Покупка электромобиля — это не только шаг в будущее, но и новые вопросы, и главный из них — где и как заряжать машину. Разбираемся с режимами зарядки, типами разъемов, доступными в России сетями и секретами экономии.
Особенности зарядки электромобилей: не как у бензиновых авто
Если для заправки обычного авто достаточно выбрать АЗС с качественным топливом, то с электромобилями все сложнее. Здесь важны не только доступные станции, но и совместимость разъемов, мощность сети и даже погодные условия.
Основная проблема в России — малое количество зарядных терминалов, особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Однако разобраться в нюансах зарядки проще, чем кажется.
Режимы зарядки: от «медленной» розетки до сверхбыстрых станций
Зарядка аккумулятора электромобиля требует контроля напряжения и силы тока. Существует четыре режима, различающихся по скорости и безопасности.
1. Mode 1:
- прямое подключение к бытовой розетке без контроля параметров;
- не используется для электромобилей из-за риска перегрузок и отсутствия защиты.
2. Mode 2:
- полуавтоматическая зарядка через кабель с блоком управления (часто входит в комплект авто);
- мощность — до 3,5 кВт (обычная розетка) или до 11 кВт (трехфазная сеть);
- время полной зарядки 12–24 часа;
- прозван «бабушкой» за медлительность.
3. Mode 3:
- зарядка через специализированную станцию (AC) с обменом данными между авто и терминалом;
- мощность — до 22–43 кВт;
- время зарядки 4–8 часов;
- идеален для домашних стенбоксов или общественных точек.
4. Mode 4:
- быстрая зарядка постоянным током (DC);
- мощность: от 50 кВт до 400 кВт (у Porsche — до 320 кВт);
- время зарядки — 80% батареи за 20–40 минут;
- подходит для путешествий, но терминалы дороги и пока редки.
Разъемы для зарядки: какой подойдет вашему авто
Стандарты разъемов различаются в зависимости от региона и производителя. В России распространены европейские Type 2 и CCS Combo 2, но встречаются и другие:
- Type 1 (J1772) — однофазный, до 9,2 кВт. Используется в США и Японии.
- Type 2 (Mennekes) — европейский стандарт. Поддерживает трехфазный ток, мощность до 43 кВт.
- CCS Combo ½ — усовершенствованная версия Type 1/2 с поддержкой DC-зарядки до 400 кВт.
- Tesla Supercharger — эксклюзивный разъем для Tesla. Мощность до 250 кВт. Для других авто нужен адаптер.
- CHAdeMO — японский стандарт. DC-зарядка до 400 кВт, но большинство авто принимают до 50 кВт.
- GB/T- китайский стандарт. Мощность до 900 кВт (в перспективе).
Совет: при покупке авто с «неевропейским» разъемом (например, CHAdeMO) потребуется переходник. Но лучше выбирать модели с Type 2/CCS Combo 2 — они совместимы с большинством российских станций.
Где заряжать электромобиль в России
Публичных зарядных сетей пока мало, но они развиваются.
1. Москва и Санкт-Петербург:
- «Энергия Москвы» — бесплатные станции с Type 2, CHAdeMO, CCS Combo 2 (активация через приложение «Транспорт Москвы»);
- «Россети Электротранспорт» — платные DC-станции на трассах (CCS Combo 2, GB/T).
2. Коммерческие сети: Fora, EV-Time, V4D — терминалы до 50 кВт. Для доступа нужны фирменные приложения.
3. Дилерские центры и ТРЦ — бесплатные станции на парковках (часто только для клиентов).
4. Домашняя зарядка:
- розетка 220 В — 3,5 кВт, подходит для ночной зарядки;
- трехфазная сеть — 11–22 кВт;
- настенный стенбокс — до 22 кВт (требует разрешения энергокомпании).
Совет: используйте приложения «Яндекс.Заправки» или Plugshare (через VPN) для поиска ближайших станций.
Сколько стоит зарядить электромобиль
Стоимость зарядки электрокаров зависит от многих факторов.
- Дома — от 3 руб./кВт·ч (ночной тариф) до 6,5 руб./кВт·ч. Полная зарядка батареи 100 кВт·ч обойдется в 300–650 руб.
- Общественные сети:
- бесплатные точки (парковки ТРЦ, отели, дилеры);
- платные — 8–20 руб./кВт·ч (чем выше скорость зарядки, тем дороже).
Если сравнивать с ДВС, 1 км пробега на электротяге стоит 1–3 рубля против 5–8 рублей для бензиновых авто.
Советы:
- Если есть возможность, установите дома стенбокс — это удобно и выгодно.
- Собираясь в путь, планируйте маршрут через DC-станции.
- Для максимальной экономии заряжайтесь ночью по низкому тарифу и используйте бесплатные точки.
Инфраструктура для электромобилей в России пока несовершенна, но с каждым годом становится доступнее. А главное — даже при текущих тарифах электротяга остается в разы дешевле бензина.
Если вы хотите купить электромобиль в Москве, то обращайтесь в компанию FRANK AUTO, где вам предложат десятки популярных моделей известных брендов по выгодным ценам.
Заходите на официальный сайт компании, где вы узнаете о действующих акциях — не упустите возможность покупки автомобиля по привлекательной цене!
Свяжитесь с менеджером компании FRANK AUTO и задайте любые интересующие вас вопросы по телефону.
FRANK AUTO Ярославский
📞+74994559392
FRANK AUTO Можайский
📞+74996886818
FRANK AUTO Новорижский
📍 Новорижское шоссе, 17-й километр, с3, д. Раздоры.
📞+74992260179
Работаем ежедневно с 9:00 до 21:00.