🌺Добрый вечер, дорогие читатели!
Сегодня у меня мысли о школе, работы учителя в классе-комплекте..
Реалии сельского образования: когда классы становятся комплектами.
Малокомплектные школы — особая реальность сельской местности. Здесь классы объединяют в комплекты, например, 1 и 3, 2 и 4.
Мне повезло, в школе нет 4 класса, поэтому в прошлом году я вела только 1 класс, а в этом году у меня только 2 класс. В то время как у моей коллеги 1 и 3 классы сидят вместе.
У нас в селе когда-то работало четыре учителя начальных классов, но с сокращением числа учеников пришлось объединять классы.
Это происходило постепенно: сначала приглашали учеников одного класса чуть позже, а на более простые уроки, такие как рисование и труд, могли объединить классы. Основные предметы старались вести, чтобы каждый класс сидел отдельно.
Сегодня учитель вынужден одновременно вести уроки для детей разных возрастов, что требует нестандартных подходов.
Как сохранить качество образования в таких условиях? 🤔
Ответ на этот вопрос ищут педагоги ежедневно.
Трудности урока: между самостоятельностью и вниманием.
- Основная проблема классов-комплектов — невозможность уделить равное внимание всем ученикам.
- Уроки часто строятся на самостоятельной работе с карточками, что порой противоречит рекомендациям: непрерывная самоподготовка не должна превышать 15 минут.
- Особенно страдают устные формы работы: фронтальный опрос, устный счёт, обсуждение текстов.
Эти элементы, ключевые для развития речи и логики, заменяются письменными заданиями.
Учитель разрывается между классами, а дети привыкают ждать, пока педагог переключится на их класс:
Доску делишь между всеми классами по чуть-чуть... Вроде кажется уха 2, да мозг то один, могу услышать, а кому я из них помогу?
– Ждите, ждите.
И дети привыкают ведь, ждут. Они привыкают к тому, что им надо ждать, что к ним никто сейчас не подойдёт, что сейчас идёт объяснение для другого класса.
Результат — снижение динамики урока и эмоциональная перегрузка всех участников процесса. 😔
Фундамент под угрозой: риски для будущего учеников.
Начальная школа закладывает основу для всего дальнейшего обучения.
Однако в классах-комплектах критически не хватает времени на отработку базовых навыков.
Учителя вынуждены компенсировать пробелы после уроков, но и это не всегда возможно.
Пока я нахожусь ещё в декретном отпуске и совмещаю работу на неполную ставку. Я успокоила себя тем, что в августе младший мой ребёнок пойдёт в садик, что позволит мне в следующем году восполнить их пробелы.
Особенно тревожит подготовка к ВПР: без полноценной устной работы и индивидуального подхода результаты могут оказаться ниже ожидаемых.
При этом в средних и старших классах, даже с одним учеником, уроки ведутся отдельно — возникает вопрос: почему экономия происходит за счёт младших?!!!🤷
Учительский труд: нагрузка, оплата и невидимые часы.
Например, при ставке 1,75 на двух педагогов начальной школы, некоторые занятия остаются бесплатными. Коллеги соглашаются вести физкультуру или музыку «в нагрузку», лишь бы вообще не закрыли школу...
32,5 часа мы с коллегой делим, это не считая разные внеурочки.
На физкультуру, музыку и рисование всегда объединяли все начальные классы вместе. Как только пошли комплекты.
Доплата за класс-комплект — около 4000 рублей, что едва компенсирует нагрузку. Учитель заполняет два журнала, ведёт переписку с родителями из разных классов, готовит материалы для нескольких классов.
Городские педагоги даже не представляют, как это — делить классное руководство на «доли», например, у меня 1/3 классного руководства. Для нас, сельских учителей, это повседневная реальность.
Я не знаю, стоят ли разные доплаты этого или не стоят. В любом случае на будущий год у меня будет так, и с учётом того, что пойдёт мой собственный ребёнок, я, конечно, заинтересована делать всё в лучшем виде👍.
Ни в коем случае, чтобы не страдало образование, ни моего ребёнка, ни других детей. Ведь с ними в дальнейшем моему ребёнку учиться, хочется, чтобы была здоровая и сильная конкуренция, чтобы дети сильны были в знаниях. Это очень стимулирует других учеников. Если будут все лентяйничать, то и из успешного, умного ребёнка можно постепенно сделать двоечника, да троечника...
Личный опыт: от тревог к поиску решений.
Мой путь в классах-комплектах начался с замены коллеги. Тогда я поняла: без чёткой системы здесь не выжить.
Сейчас, готовясь к новому учебному году, я планирую:
- Проводить летние занятия для будущих первоклассников.
- Разработать перекрёстные темы (например, творчество Крылова для 1-го и 3-го классов).
Да, это требует сил. Но я верю: даже в таких условиях можно дать детям качественное образование. Ведь школа — это не просто здание. Это сообщество, где каждый ребёнок заслуживает внимания, а каждый учитель — поддержки.
Заключение.
Классы-комплекты — не идеал, но пока это способ сохранить малокомплектные школы.
Раньше о таких классах-комплектах даже не задумывалась. Пока кажется, что я вижу в этом только плохое... Когда я замещала коллегу, мне было тяжело, я себя успокаивала тем, что этот опыт мне нужен, что на будущий год пригодится.
Думаю важно говорить о проблеме, делиться опытом и напоминать: даже в условиях ограничений учитель способен вдохновлять.
Будем стараться. Ради детей!
Дорогие читатели, может быть кто-то из вас также учился в классах-комплектах?
Спасибо! 💗