Хоть речь пойдёт не о Великом князе Дмитрии Ивановиче Донском, но реверанс в его сторону непременно придётся отпустить, так как действующим лицом на этом отрезке истории, причём не последним, он является. В общем, "наш пострел, везде поспел". В том числе и на поприще духовного воспитания налогоплательщиков и налогообложения духовного сословия.
Это я о попе и исповеднике Великого князя Митяе и, почти, митрополите Михаиле в одном лице. Коего и "утвердил" на этой должности сам Великий князь. Случай небывалый, первый "независимый" от Константинопольского патриарха митрополит появится в Москве примерно через семь десятков лет. (Можно, конечно, привести пример митрополита Киевского и Всея Руси Климента, его тоже князь поставил без патриарха, но это аж середина XII века и дело в Киеве было.) А тут, если бы выгорело, был бы у Дмитрия Ивановича свой митрополит, не буду говорить ручной, скорее соратник, но не такой, как митрополит Алексий, а "подчинённый" Великому князю. Эх, надо было Дмитрию Ивановичу поднатужиться и "родить" Правительствующий Синод, а Митяя обер-прокурором поставить, вот тогда бы власть была полной. Вот зажил бы Великий князь. Шучу, конечно. Время не то. Там и у Петра-то, Константинопольский патриарх, несколько офигев от такого поворота, пару лет размышлял, как бы выпутаться из ситуации. У Петра не забалуешь, но и Дмитрий Иванович тоже "ситуацию прочувствовал." Стараниями "правительства", во главе с митрополитом Алексием, Великое княжение вплотную приблизилось к царской власти.
Нижегородские князья, родственники по жене, на верховную власть, Владимирское княжение, не претендуют. Тверского князя прижали к ногтю. В Орде - Замятня, даже Мамай не так страшен, как его малюют. 😁 Ордынские "цари" рвут трон друг из-под друга, не сильно отвлекаясь на Русь. Здесь, может быть и перебор, но Москва не очень-то и страдает. Достаётся как обычно Рязани и Нижегородским землям. Да, про Ольгерда забыл. А что? И Ольгерда пересидели. Всё один к одному. Даже в Константинополе гражданские войны и доходит до того, что патриарх в тюрьме чалится. Почему бы и не поставить себе митрополита? Алексий не вечен, да и властен очень. И остальные церковники много о себе думают, неплохо бы поприжать эту братию. Здесь, конечно, речь вряд ли идёт об изъятии церковных земель в пользу государства, монастыри-то с земелькой есть, только ещё в серьёзную силу не вошли. Да и Великий князь, думаю, не настолько "могуч", чтобы по таким вопросам с церковью бодаться. Это всё гораздо позже будет. Но кое-какие вопросы можно и на себя перетянуть. Поди плохо "нужного" епископа на интересующую тебя епархию всунуть. "Посоветовался" с митрополитом, и вуаля, "свой" человечек прямо в стане твоего конкурента по опасному феодальному бизнесу. Одним словом, кругом плюсы. Осталось только нужного кандидата подобрать. И, свято место пусто (правда митрополит Алексий вполне ещё дееспособен) не бывает, нашёлся человек. Земля наша талантами не оскудевает.
История взлёта и падения сына простого попа из Тешилова довольно необычна и в тоже время не уникальна. Достаточно Ломоносова вспомнить с его поднятием в социальном лифте. Здесь, картина подобная. Митяй был простым попом в Коломне, но сумел каким-то образом обратить на себя внимание Великого князя. Произошло это скорее всего во время свадебных торжеств 1366 года. Дмитрий Иванович, будущий Донской, женился именно в Коломне. Понятное дело, поразить 16-ти летнего князя можно было, например голосом, красивым пением, да хоть ростом или окладистой бородой. Всё это к Митяю прилагалось. Но окружающих князя бояр, а главное, митрополита Алексия, нужно было брать другим. Другое тоже нашлось. Летописи пишут, мужчина был начитан, памятлив, умён и умел донести до визави свою мысль. К 1376 году, Митяй стал не только духовником Великого князя и некоторых бояр, что согласитесь не так уж и мало, но и печатником Дмитрия Ивановича Московского.
А вот это уже претензия.
Для тех, кто не в курсе, печатник - это не какой-то условный Иван Фёдоров или Пётр Тимофеев с печатным станком и томиком церковных текстов. Печатник - это хранитель княжеской печати. Ходячая электронная подпись Великого князя. То есть, Митяй минимум был в курсе всех политических решений по всем вопросам, где требовалось скрепить документ княжеской печатью. Печатник должен был присутствовать на заседаниях боярской думы. Я так понимаю, должность для человека неродовитого, наивысшая. А зная из летописи отношение к нему Великого князя, да и его поведение, будучи наречённым митрополитом, допускаю, что Митяй в обсуждении "вопросов" в Думе мог и участвовать. Дальше - больше. Князя, "внезапно", 😉🖖 "озаряет мысль" следующим митрополитом сделать своего печатника, благо он духовного сана. Здесь, конечно, немалую роль сыграла неприязнь Дмитрия Ивановича к, назначенному патриархом "мимо него", Киприану. Но и "внезапные" мысли, подготовлено высказанные князю Митяем, я бы не стал исключать. Выглядело это примерно так.
Киприан, вообще человек пришлый, дела церкви у него всегда будут выше дел Великого княжества. А он ещё и с Литвой заигрывает, засланный казачок, будет одеяло тянуть на Ольгерда (жив, жив ещё курилка! Никто ж не в курсе, что ему не долго осталось.) Алексий не вечен, болеет. Варианты из "отцов церкви", Сергий, Дионисий и т.д., не очень подходят. Властны без меры и опять же все, или в подвижничестве, или церковь в приоритете держать будут. А ведь ещё можно князем "подруливать", имея Алексия в пример. А я человек простой, неродовитый, своим взлётом только тебе, Великому князю, буду обязан. Связей среди боярства, как у тех же "отцов-святителей", не имею. Потому буду к тебе лично и к делам Великого княжения относиться ревностно.
Дмитрий Иванович прикинул маржу и свои мысли по поводу, и стал приставать к Алексию с просьбами назначить Митяя преемником. Летописи пишут, что и бояр к митрополиту посылал, и братца двоюродного, Владимира. Алексий причины, естественно, просёк, сам-то он, как человек церкви, хотел в "наследники" Сергия Радонежского, и всячески от Митяя открещивался. Резонно заметив, что, не быв монахом, в митрополиты не попадёшь. Ну это дело житейское, решили Дмитрий Иванович и Дмитрий Иванович. ( Ага, папу Митяя, а вернее Дмитряя, Дмитрия, тоже звали Ваней. Куда только смотрит новая хронология, ведь совершенно понятно, что это один и тот же человек. Или я что-то упустил? 😜 ) И, решив идти до конца, быстренько одного из Дмитриев Ивановичей обратили в монаха. В то, что Митяй, а теперь Михаил, категорически не хотел в монахи идти ради митрополии, по версии летописцев, верится не очень. Это скорее форма поведения. Борис Годунов тоже отказывался в цари идти, причём неоднократно.
В феврале 1378 года митрополит Алексий умирает и Митяй (Буду его так и называть Митяем, а не Михаилом. Вслед за летописцами.) переселяется в митрополичьи палаты. Мало того, что переселяется, так ещё и обязанности митрополичьи исполняет. Естественно, все иерархи становятся на дыбы. "Какой-то монах" рулит митрополией. Даже Великого князя не шибко опасаются, несмотря на то, что новоприобретённый митрополит кое кого и в вериги посадил желѣзныа. А Сергия Радонежского с племянничком Федей недооценивать никак нельзя. Всё-таки фигуры значительные, поневоле прислушаешься. Они ж могут по телевизору с амвона таких исторических лекций из священного писания прихожанам начитать, те кольями князя из города выбьют. Дабы святых отцов не раздражать, было принято решение Митяя в епископы собором епископов и возвести. Да и к патриарху ехать лучше в звании генеральском чине епископа. Кстати, тогда-то Климента Смолятича, митрополита Киевского и Всея Руси, и вспомнили, дескать было уже, можно. Но тут вступил епископ Суздальский и Нижегородский Дионисий, креатура самого Сергия, мужчина с далеко идущими планами. Дионисий не постеснялся высказать мнение, идущее вразрез с планами Дмитриев Ивановичей, желающих объединить две, существующие на тот момент ветви власти. Так что "нормальным" епископом Митяй, скорее всего, не стал. Токмо волей пославшей мя жены Великого князя. Церковная верхушка, сговорившись, просто уверен, собирает в Константинополь того же Дионисия. Причины, по которым сам Сергий Радонежский не стал участвовать в гонке за митрополитством, выходят за рамки сего текста. 😉 Великий князь Дмитрий Иванович с Митяем Суздальского епископа арестовывают, в прямом смысле этого слова. И берут с него обещание ни в какие вояжи, а тем более в Анталию Константинополь не ездить. За Дионисия вписывается Сергий,
и епископ едет в своё епископство, где садится в лодочку, благо Нижний Новгород в удобном месте стоит, и едет прямиком окольно, по Волге куда они с Сергием и договаривались. Сказать, что Дмитрий Иванович обиделся на Сергия, ничего не сказать. Пришлось летописцам, сплошь лицам духовным, через время, задним числом, расписывать поездки Великого князя к Сергию за беседами и благословением. Спешно, промедление равно, минимум жалобам Дионисия патриарху на Митяя, максимум, поставлением Дионисия в митрополиты, в Константинополь собирают Митяя. Для скорости посольство едет через Мамая, посуху. Для ради такого с Мамаем заключают некие договорённости, не забываем, у Дмитрия Ивановича Московского и беклярбека хана Булака, повелителя правобережья Волги, розмирье.
А тут они в дёсна целуются с Митяем приятно беседуют и по итогам Мамай выдаёт Митяю ярлык. (Надо будет, как-нибудь, отдельную статью про него соорудить.) Где Мамай, Митяя признаёт. Интересно, была ли просьба Дионисия задержать на обратном пути, если он через ставку Мамая поедет? В общем, получив "в добрый путь" от Мамая, посольство отправилось дальше, в Крым. Где погрузилось на корабль и благополучно прибыло на рейд Константинополя. Здесь стоит сказать об ошибке, допущенной Великим князем и его ставленником. В посольстве не нашлось ни единого лица, стоящего за Митяя. Может быть сказалась спешка при отправлении посольства или ещё какие причины, важно не это. Важно то, что наречённый митрополит Великой Руси, а именно так должна была должность называться, умер в виду города. И к патриарху поехал Пимен, подделавший документы на своё имя.
Кто и как устранил Митяя, люди Сергия и Дионисия, сторонники Пимена, сейчас можно только гадать. Но смерти его желали все.
Инии глаголаху о Митяй, яко задушиша его, инии же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людие не хотяху Митяя видети в митрополитех; но един князь великий хотяше
Пришлось Дмитрию Ивановичу Московскому расстаться с мечтой о "своём" митрополите. А попы Великому князю преподнесли "подарочек", в виде себя любимых на митрополичьих местах. К "нелюбимому" Киприану добавились, Пимен, реальный мошенник, вписавший себя в кандидаты, и Дионисий, на пару с Сергием обманувший князя. Вот так вместо простой и работающей схемы вышли разброд и шатание. Аккурат перед самой важной битвой Дмитрия Ивановича.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉