, а к 1900 году был надстроен до трёх этажей новым владельцем, Е.И. Елисеевым.
В 1960-х годах торец здания со стороны улицы Некрасовской украсило мозаичное панно с рекламой "Аэрофлота", выполненное художницей А.И. Завьяловой:
До этого на стене была размещена другая композиция:
Надпись гласит: "Это удобно и выгодно! Пользуйтесь услугами общественного питания, заказывайте..." Увы, окончание фразы я разобрать не смог.
А в прошлом году на углу дома появилось новое украшение - три бронзовые фигурки "шишиг":
Двор дома Малышева тоже может похвастаться симпатичными примерами уличного искусства:
Куйбышева, 123 - дом был построен в 1897-1898 годах купцом Иваном Ивановичем Васильевым, на первом этаже находился мебельный магазин его супруги, Елены Фёдоровны Васильевой, а во дворе - мастерская по производству, ремонту и окраске мебели.
Куйбышева, 125 - бывший доходный дом дворянина Юлия Иосифовича Поплавского, построенный в 1901-1902 годах по проекту Александра Щербачёва. До Революции здесь располагалась женская гимназия Нины Андреевны Хардиной, а с 1920-х годов и по сей день - школа №15, где в годы Великой Отечественной войны несколько недель училась дочь Иосифа Сталина, Светлана Аллилуева (источник).
Подробные сведения о доходном доме Поплавского, а также фотографии его интерьеров и двора вы можете найти во второй половине статьи Павла Попова:
Куйбышева, 127 - дом построен в 1886 году по образцовому проекту мещанином Е.Г. Кузнецовым. Что интересно, этот участок принадлежал семье Кузнецовых с 1832 (возможно, и раньше) по 1917 годы! Дом использовался как доходный, здесь располагались квартиры и врачебные кабинеты, в том числе кабинет зубного врача Анны Абрамовны Канцельсон, "народница", на встречах у которой бывал Владимир Ильич Ульянов.
Куйбышева, 129 - сейчас здесь возвышается массивное четырёхэтажное здание, которое выглядит как типичный продукт "борьбы с архитектурными излишествами" 1960-х годов, но если присмотреться к первому этажу, то можно увидеть признаки того, что в основе постройки лежит ещё дореволюционное здание - об этом говорят слегка скруглённые оконные проёмы в левой части дома, выдающие наличие над окнами кирпичных лучковых перемычек.
И действительно, на редких дореволюционных снимках этого участка улицы Дворянской виден одноэтажный каменный дом на высоком фундаменте, стоящий справа от здания Благородного собрания:
Этот дом был построен в 1880-е годы по образцовому проекту для И.М. Наймушина (не нашёл про него никаких сведений, возможно, это был брат известного лесопромышленника Фирса Михеевича Наймушина?), а в 1960-е годы надстроен и объединён с ранее построенным четырёхэтажным домом справа - его видно на некоторых советских снимках, где дом Наймушина имеет только один этаж:
Скорее всего, правое крыло нынешнего дома №129 тоже возникло не на пустом месте - в окнах первого этажа с треугольным портиком над входом прослеживаются следы то ли бывшей лавки, то ли просто каменного флигеля с тремя окнами, но без старых фотографий или документов утверждать что-то сложно.
К счастью, нетронутые дореволюционные постройки сохранились во дворе бывшего дома Наймушина, но взглянуть на них можно только сквозь решётку ворот:
Ещё один надстроенный в советское время дом - Куйбышева, 131, бывшее здание Благородного собрания, где размещалась Публичная библиотека, Публичный музей и Зал императора Александра II:
Пара снимков 2018 года с ещё не выгоревшей краской:
История самарского Благородного собрания представлена в статье Марины Ким:
В книге Алексушиных сказано, что здание было надстроено до трёх этажей в 1950-е годы, но это не так. Есть несколько снимков более позднего времени, где бывший дом Наймушина уже имеет четыре этажа, а бывшее Благородное собрание - по-прежнему два. Вот один из таких снимков:
На спутниковом снимке 1972 года у здания нет крыши, скорее всего, в это время как раз и велись работы по его надстройке:
Но это не последний надстроенный дом в 67 квартале! К 1890 году купец Александр Иванович Константинов выкупил несколько усадебных мест на углу Дворянской и Москательной (нынешние улицы Куйбышева и Льва Толстого) и на следующий год построил на их месте большой двухэтажный дом по проекту архитектора Тадеуша Хилинского. Его краешек виден слева на фото здания Благородного собрания:
Дом использовался как доходный, здесь размещалась техническая контора Г.К. Бенке (её вывеска видна на фото выше), кухмистерская Альфреда фон Вакано (она у него была не одна!), возможно, какие-то ещё фирмы, а также жилые квартиры. После смерти Константинова в 1906 году здание перешло во владение губернской земской управы.
В советское время началась новая череда перестроек и смен "владельцев" дома. В книге Алексушиных говорится, что здание было надстроено в 1929 году по проекту архитектора П.А. Глухова для Самарского медицинского института, в других же источниках пишут, что в начале 1930-х годов угол Советской (так в то время называлась нынешняя улица Куйбышева) и Льва Толстого "безобразил" дом Транспечати:
Увы, фотографий "безобразного" здания Транспечати до перестройки я пока не нашёл, но его снимков в завершённом виде довольно много (я ограничусь одним):
С 1933 по 1958 годы часть помещений вдоль улицы Советской (с 1935 года - Куйбышева) занимало семейное общежитие, а с 1936 года в этом же здании находился Куйбышевский краевой учебный комбинат электросвязи и краевой совет Всесоюзного общества пролетарского туризма и экскурсий. Наконец, в августе 1956 года в здании открылся Куйбышевский электротехнический институт связи, сегодня - Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, где я провёл в общей сложности почти 15 лет (почему и уделяю этому зданию чуть больше внимания, чем предыдущим домам): сначала получал высшее образование, потом заканчивал аспирантуру, а после небольшого перерыва вернулся в университет на должность инженера Управления информатизации.
Здание Университета связи занимает половину стороны 67 квартала вдоль улицы Льва Толстого, а вторая половина занята зданием бывшей Губернской земской управы:
Это здание было построено в 1913-14 годах по проекту инженеров земской управы С.В. Смирнова (проектировал внешний облик) и Н.Н. Белобородова (он отвечал за интерьеры). А до 1913 года на углу Льва Толстого и Саратовской (нынешней Фрунзе) стоял одноэтажный дом Льва Зелихмана, который лучше всего виден на этом снимке у правого края кадра:
Дом в псевдорусском кирпичном стиле, занимающий центральное место на предыдущей фотографии - это первое здание Губернской земской управы, построенное в 1900 году по проекту Александра Зеленко. Вот оно на другом дореволюционном снимке:
Сейчас перед зданием растёт много деревьев, из-за чего показать его современный облик трудно:
История самарской Губернской земской управы (первой в России!) довольно подробно, но при этом доступно изложена у Марины Ким:
В 1919 году в обоих зданиях управы разместился штаб Южной группы Восточного фронта под руководством Михаила Васильевича Фрунзе, а сам он жил в бывшей дворницкой на территории земства, где сегодня располагается Дом-музей М.В. Фрунзе:
Следующая постройка на улице Фрунзе похожа на бывшую купеческую лавку, но в книге Алексушиных "Самара, улица Саратовская" говорится, что оно использовалось как служебное помещение при полицейской части:
Ещё пару лет назад этот домик выглядел гораздо интереснее:
Странное дело, вроде бы власти Самары в последнее время всё чаще говорят о сохранении исторического наследия, реставрируют многие дома в центре, защитили от сноса (по крайней мере, на время) знаменитый экспериментальный элеватор возле первого квартала, и одновременно идёт вот такое совершенно бессмысленное уничтожение исторической среды. Я бы мог понять, если бы домик для каких-то целей надстроили вторым этажом, или если бы он раньше находился совсем в плохом состоянии, как лавка Белавина в начале моей статьи, но нет, его просто изуродовали без всякой причины, ещё и потратив на это бюджетные средства. Это было сделано в рамках "реставрации" (в данном случае я не могу написать это слово без кавычек) бывшего полицейского управления, на один только проект которой выделили 15,7 млн рублей!
А вот и само здание бывшего полицейского управления, построенное в 1859-1860 годах по проекту О.Ф. фон-Блосфельдта:
Сегодня здесь располагается Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области.
Тот же номер 112 имеет соседняя постройка, бывшая пожарная часть №2, возведённая в 1880 году по образцовому проекту:
Когда-то над зданием возвышалась деревянная каланча, а снизу вместо окон были ворота, из которых выезжали пожарные обозы:
Сегодня здание бывшей пожарной части занимает станция скорой медицинской помощи, пройти во двор у меня не получилось, только снять проезд со стороны:
Фрунзе, 110 - дом 1860-х годов постройки, тогда это усадебное место принадлежало Пелагее Сергеевне Мызниковой, жене майора:
Во дворе усадьбы стоит бывший доходный дом с адресом Фрунзе, 110Б, построенный в 1899 году при Марии Степановне Алмаевой, одной из следующих владелиц участка (а им владело пять женщин подряд, и только перед самой Революцией усадьба перешла к Борису Николаевичу Иванцову):
Фрунзе, 108 - бывший дом крестьянина Степана Тихоновича Гребенцова 1880 года постройки:
Правда, сам Гребенцов, согласно книге Алексушиных, владел участком всего два года, дольше всего же дом принадлежал Пелагее Щегловой, вдове священника. С 1914 года владельцем значился богатый купец-лесопромышленник Николай Феофанович Иванцов, а затем его сын, Борис Николаевич. Особняк самих Иванцовых, построенный в 1901-1902 годах по проекту Александра Щербачёва, располагался по соседству:
Подробнее про Николая Феофановича Иванцова и его дом вы можете прочитать у Марины Ким:
Я же перейду к последнему зданию квартала №67, построенному в 1872-1873 годах титулярным советником Алексеем Ивановичем Кириловым:
С 1887 по 1915 год домом владел дворянин Сергей Николаевич Алашеев, а затем его дочь Валентина, поэтому в некоторых источниках здание называют домом Алашеевых.
Что ж, в этот раз у меня-таки получилось уместить обзор всего квартала в одну статью, при этом особо не жертвуя современными фотографиями и даже добавив в материал много исторических снимков. Правда, в 67 квартале оказалось не так много доступных для посещения дворов, а внутрь домов я и вовсе не заглядывал. Зато в следующем квартале №68 будет просто огромный сквозной двор!