Для многих школьников грядет пора экзаменов, тестов, годовых контрольных. Кто-то готовится всю ночь накануне испытаний, кто-то, наоборот, встает пораньше, чтобы повторить прочитанное вчера. Есть и такие, кто полагает: что знаю, то знаю, перед смертью не надышишься, как говорится, поэтому лучше накануне сходить в кино и хорошенько выспаться. Кто же прав? Для того, чтобы ответить на вопрос, как связаны сон и учеба, давайте дадим слово современной науке о сне – сомнологии. И в частности, ученому с мировым именем, Доктору Мэтью Уокеру, знакомому многим по бестселлеру «Зачем мы спим», а также основателю движения за более позднее начало уроков в школе.
Если коротко, вот что происходит до и после учебы во сне.
ПЕРЕД занятиями сон необходим, чтобы подготовить мозг для импринтинга, прописывания информации.
Затем нужно поспать ПОСЛЕ, чтобы в памяти отложились усвоенные знания, и мозг их записал на «жесткий диск».
Во сне мозг обработает весь новый полученный материал и синхронизирует его со всей библиотекой уже имеющихся знаний. Словно обновляется операционная система – это позволяет не просто зазубрить, а «разложить по полочкам», получить инсайты, творческие озарения.
Но обо всем по порядку.
СОН ПЕРЕД УЧЕБОЙ. Создание среды для усвоения.
В научном центре доктора Уокера провели эксперимент: группу здоровых интеллектуально развитых людей разделили на 2 части. Первой группе дали выспаться, второй нет, и на следующий день исследовали мозговую активность участников сканнером, предлагая им заучить целый список новых фактов. У спавших была очень высокая степень усвоения материала. А не спавшие уяснили его на 40% хуже.
Почему так происходит?
У тех, кто спал, гиппокамп, отвечающий за усвоение информации, был сильно активирован в процессе обучения. У не спавших не было сигнала вообще – словно раздел «входящие» был заблокирован, говорит доктор.
В ходе второго эксперимента увеличили количество суточного сна за счет добавления дневного сна в течение 90 минут, чтобы захватить фазы REM и NON REM. (фазы быстрого и медленного сна). У не спавшей днем группы способность к восприятию материала снизилась к концу дня. А у спавших днем этот показатель был на 20% выше. Сон позволял записанные «на флешку» файлы перенести в кору головного мозга – основное хранилище информации, — очистить «флешку», чтобы снова можно было на нее записывать новые данные.
«Фронтальная кора больше всего страдает от депривации сна – а это про принятие решений, сценарии. Сон перед экзаменом – инвестиция в завтра. Но вы возразите: разве я не буду лучше знать предмет, если вместо сна сяду зубрить и повторю все несколько раз? Я же так лучше усвою материал. Да, это правда до определенной степени, и исследования это подтверждают. Но! Этих же испытуемых пригласили на эксперимент спустя месяц после сдачи экзаменов. И у не спавших долговременная память показала снижение результата! Они почти ничего не помнили» – делится доктор.
СОН ПОСЛЕ УЧЕБЫ. Сохранение полученной информации.
Сон после экзаменов словно нажимает кнопку «сохранить»: не спавшие после получения знаний быстро их забывали.
Это справедливо для заучивания как фактов, так и моторных, двигательных навыков. Последние не просто запоминаются лучше, а еще и повышается точность выполнения.
«Если ребенок или подросток получает достаточно сна, мозг словно расцветает» – утверждает доктор Уокер. И с ним сложно не согласиться. Даже если ребенок что-то не доучил к экзамену, выспавшийся мозг предложит необходимое решение, найдет, как выкрутиться. Невыспавшийся же может не выдать даже хорошо знакомый материал.
Делаем выводы и высыпаемся до и после учебы и экзаменов.
Ни пуха, ни пера!
Был полезен материал? Тогда подписывайтесь! Добро пожаловать в мир без страхов и тревог! Впереди еще много экспертных рекомендаций и лайфхаков про детскую психологию и сон.