Если бы можно было встретить Игоря Елистратова на улице, он, скорее всего, оказался бы человеком с тихим взглядом, который незаметно сканирует пространство вокруг.
Его карикатуры — это точный слепок житейской наблюдательности. Он не ищет острых углов и не пытается эпатировать. Вместо этого, он просто смотрит на жизнь, как она есть, и находит в ней повод для улыбки. Этот юмор не для детей, а для взрослых людей повидавших жизнь. Повидавших дуралеев-начальничков, адюльтеры, неразделенные чувства.
В его работах нет агрессии. Даже когда он показывает чьи-то нелепые ситуации, он делает это с теплотой. Его персонажи — наши соседи, знакомые, родственники. Или даже мы сами.
Герои карикатур Елистратова не идеальны, и в этом их главная прелесть. Женщины у него — это настоящая стихия, они заполняют собой пространство, в то время как мужчины часто выглядят немного потерянными на их фоне. Эта асимметрия — не приговор, а скорее, тонкая ирония художника над тем, как устроен мир.
Елистратов не нуждается в громких сюжетах. Для него достаточно одной детали, чтобы создать целый мир. Вот тут пожилая пара едет в старенькой машине, а вот там — двое мужчин у подъезда. Он умеет подмечать те мелочи, которые мы пропускаем в спешке, и превращать их в полноценные истории.
Всё идёт по плану — детсад, художественное, комиксы
Путь Елистратова в художники не знает резких поворотов. С самого детства он знал, кем хочет быть. Сначала обычная школа, потом художественное училище и дальше всё пошло своим чередом.
Не было сомнений, метаний, и, по его словам, ни один день не был потрачен зря. Елистратов — человек системы, в хорошем смысле. Уверенный, спокойный, трудолюбивый. Он не устраивал революций в искусстве, не спорил с академией, не жил на чердаке. Он просто работал.
И работает до сих пор, каждый день, в прямом смысле. Карикатуры и комиксы Елистратова появляются не потому, что ему скучно. Это профессия, ремесло, форма жизни.
От идеи до листа
Елистратов, по его собственным словам, придумывает свои комиксы лёжа на диване. Это говорит о том, что для него творчество — это не работа, а скорее, размышление. Он не форсирует процесс, а позволяет идеям созреть. И только после того, как в голове сложилась полная картина, он приступает к рисунку.
Ещё одна уникальная деталь его творческого процесса — это "семейный контроль". Жена и дочь выступают в роли первой аудитории, и их реакция становится решающей.
Если комикс не вызывает у них улыбки, он отправляется на доработку. Это очень личный подход, который гарантирует, что юмор в его работах будет по-настоящему добрым и универсальным.
Он избегает пошлости и цинизма, потому что знает, что его аудитория, включая самых близких людей, этого не примет. Да, у Елистратова нет откровенных работ.
Он не играет в провокации, не стремится произвести эффект шока. Он рисует для тех, кто хочет улыбнуться, а не поскандалить. Именно этим он и ценен. Он один из немногих художников, которые чувствуют момент, когда юмор уже не весёлый, а обидный и отступают назад, возвращаясь к свету.
Пышные героини и хрупкий юмор
Главная «фишка» Елистратова естественные фигуры. Он не рисует красивых моделей, его дамы героини всегда яркие, сочные, округлые, живые. В них легко узнать типажи — соседку по подъезду, продавщицу в овощном, родственницу с Урала.
Но, хотелось бы подчеркнуть, что в изображении этих дам нет ни грамма насмешки. Это не сатира, не критика, не гротеск. Это праздник формы, любви к жизни и лёгкой иронии.
Мужчины на фоне этих пышных персонажей чаще всего выглядят скромно, даже забавно. Худенькие, растерянные, в панике перед жизнью — и в восхищении перед своей крупной, уверенной в себе спутницей. Елистратов не делает из этого конфликт. Он просто показывает, как оно есть. И зритель узнаёт себя.
Работы Елистратова мгновенно распространяются в сети не потому, что они "вирусные" в современном понимании этого слова. Они просто отзываются в людях. Когда мы видим его рисунки, мы чувствуем, что это про нас, про нашу жизнь. Они напоминают, что юмор можно найти в любой ситуации, и что смеяться над собой — это нормально.
Елистратов не пытается изменить мир, он просто предлагает посмотреть на него под другим углом. Его карикатуры — это своего рода психотерапия: они показывают, что все мы немного нелепые, и это абсолютно нормально. И именно эта честность делает его работы такими ценными и любимыми.
Если вам близка такая добрая и точная ирония, подпишитесь на наш канал «Мир комиксов». Здесь мы собираем лучшие работы современных художников-карикатуристов, обсуждаем их стиль, делимся наблюдениями и просто смеёмся вместе.
Мы в Телеграм: https://t.me/mir_comicsov
Больше интересного: