Кто такой? Сейчас, сейчас...
Середина двенадцатого века. А поточнее, сороковые года. На киевском столе утвердился сын Харальда Вальдемарссона, тьфу ты... Мстислава Владимировича, Изяслав. Он, конечно, покойному троюродному дяде Всеволоду крест целовал в том, что в киевские князья ни-ни, но киевляне так просили, так просили... В общем, не успел Всеволод Ольгович отойти в мир иной, как Изяслав Мстиславич под "давлением" киевлян схватил брата покойного, исполняющего обязанности киевского князя, и предложил ему уйти от забот и дел мирских, приняв схиму. Но зловредные киевляне непременно хотели видеть Игоря Ольговича в святых, а обязательным условием для этого была мученическая смерть, что горожане и исполнили.
Сами видите, в каких условиях приходилось править. Впрочем, буквально всё правление Изяслава Мстиславича протекало под междоусобную войну 1146 - 1154 годов. А тут ещё, как назло, митрополит Михаил выкидывает фортеля. Лезет со своим мнением куда не надо. И, вообще, разругался ещё с Всеволодом Ольговичем и укатил на родину в империю. А кто ж будет новоиспечённого князя поддерживать высшим, духовным, авторитетом? Кто будет обеспечивать легитимность? Как в глаза родственников-конкурентов смотреть?
Дело осложнялось ещё тем, что в духовном центре, Константинополе, тоже не всё ладно. То патриарх плюнет на паству и уйдёт в аскеты. То, вообще, патриарха низложат, за "противоестественные" связи с проклятыми богомилами со своим Сатаноилом. Сплошной раздрай и шатание. Одним словом, патриарший престол перестал внушать. Чем и не преминул воспользоваться находчивый Изяслав Мстиславич.*
*- поинтересовался, кстати, как там в Европах примерно в это же время, и, на удивление, тоже всё не слава богу. Прямо нашествие антипап какое-то на святой престол.
Ситуация была не то, чтобы необычной. Ярослав Мудрый уже, в своё время, ставил "своего" митрополита.
постави Ярослав Лариона митрополитомь русина в святеи Софьи, собрав епископы
Но как только Ярослав умер, митрополитом стал Ефрем, естественно грек. В самостоятельное плавание отпускать богатую митрополию в Константинополе не желали.
В общем, Изяслав Мстиславич решил повторить. В каких отношениях были князь и претендент на митрополию не известно. Но, надо думать, в хороших. Звали претендента не то Клим, не то Климент, чаще Климент. Но это, думается, в связи с тонкостями поставления на должность. Отчество или прозвище было у него Смолятич.** Был он монахом затворником в Зарубском монастыре.
**- думается, прозвище. У одной из сестёр Изяслава, Рогнеды, был городок Заруб на Смоленщине. Вполне возможно, что именно там Изяслав с Климентом познакомился. А монастырь тот основал, переехав на новое место.
Естественно, такие исходные данные не очень-то сильно впечатляли собранных для церемонии греков епископов.***
***-Некоторые вообще съезд и выборы проигнорировали.
Что они и дали понять претенденту. Основной аргумент звучал так.
Нет того в законе, чтобы епископам ставить митрополита без патриарха, но ставит митрополита патриарх; а мы не будем ни кланяться тебе, ни служить с тобою, потому что ты не брал благословения в храме у св. Софии от Патриарха. Если ты поправишь дело, испросишь благословение у патриарха, то мы тебе поклонимся.
Черниговский епископ Онуфрий, временно "исполняющий обязанности" митрополита, стоявший на стороне Изяслава Мстиславича, напомнил, что несколько епископов, три и более, могут выбрать митрополита. На что, резонно, получил ответ:
"А утверждать всё равно должен патриарх! Да и Климент этот ваш, мало того, что не епископ, так он схимник. Какой митрополит, вы что"?
Тут вступил князь:
"Ну, это схимник сам не может претендовать, а вот если нужда заставит, для общей пользы, то его можно из схимы силами местного епископа вывести, кто там у нас епископ Смоленский"? И, как епископ Мануил, из греков, кстати, не вертелся, а Климент из схимы вышел. (Понятное дело, сейчас мы толком не знаем, как надавил на Мануила князь, но, судя по дальнейшему, Мануил не своей волей сие делал, да и сделал ли?) Следующим шагом было возведение претендента в сан епископа. Ну, никак из монаха нельзя сразу в митрополиты скакнуть.****
****- Немедленно вспоминается Дмитрий Донской и его неудавшийся митрополит Митяй, почти такая же история. Читай тут.
Епископы сказали, что и в епископы без утверждения митрополита никак. А митрополита сейчас нет, вот, приедет Михаил или пришлют из Константинополя нового, тогда и поговорим. И ехидно усмехнулись в бороды.
"Так мы своими силами, числом от трех епископов, так можно!"
" А Михаил митрополит, уезжая велел в св.Софии не служить без митрополита, на порожках что ли будем?" Одним словом, епископы упёрлись и ни в какую. Не то, что в митрополиты, даже в епископы Климента ставить опасаются. Они и рады бы и̲з̲б̲р̲а̲т̲ь̲ Климента, так он в Константинополь на п̲о̲с̲т̲а̲в̲л̲е̲н̲и̲е̲ ехать не хочет! А как его утвердить своими силами? Тогда Онуфрий достал туза из рукава.
"А вот греки патриарха ставят рукой святого Иоанна, а мы чем хуже? У нас голова святого Климента есть! Сам Владимир Креститель из Херсонеса привёз!"*****
*****-так и вижу, с какой гордостью это говорилось. У Иоанна Крестителя голова-то не сохранилась, только рука, которой он Иисуса крестил.
"Так то сам Иоанн Креститель! А Климент кто? Так, апостол от семидесяти."
"А мы и не патриарха ставим, а митрополита!"
В общем, продавил Онуфрий епископов. Поставили Климента митрополитом.
И тут становится понятно, чего добивается Изяслав Мстиславович. Реальной автокефалии, как много позже, в середине пятнадцатого века, провернули с митрополитом Ионой. Естественно, Климент не едет ни в какой Константинополь. Так как, скорее всего, там уже есть митрополит, утверждённый патриархом. Это приехавший после смерти Изяслава Мстиславича в Киев грек Константин. Представляю, как бы пришлось в Константинополе Клименту.
В Киеве тогда сидел Юрий Долгорукий. Так вот, Константин всех поставленных Климентом иерархов низложил, священники и дьяконы писали объяснительные записки о том, что Клименту повиноваться не будут. А умершего князя Изяслава Мстиславича с Климентом предал анафеме! Но тут Долгорукий умер и всё завертелось по новой. Ростислав Мстиславич, брат Изяслава, Климента не жаловал, с другой стороны, его племянник Мстислав, передавший занятый им Киев дяде, относился к митрополиту Константину, проклявшего папу, соответственно. Вот такая ситуация, два митрополита Киевских и Всея Руси одновременно.******
******-опять же, отсылаю к временам Дмитрия Донского и митрополита Алексея, когда по несколько митрополитов по Руси каталось. Читай тут.
Родственники покойного Изяслава к автокефалии относились индифферентно, а потому, было решено испросить у патриарха нового митрополита, не замазанного во внутренних княжеских распрях. Что и было исполнено. Приехал, конечно же, грек. Вот так и закончилась попытка отжать у Византии немного суверенитета.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
можно в телеграмм
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С