Для французского рисунка начала XIX века очень характерен жанр карикатуры. С помощью карикатур художники осмысливали политические потрясения того времени, высмеивали пороки современного им общества или даже иллюстрировали пословицы.
На выставке «Французский рисунок первой половины — середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» представлены произведения одного из самых известных карикатуристов того времени — Гранвиля (настоящее имя Жан Иньас Изидор Жерар).
Гранвиль, республиканец по убеждениям, активно занимался политической карикатурой, но художник также был знаменит среди современников в жанре книжной иллюстрации. В Пушкинском музее хранится 6 рисунков Гранвиля из серии «Сто пословиц…» Каждая французская пословица (впрочем, понятная и русскоязычной аудитории) проиллюстрирована отдельным рисунком. Для Гранвиля это не просто иллюстрации, а именно карикатуры — гротеск, искажение пропорций, насмешка над окружающим его обществом. Художник намеренно изображает пословицы дословно: так достигается больший комический эффект.
Среди работ этого цикла «Красивое лицо большой нос не испортит», «Всегда-то сорная трава вымахивает», «Каков хозяин, таков и слуга», «Если бы молодость знала, если бы старость могла», «Дураки изобретают моды, а умные им следуют», «С волками жить — по-волчьи выть». В последней работе Гранвиль прибегает к своему излюбленному приёму, соединяя в персонажах черты людей и животных.
Увидеть карикатуры можно на выставке «Французский рисунок…» в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков до 27 июля.
#Французскийрисунок