Найти в Дзене
Герман Геншин

Почему Один из Самых Влиятельных Жанров Игр Исчез

Оглавление

Резюме

Мало какой игровой жанр может сравниться по популярности с шутерами. Их захватывающие кампании и соревновательный многопользовательский режим притягивают игроков, однако ничто не сравнится с уникальным обаянием шутеров. Тем не менее, почти все современные шутеры обязаны своим успехом забытому ретро-жанру.

Как Run-and-Gun Шутеры Революционизировали Экшен-Игры

-2

Прежде чем шутеры от первого лица ввергли вас в роли военных командиров и футуристических суперсолдат, игры в жанре run-and-gun стали настоящим экшеном, аналогичным лентам о приключениях. В этих 2D-экшенах вы будете мчаться (и стрелять) по линейным уровням с вооружёнными противниками, собираемыми бонусами и множеством смертельных ловушек. Большинство run-and-gun шутеров — это платформеры с боковой прокруткой, хотя жанр также включает изометрические шутеры с вертикально прокручиваемыми камерами.

Дебют жанра run-and-gun состоялся с выходом Front Line в 1982 году, но настоящий успех пришёл благодаря аркадным играм Commando и Rush 'n Attack, выпущенным в 1985 году. Хотя эти игры не были первыми аркадными шутерами (предшествовали им "шмупы" такие как Galaxian и Gradius), run-and-gun быстро завоевал популярность среди аркадных экшенов.

В то время как шмупы обычно помещали вас в кресло пилота истребителей и космических кораблей, игры run-and-gun погружали игрока в наземные сражения с использованием различных транспортных средств. Помимо визуальных отличий, «земные» битвы в этом жанре вдохновили множество ключевых изменений в игровом процессе по сравнению с его предшественниками.

Игры в жанре run-and-gun значительно более напряжённые и хаотичные, чем другие жанры. Вместо того чтобы уклоняться от предсказуемых атак противников, run-and-gun сбрасывает на вас толпы врагов со всех сторон, заставляя полагаться на молниеносные рефлексы и ещё более быструю стрельбу для выживания. Это привело к известной пугающей сложности жанра, в которой большинство run-and-gun игр отличались непредсказуемым размещением противников, мгновенными смертями и другими формами жестокой несправедливости в дизайне. Чтобы пройти большинство run-and-gun, вам потребуется усердно поработать — и не раз вложить монету, если играете в аркадах.

Игры в жанре run-and-gun требуют от вас заслуженной победы, будь то через абсурдное количество противников в изометрических играх, таких как Ikari Warriors, или через беспощадные платформенные испытания в сайд-скроллерах, как Metal Slug. Даже консольные версии run-and-gun шутеров, например, Contra и Ghosts 'n Goblins, редко смягчали жёсткую сложность жанра, и нередко книги с читами, как знаменитый код Konami, становились необходимыми для шанса завершить игру. Прохождение run-and-gun шутеров может вызывать разочарование — даже начальные уровни не щадят игрока, но именно это делает успешное завершение этих игр по-настоящему удовлетворительным.

Run-and-gun шутеры также предоставляют вам широкий диапазон возможностей управления персонажем — вы можете прыгать, приседать и прицеливаться в разных направлениях. Жанр лишён автоматической прокрутки, часто встречающейся в шмупах, позволяя вам проходить уровни в собственном темпе. Конечно, это также увеличивает сложность, так как вам придётся использовать свои многофункциональные движения для уклонения от врагов, налетающих сверху, снизу или внезапно атакующих с любой стороны экрана.

Но не только играбельность притягивала игроков к run-and-gun шутерам — многие их успехи были результатом уникально взрослой подаче. Среди игривых персонажей, заполнивших аркады и консольные игры 80-х, военная тематика большинства run-and-gun игр нашла отклик у более зрелой аудитории. В эпоху, когда экшен-фильмы доминировали в кинотеатрах, run-and-gun шутеры стали единственным жанром, который позволял игрокам ощутить себя храбрыми бойцами с оружием. Неудивительно, что существовали даже run-and-gun игры, основанные на всемирно известных фильмах, таких как Rambo, Star Wars и Robocop.

В 90-х годах run-and-gun шутеры продолжали эволюционировать, предлагая новые визуальные эффекты и более динамичный игровой процесс. Игры, такие как Shock Troopers и серия Metal Slug, изобилуют выразительными персонажами, потрясающими фонами и взрывами на каждом шагу. Эти игры не только выглядели великолепно, но и приносили незабываемое удовольствие от стрельбы (вдобавок к ударам ножом) и предлагали разнообразные уровни, переносившие игроков в экзотические уголки и неожиданные столкновения.

-3

Подобным образом, консольные игры, такие как Gunstar Heroes и Earthworm Jim, предложили уникальное сочетание революционной графики и захватывающего игрового процесса. Эти игры стали значительно более доступными, чем их аркадные аналоги, заменив резкую сложность на сбалансированный вызов, но всё ещё сохранив волнение первых run-and-gun игр. Однако к этому моменту популярность жанра начала угасать, и даже нишевый успех поздних релизов не смогли продлить его жизнь.

Упадок Run-and-Gun

-4

Не зависимо от того, насколько сильно улучшались run-and-gun шутеры, шансы всегда оставались не на их стороне. Несмотря на то, что вначале казалось, что run-and-gun — это идеальное сочетание динамичного экшена и зрелищных эффектов, игровая тенденция постепенно сместилась в сторону дизайнерских решений, не соответствующих духу жанра. Большинство элементов, сделавших run-and-gun впереди своего времени, теперь представляются устаревшими для современных игроков.

Появление 3D-графики стало одной из важнейших инноваций в игровой индустрии и сильно повлияло на популярность жанра run-and-gun. Привлекательные спрайты оказались затенены растущей популярностью 3D-игр, особенно шутеров от первого и третьего лиц. Их крупные камеры и открытые пространства предлагали игровой опыт, который ощущался как более быстрый, более погружающий и, в конечном итоге, более захватывающий, чем стандартная игра run-and-gun.

Одновременно с этим, падающая популярность аркад привела к завершению многих игровых направлений, характерных для run-and-gun шутеров. Известная несправедливая сложность игр этого жанра и других ретро-стилей, существовавшая в основном для продления коротких кампаний, вышла из моды. Консольные игры начали предлагать более длинные кампании с множеством уровней сложности и разблокировками, предоставляя больше ценности за единую покупку. Даже когда более поздние run-and-gun шутеры пытались сопоставить длину и ценность консольных игр, их контент редко мог достичь такого же уровня.

Также другие аркадные стили начали затмевать run-and-gun игры. С упадком аркад многие фанаты аркадных шутеров обратились к развивающемуся жанру bullet hell. Несмотря на свою схожую известную сложность, этот жанр удерживает преданную базу поклонников благодаря разнообразию и глубине механик.

-5

Run-and-gun шутеры вышли из моды за эти годы, оставив свои франшизы в состоянии неопределённости. Некоторые серии, такие как Metal Slug, остались верными своим 2D-корням и достигли нишевого успеха, но многие другие, например, Contra и Earthworm Jim, многократно пытались переименовать себя в 3D-игры и терпели неудачу.

Тем временем современные шутеры продолжают устанавливать высокие стандарты как для кинематографических одиночных кампаний, так и для многопользовательских режимов, оставляя классические run-and-gun игры далеко позади. Это также не помогает, что жёсткая сложность ранних run-and-gun игр — хотя и вызывает ностальгию у тех, кто вырос с жанром — зачастую больше раздражает, чем радует новичков.

Несмотря на своё исчезновение за последние пару десятилетий, run-and-gun шутеры оказали огромное влияние на современные экшен-игры. Исходная привлекательность жанра как играбельного экшн-фильма проложила путь для современных шутерных кампаний. Точно так же его брутальная сложность, хотя и не является уникальной для run-and-gun игр, вдохновила аналогично жестокие игровые опыты практически во всех жанрах.

Даже сегодня игры в жанре run-and-gun существуют в разных формах. Инди-игры, такие как Broforce и My Friend Pedro, служат посланием любви к этому жанру, внося свои уникальные элементы в формулу. Другие игры, такие как Cuphead и Enter the Gungeon, объединяют механики run-and-gun с элементами из других жанров. Некоторые игры, такие как Blazing Chrome и Huntdown, остаются верными оригинальной формуле run-and-gun, предлагая жёсткие уровни сложности. Несколько классических игр также были переизданы на современных консолях с портами и коллекциями франшиз.

-6

Что касается старых игр жанра run-and-gun, то они по-прежнему остаются редкостью в современной игровой индустрии. В то время как другие ретро-жанры, такие как метроидвании и beat 'em ups, пережили недавние возрождения, игры run-and-gun в основном остались в тени. За исключением нескольких нишевых релизов от инди-разработчиков и множества неудачных попыток возродить классические франшизы, жанр оставался спящим более десяти лет, не имея шансов на скорое возвращение.

Жанр run-and-gun недооценён, несмотря на его влияние на формирование современных экшен-игр. Хотя многие из обыденных тропов жанра run-and-gun не устояли со временем, классические игры могут предложить массу удовольствия. Среди множества любимых хитов, таких как непростая Contra или привлекающая взгляд Cuphead, игры жанра run-and-gun заслуживают своего возвращения в ретро-формате.

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь, чтобы не пропустить еще много полезных статей!

Вы также можете найти наши материалы в: