Представьте себе короткий переулок, который проложили между двух деловых улиц. Через образовавшийся проход устремляется поток богатых пешеходов. По обе стороны потока, разумеется, появится два ряда магазинчиков.
Теперь давайте выстроим над этим переулком свод, чтобы дождь покупателю был нипочем. Сделаем этот потолок из стекла, чтоб стало больше света… Вот мы и создали пассаж! Правда, и магазины здесь должны быть перестроены по плану. Можно их даже возводить в два яруса и с мостиками. В темное время суток галерею освещают газом (а потом и электричеством).
Так выглядели дореволюционные столичные пассажи — крытые галереи с дорогими магазинами:
«Улица, заключенная в стекло» — это парижское изобретение. В столице роскоши и моды крытые галереи стали появляться с самого конца XVIII века, а в 1820-х их стало много.
К 1840 году западное новшество дошло до Москвы. Кстати, наш город в этом плане опередил северную столицу: Невский пассаж в Петербурге возведут только в 1846-48 годах.
Создателем московского пассажа не какой-нибудь купец, а князь Михаил Николаевич Голицын: придворный, ветеран Бородина, литератор, талантливый композитор. И предприимчивый человек. Конечно, князь знал, что такое парижские крытые галереи. А тут между Петровкой и Неглинной — полоса казенной незастроенной земли… Как раз на пути между центром московской культуры (Большой и Малый театры) и московской роскоши (Кузнецкий Мост).
Это была беспроигрышная лотерея! Суть предложения, с которым выступил Голицын, можно так пересказать:
«Подарите эту землю мне, и я, так уж и быть, отгрохаю пассаж — не хуже, чем в Париже, ахнете. Только строительство — оно ведь денег стоит, и чтобы мне не прогореть, это владение желательно на десять лет освободить от городских налогов».
Самое интересное, что предложение приняли, и эта льготная «приватизация» — прошла (как хорошо быть камергером). Маститый архитектор Михаил Быковский выстроил Голицынский пассаж, и в 1842 году он с большим шумом был открыт. Про эту «новость и небывальщину» даже книжку напечатали!
Под стеклянной галереей сверкало роскошью двадцать четыре двухэтажных магазина:
- меха;
- ткани;
- фарфор и хрусталь;
- ковры;
- игрушки;
- чай;
- оптика и физические инструменты;
- галантерея;
- серебро;
- эстампы.
Случались и довольно неожиданные вещи. В 1852 году в Голицынском пассаже с большим шумом демонстрировали… кормление червей. Черви были шелковичными. Смотреть на разные породы шелкопрядов пригласили хозяев шелковых фабрик. С этой целью Московское общество сельского хозяйства ненадолго сняло один из магазинчиков.
Крытая галерея полностью отапливалась. Это было большим новшеством для середины XIX века: «Теплые» торговые ряды построят в Москве только в 1860-х.
Только тогда — во время Великих реформ — у Голицынского пассажа появятся соперники в Москве. Пассажей станет несколько! Но это уже отдельная история.
Теперь расскажем, как окончилась история «супермаркета эпохи Николая I». Голицынский пассаж дожил до начала XX века, хотя и сменил вывеску. Теперь, по имени новых хозяев-купцов, он назывался Голофтеевским.
Исчез он внезапно, в феврале 1912 года. Как сообщается в «Ведомостях Московского градоначальства», пожар
«начался от вспыхнувшего от брошенной папиросы ларя с целлулоидными изделиями».
NB. Целлулоид — это ранний вид пластмассы, которая тоже была изобретением XIX века.
Эффект от папиросы, брошенной в горку пластмассы, выглядел вот так:
Пассаж будут отстраивать с нуля. Новое здание (архитектор Иван Рерберг) простоит несколько десятков лет и будет сломано при Брежневе. Теперь на этом месте — «советская» часть ЦУМа.
Если понравилась статья, поставьте лайк, тогда ее увидят больше читателей! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие материалы.
Больше материалов о пассажах и об исторической Москве вы сможете прочесть на моем сайте "Старая Москва с Дмитрием Линдером": linder.moscow