Найти в Дзене

ПРОБЛЕМА КАК РЕСУРС

На одной конференции после экспертного доклада о проблемах отрасли участник из зала прокомментировал выступление спикера таким образом: давайте не будем использовать слово «проблемы», лучше будем говорить о задачах. Лично у меня тут же возникла мысль, что автор этой реплики прошел не один тренинг личностного роста. Его лицо аж светилось от удовольствия от выдвинутого предложения! Существуют ситуации, когда говорить о проблемах гораздо продуктивнее, чем ставить задачи. Проблемное поле требует культивации и удобрений. Оно должно быть вспахано, его нужно боронить, оглядывать с разных сторон. Проблемное поле требует не только описание списка проблем, но и поиск их взаимосвязей, выявление корневых проблем. Говорят, лучшее решение вопроса, когда решая одну проблему вы автоматически снимаете несколько других, а худшее – когда решив одну, вы порождаете еще несколько. Задачи ставятся не те, часто поверхностные. Вот поэтому предлагаю взглянуть на проблему как на мощный ресурс мотивации и эффекти

На одной конференции после экспертного доклада о проблемах отрасли участник из зала прокомментировал выступление спикера таким образом: давайте не будем использовать слово «проблемы», лучше будем говорить о задачах. Лично у меня тут же возникла мысль, что автор этой реплики прошел не один тренинг личностного роста. Его лицо аж светилось от удовольствия от выдвинутого предложения!

Существуют ситуации, когда говорить о проблемах гораздо продуктивнее, чем ставить задачи. Проблемное поле требует культивации и удобрений. Оно должно быть вспахано, его нужно боронить, оглядывать с разных сторон. Проблемное поле требует не только описание списка проблем, но и поиск их взаимосвязей, выявление корневых проблем. Говорят, лучшее решение вопроса, когда решая одну проблему вы автоматически снимаете несколько других, а худшее – когда решив одну, вы порождаете еще несколько. Задачи ставятся не те, часто поверхностные.

Вот поэтому предлагаю взглянуть на проблему как на мощный ресурс мотивации и эффективной постановки, а затем и решения задачи. Этому учат все серьезные грантодатели – покажите сначала узкие места, актуальность решения выбранных в проекте задач, а потом покажите, как ваш проект будет их решать, как изменится жизнь ваших благополучателей (клиентов, целевой группы). Проще говоря, покажите ситуацию «до» и «после». Самое точное определение проблемы – это разрыв между желаемым и действительным положением вещей.

Не мной сказано – ПРОБЛЕМУ НАДО ЛЮБИТЬ. Она мощный РЕСУРС ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ!

Вот простой пример.

Кто-то говорит: Я плохо знаю английский (подставьте любой другой) язык. Я хочу хорошо знать английский язык. Разрыв? Да, конечно. Проблема? Нет. Плохое знание языка – это не проблема, это просто факт. А в чем проблема: не хватает знания языка для чтения и перевода профессиональных текстов, или вы собираетесь в зарубежную поездку и лексики у вас вполне достаточно, а вот на слух вы чужую речь не воспринимаете? Тогда ваша задача станет вполне конкретной, а способы ее решения – более точными, время для этого вдруг самым чудесным образом начнет появляться.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ в любой жизненной или профессиональной ситуации – вещь посложнее, ее ТЕХНОЛОГИЮ описать легко, и я уже не раз это делала, но чтобы ее освоить, нужно хотя бы однажды это сделать с проверенным специалистом. Повторю ее еще раз. Пробуйте, возможно, получится открыть для себя что-то новое.

1. Шаг первый: выбрать область поиска проблемы. Например, семейная жизнь.

2. Шаг второй: составить полный список проблем, как они приходят в голову, ничего не отбрасывая, не заботясь о красивых формулировках, от «мне не нравятся его/ее тетя с непрошеными советами» до «устала от вечных споров, кто уберет за кошкой». Пусть список будет максимально конкретным и длинным, хоть 50, хоть 150 недовольств. Главное, выплеснуть все, что наболело.

3. Шаг третий: агрегирование. То есть «незакрытый тюбик с пастой в ванной комнате» и «споры, кто уберет за кошкой» могут быть объединены вместе и записаны как «раздражает много бытовых мелочей», а та самая «тетя» и «непомерные траты на подарки его/ее родственникам» - в «навязанные обязательства перед многочисленной родней». В итоге это нужно повторить столько раз, чтобы для поля осталось 13-15 проблем. Берем отдельный лист бумаги и в свободном порядке размещаем из в виде пронумерованных кружков.

4. Шаг четвертый: поиск взаимозависимостей. Начинаем смотреть, какая из агрегированной проблемы порождает другую/другие, а какие являются следствием. Соединяем их стрелками. Направление стрелки от порождающей проблемы (причины) – к вызванной ею (следствию).

5. Шаг пятый: считаем, какая из проблем больше всего порождает других. Например, от проблемы 2 идет стрелка к проблеме 3, 7, 12. А номер 7, в свою очередь, порождает 5 и 1. Проблема 2 в таком случае может претендовать на роль узловой. Именно ее и следует решать в первую очередь. Дальше - план действий по ее решению!

Догадываюсь, почему с такой простой технологией трудно справиться самому, в одиночку. Когда ты внутри ситуации, трудно посмотреть на нее со стороны. Даже продвинутые компании при построении проблемного поля обращаются к модератору, он держит процедуру обсуждения, ведет по технологии, помогает справиться с эмоциональными всплесками и прояснить мнения сторон, а их при обсуждении проблем всегда достаточно.

Овладеть проблемой – значит, превратить ее в топливо, в ресурс для решения задачи.

На какие мысли наводят вас эти рассуждения?