Крым, 20 апреля 2024 г.
Прогноз погоды не сулил ничего хорошего. Делалось ещё холоднее, да и мокрее к тому же! С утра интернет порадовал новостью: восемь градусов тепла... А в горах-то, тут же подумали мы — там же может быть ещё холоднее!..
Правда, дождя после восьми утра в Лучистом не обещали. Размышлять о том, что Лучистое — внизу, а Демерджи — сильно выше, не особенно хотелось. Нанизав на себя побольше одежды и запихав в рюкзаки запасные вещи на случай заморозков и потопа, мы выскочили из дома ни свет ни заря. И поспешили на автобус до Лучистого.
Насчёт «ни свет ни заря» — конечно, преувеличение. Солнце уже встало, и даже вполне себе светило на Алушту! Переменная облачность — и даже скалистая стена Чатыр-Дага светилась волшебным светом на фоне почти синего неба! И касательно восьми градусов интернет явно приуменьшил.
Обнадёженные, мы загрузились в автобус и поехали в Лучистое. Однако реальность у подножия гор оказалась куда суровее Алуштинской! Тучи понемногу затягивали небо, со стороны гор надвигалась и вовсе угрожающая тьма. Да и ветерок тут был отнюдь не ласков.
Мы начали подъём в крутую горку. Путь к началу Коровьей тропы всегда давался с напрягом. Сегодня, правда, не было жары, и бодрящий ветер делал подъём чуть менее тяжким.
Мы карабкались всё выше, а горы за нашими спинами тонули в глубокой пасмурной синеве. Конечно, мы бы радовались солнышку — но пасмурность в этой окружённой горами долине тоже смотрелась очень атмосферно!
Улицы посёлка давно сменились сетью грунтовок и тропок на зелёном склоне. Ныряя вверх-вниз через овраги, мы в конце концов добрались до начала Коровьей тропы. Пасмурность тем временем окончательно воцарилась над долиной. Но тем ярче сияла зеленью молодая листва. И мы зашагали знакомой тропкой.
Вот знакомые камешки, тут мы когда-то давно, когда впервые шли этой тропой, устраивали уютный привал с перекусом и фотосессией...
Позади раздалось характерное пыхтение. Крупный пёс с ошейником на шее догнал нас. «Где же твой хозяин? Обогнал ты его?» — посетовал Андрей. Пёс задумчиво повёл масштабной мордой — и потрусил по тропе назад... Как позже шутил Андрей — за весь день мы встретили только одну собаку. Причём — два раза! Это было правдой. Уже на подходе к окончанию тропы пёс, к нашему удивлению, нагнал нас ещё раз. Снова в одиночестве, и вновь канул куда-то за поворот...
А пока — мы шли, видя, как впереди сгущаются тучи, и тёмное марево нависает над скалами сверху. Не обещанный после восьми дождь не собирался сверяться с прогнозами синоптиков. Он взял да и полил. И очень хорошо, что мы захватили с собой дождевики и чехлы для рюкзаков!
Мы плыли в дожде и тумане, а над нашими головами в небесах парила, раскинув крылья, крупная птица. Мы разглядели растопыренные перья на крыльях и длинную светлую шею. Белоголовый сип! Видать, очень голоден, и дождь охоте не помеха...
В небольшом кулуаре с красиво раскиданными камнями мы ностальгически замерли. Это место в пасмурной хмари было ещё интереснее, чем ясным солнечным днём. Выглянули с маленького «балкончика» над лесом — внизу тоже висела пасмурность, и на её фоне красиво выделялись ветви кустарников. Солнечных перспектив в сегодняшнем нашем путешествии явно не ожидалось!
Когда тропа начала огибать гору, и замаячила за деревьями памятная нам долина с плодовыми деревьями, мы увидели, как густая серая хмарь висит в ней непроницаемым покрывалом. Увы! Похоже, мы шли в дождь — а на тропе он только-только закончился! И даже подобие просветов обозначилось позади — далеко над морем...
На тропе, уже пересекаемой ползучими полосами тумана, мы любовались могучими буками-великанами с великолепной сетью корней. И пока приближались к долине, оказалось вдруг, что она на глазах светлеет! Хмарь улетала к вершинам Южной.
Потом среди цветущих груш мы наблюдали, как ползают слои тумана по вершинам над долиной, то открывая скальные пики Трёх Братьев (Туар-Кошлар) и островки, по затягивая их прозрачной кисеёй, то и вовсе поглощая. Пушистые кроны буков там, наверху, волновались под порывами ветра. А здесь, в долине, было безветрие! И до чего же всё тут было красиво!
Вдоволь налюбовавшись «китайскими» пейзажами и грушами в цвету, мы прошли долину насквозь. И свернули на соседнюю полянку.
Тут когда-то мы любовались роскошно цветущими вишнями. А теперь выбрались на склон среди белых, усыпанных цветками груш, и наблюдали, как понемногу пробивается солнечный свет на Юркины скалы!
Да, чудесным образом раздвинулись тучи, разлетелись, распались на белые облака. И засинело над долиной небо!
Мы сидели на камешках под тёплым солнцем, в ласковом безветрии, и вокруг нас раскидывалась чудесная, просторная красота. Такая разноплановая, весенняя, звонкая! Скалы, вершины, цветущие деревья... Жевали бутерброды и наслаждались нечаянным теплом и солнечным светом. В эти минуты казалось, что непогода — улетела насовсем, и можно строить планы, выбирать маршруты на вторую часть путешествия. И мы уже мечтали, что пойдём туда-то и увидим то-то... И упаковывали в рюкзаки подсохшие плащи.
Потом мы попрощались с гостеприимной полянкой, и отправились к Джурле. Попытались от поляны «Средняя Джурла» спуститься к нижнему водопадику, где когда-то праздновали стальную свадьбу, но тропа показалась долгой, и мы поленились терять высоту — потом же возвращаться. Так что вышли к верхнему водопаду Джурлы, громко журчащему в лесной тишине.
У водопада Андрей подобрал лежавшую на камнях сосновую ветку — шишка в обрамлении длинных игл, просто павлинье перо! И подарил Лене. А та для чего-то забрала ветку с собой. Привезла в нашу квартиру в Алуште и поставила в вазу...
А солнца меж тем уже не было. И, поднявшись над водопадом, мы наблюдали, как прилетают к могучим скалам над рекой языки тумана.
Увы, непогода возвращалась! И пока мы любовались чудными полянками жёлтых и белых примул на краешке тропы, пришло предупреждение от МЧС. Дождь, гроза, штормовой ветер! Не посещать горы — опасно!
Да, мрачные пророчества МЧС сбывались на глазах. Туман сгущался, ветер усиливался. Мы шли лесной тропкой, любовались то буками-красавцами, то нежными примулами, то цветением груш и вишен. Яблоньки тут только-только начинали распускать розовые бутоны...
У турстоянки «Верхняя Джурла» послушали немного лягушачий концерт в прудике под цветущей вишней. Вода прудика была усеяна белыми лепестками...
От пруда к перевалу мы решили идти не привычной северной дорогой мимо берёзок, а сделать крюк, пусть и в горку, но через лес. Когда ещё удастся побывать в такой туманной сказке!
Мы шагали вверх по тропинке к перевалу, порывы ветра нарастали, видимость падала. Небо лежало уже не над вершинами деревьев — оно поглощало их! Берёзки метались кронами на грани видимости. Было красиво и холодно.
А когда мы вынырнули снизу на краешек Демерджийского Седла — сделалось окончательно понятно, что не будет у нас выбора, пойти на Южную Демерджи к Долине Привидений, или через Северную на Ангарский перевал. Путь у нас оставался только один — вниз прямо отсюда, с перевала. И как можно быстрее!
Потому что видимость здесь уже отчётливо стремилась к нулевой. Ветер дул остервенело, был по-настоящему ледяным, и пускаться в долгий путь по этому царству холода и тумана было бы очень опрометчиво. Увы, Демерджи сегодня больше не принимала гостей... Мы нырнули в зелёную акварель грунтовки на спуск.
Надеясь, честно говоря, на туманные красоты в буковом лесу. Увы! С собой Демерджи дала нам в обратный путь только ветер. Туман остался наверху, и мы с сожалением оборачивались — вверх, туда, где дальний участок дороги растворялся в изумрудном мареве.
Мы дошагали до роскошного сторожевого бука на полянке.
Спрятавшись от порывов ветра на краешке леса за обочиной дороги, пообедали.
А потом, оставив дорогу, ушли на спуск тропой-сокращёнкой через лес.
После озера, у которого тропа вновь встречается с дорогой, мы, чтобы обойти свежевыстроенный коттеджный посёлок, свернули влево на крутую тропу через чудные буки. Когда-то мы наснимали тут волшебных кадров! Сегодня в лесу было совсем темно, облачность поглощала свет совсем не по времени суток! Опасливо спустившись по крутому склону к речке Демерджи, мы перешли её и вскоре выбрались на открытое пространство.
Суровая пасмурность царила вокруг. И очень красивы были в ней полянки и невысокий кустарник. Далёкий Бабуган совсем растворился в свинцовой тьме, Северная Демерджи была укутана тучами, да и Южная растворялась в тумане тёмной акварелью. Кое-где причудливыми фигурами выступали на фоне неба её удивительные скалы...
Мы в очередной раз прощались с Демерджи, и как всегда в спешке. Хотелось успеть на автобус из Лучистого, и мы побежали вниз к дороге...
20 апреля 2024 г.