Найти тему
Параллели истории

Церковная замятня и Куликовская битва

Во времена Мамаевой "власти" в Орде, власти не даром в кавычках, потому как всё было достаточно зыбко, ханы менялись один за одним, на Руси была своя "замятня" и даже две. Про первую знают практически все, интересующиеся своей историей. Я имею в виду борьбу за "лидерство" между Великими княжествами. Тверью, Москвой, Рязанью и Нижним Новгородом. Не говоря об противостоянии с Литвой. Сражения, осады, нарушенные крестоцелования и брачные союзы. Ничего необычного. Сильный понемногу "ест" слабых, а почувствовав силу и войдя во вкус даже кусает хозяина. То бишь я про Орду Мамаеву и не только. Но была еще одна, не менее "интересная" и серьезно повлиявшая на дальнейший ход исторического процесса, замятня. Это борьба за духовную власть на Руси, ну как духовную, церковь то не "духом единым" жила и живет. Вот здесь мы и подступаем вплотную к отношениям Церкви и Дмитрия Московского. Но начать придется из далека. Во времена детства и юности князя Дмитрия, Московскому княжеству чрезвычайно повезло с "регентом" и "первым министром" митрополитом Алексием. Некоторые его прямо так и называют "отечественный Ришелье".

Как организатор и политик проявил себя во всей красе, чем естественно был сильно неудобен властителям "второй, альтернативной" Руси. Далее ВКЛ, Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское. Так как являлся еще и пастырем земель, принадлежащих по факту ВКЛ. Алексий очень ловко "смешивал" дела церковные и мирские, что прямо-таки бесило Великого Князя Литовского Ольгерда. Ничего поделать с митрополитом Киевским и Всея Руси, сидящим плотно в Москве, он не мог. А Алексий отлучал направо и налево всех князей, нарушивших клятву вассальной верности Москве и перешедших под Ольгерда. Мера вроде как чрезвычайная и редкая, но Алексий не скупился. Под "топоры" даже Великий Тверской князь попадал, хотя себя считал ровней с Московским, а может и выше))) А Алексий до кучи и духовных лидеров "пас" на пользу Москве.

-2

В общем всеми силами показывал кто "на районе" главный, не забывая про общую "мирскую" крышу. О его напористости говорит ещё и то, что будучи по происхождению русским, дошёл до "должности" которую, привычно "держали" греки. Да ещё добился перевода метрополии из Киева во Владимир. Но! Сидел в Москве и постоянно "тыкал палкой" в Ольгерда. Тому пришлось даже просить патриарха Константинопольского об основании новой митрополии, так его Алексий доставал. Патриарху всё эти склоки тоже были ни к чему, главное, что бы деньги слали, а Москва, в лице Алексия, это делала исправно, прекрасно понимая свою "мягкую силу".

-3

Но Ольгерд пригрозил " перекрестить всех на фиг в католики на радость Папе, раз вы так. " Пришлось Патриарху слать посла для примирения, нельзя же терять такие территории и деньги. Нет, конечно были и времена когда Ольгерд и Алексий в открытую не конфликтовали, но опять таки только из-за смерти полулегитимного Литовского митрополита Романа, когда западная Русь без митрополита осталась. Очень Ольгерд хотел, что бы Алексий в Киеве, подконтрольно, сидел. А Алексий не очень. Ну да ладно, немного я отвлёкся. Итак, на Русь едет послом Патриарха Киприан, мужчина умный, при Патриархе себя показавший достойно. Задача у него стояла помирить Литовских, Смоленских и Тверских князей с Алексием. С Тверским, Михаилом, Киприан "договорился". Князь отказывается от претензий на " столичный" Владимирский стол, а митрополит Алексий "отзывает" проклятие. С Алексием Киприан тоже "договорился", митрополит ставит Суздальским епископом его друга Дионисия. Я не зря так подробно, все эти "лица" свою роль ещё сыграют. Далее, Киприан при посредничестве Алексия знакомится и с Сергием Радонежским. "Покрутившись" в восточной половине митрополии, Киприан едет на запад. И вот тут, видя такую обширную территорию, да без пастыря, посол "неожиданно" пишет "ябеду" на Алексия, прямо Патриарху в Константинополь. Как там, "земля обширна и богата", Алексий не вечен, да и Ольгерд видимо не сидел сложа руки. В итоге, патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского, а что бы митрополию не делить, патриарший собор постановил, после смерти Алексия, Киприан остается единственным митрополитом. Вот уже и двоевластие. В 1378 году Алексий умирает и Киприан, предварительно написав Сергию Радонежскому и Ростовскому архиепископу, спешит в Москву. Но не тут-то было. У Дмитрия, еще не Донского, свои планы на митрополичью кафедру. В спешном порядке, после смерти Алексия, из духовника князя Митяя, чуть ли не насильно, делают архимандрита придворного Спасского монастыря, а затем, не отходя от кассы, Князь Дмитрий приказывает избрать его собором епископов Московским митрополитом.

-4

Разогнавшегося Киприана тормозят под Москвой, обдирают как липку и дают буквально пинка. Разобиженный Киприан, как это водится, отлучил князя Московского и укатил в Константинополь, искать правды у Патриарха. Я, кстати, намеренно имен Патриархов не пишу, Константинополь трясло не меньше Орды и Руси, а потому патриархи периодически менялись. В Москве "дружбан" Киприана Дионисий, наотрез отказывается признавать Митяя митрополитом, резонно замечая, что Патриарх согласия не давал. Кстати, Сергий "топил" за постановку на митрополию именно Дионисия. Чувствуете какой разлад творится? Понимая правоту Дионисия, Дмитрий Московский собирает Митяя в Константинополь, Дионисий рвется за ним. Вот уже и три претендента. Конечно же князь приказывает Дионисия задержать для выяснения личности. Но за Дионисия поручается Сергий, и Князь Дмитрий Дионисия отпускает. Естественно, Дионисий первым делом берет ноги в руки и летит в Константинополь. Напоминаю, все эти события плотно втиснуты в промежуток между смертью Алексия и Мамаевым побоищем. Какое после этого отношение к Сергию у князя Дмитрия? Если думаете, что "святость" Сергия дает +80 к защите от князя, то наверное, ошибаетесь.

-5

Дионисий тож святой, а в застенках посидел. Вообще, Дмитрий смотрю не церемонился с церковной братией, рано или поздно досталось на орехи всем причастным. Претендент князя, Митяй, до возведения в сан не дожил, умер на корабле чуток до Константинополя не доплыв. Не растерявшись, сопровождающие в бурных дебатах решили вписать в документ нового претендента, им стал Пимен, архимандрит Переяславский.

-6

Поначалу Патриарх и Император отказывались признавать Пимена митрополитом, как бы Киприан еще никуда не делся, но осел груженый золотом, берет любую крепость. Звонкую монету одолжили у генуэзцев, эти ребята, как мне кажется, сильно недооценены в нашей истории. И выход тут же нашелся, Киприан стал митрополитом Литвы и Малороссии, а Пимен Киевским и всея Руси. Далее "приключения" всей этой братии не буду здесь описывать. Так-то поочередно и Киприана, и Пимена, и даже Дионисия Дмитрий, уже Донской, митрополитами признавал, с митрополии гнал, распоряжался и руководил одним словом. У меня вопрос-то вот какой. Каким боком всех этих людей интересовали какие-то там благословения ратников на битву с "погаными" и освобождение Руси от ига? Они ж как рыбы в воде себя чувствуют. Их это иго и не интересует. Грызутся за власть и влияние. И, заметьте, прямо во время этого самого конфликта с Мамаем. А вот когда стало "надо бороться с нестерпимым ярмом", примерно так во времена Ивана III, и пошли "воспоминания" о "борьбе" и "благословениях". Примерно так вижу.

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться