Многим учителям, особенно в начале педагогической деятельности, хочется, чтобы ученики видели в них не только строгого наставника, но и доброго, заботливого друга. Дружелюбная атмосфера в классе помогает создать особую, доверительную связь между учителем и школьниками, уменьшает напряжение, стресс у детей.
Однако грань между «добрым учителем» и «учителем-приятелем» очень тонкая.
Попытаемся разобраться, где она проходит и к чему может привести ее нарушение.
Дети – особенно в начальной школе – тянутся к тем, кто их понимает. Они делятся секретами, рисуют открытки, обнимают учителя после уроков. И это прекрасно!
Когда учитель начинает вести себя как «ровесник», например, шутить на грани сарказма, делиться личными проблемами или позволять фамильярность, то между ним и школьниками исчезает важная дистанция, называемая субординацией.
Приведем несколько проверенных в педагогической практике правил, которые помогут обеспечить необходимую субординацию и построить правильные отношения с детьми в классе.
1. Доверие, как известно, строится на уважении, а не на панибратстве. Оно может быть открытым. Роль взрослого сохраняется всегда: учитель не только поддерживает ребенка, но и требует от него ответственности во всем.
Бывает, что дружба учителя с детьми приводит к неосознанному выделению «фаворитов». Одним детям такой учитель разрешает что-то, другим – запрещает, при этом чаще хвалит одних, закрывая глаза на их промахи. Остальные дети, видя это, начинают обижаться. Безусловно, такое отношение к детям в классе нежелательно, оно снижает результативность педагогической работы с ними.
2. Основой здоровых отношений между детьми и учителем в классе является равное внимание ко всем детям. Даже если с кем-то устанавливается особая эмоциональная связь, учителю не стоит демонстрировать ее публично. Ребенок же, считающий учителя своим другом, может начать проверять границы общения с учителем, перебивать, игнорировать правила, манипулировать, т.е. нарушать субординацию.
А как иначе? Ведь друзья не ставят двойки и не делают замечаний!
3. Четкие рамки в общении между учителем и детьми (субординация) – не жестокость, а забота. Дети чувствуют себя спокойнее, когда знают, что можно, а что нельзя.
А если ребенок действительно нуждается в друге?
Бывают случаи, когда ученик страдает от одиночества, конфликтов в семье или травли. Здесь учитель невольно становится тем, кому ребенок доверяет.
Думается, что в таких ситуациях лучше всего поступить так:
– выслушать ребенка, но не брать на себя роль психолога;
– подключить школьного психолога-специалиста или родителей;
– поддержать ребенка, но не погружаться в его личную жизнь.
4. Учителю важно оставаться наставником, а не «спасателем».
Детям нужен учитель не как приятель для игр, а как надежный проводник в мир знаний и взрослой жизни.
Такой «друг»:
– говорит: «Ты неправ», но не холодно, а по-доброму;
– искренне радуется успехам, но не захваливает;
– помогает, но не решает детские проблемы за ребёнка.
Учитель как маяк. Он не плывет за кораблем, но светит ему, чтобы тот не сбился с пути.
Дружить с учениками – не опасно, если следовать простым педагогическим правилам и помнить, что в основе дружбы с воспитанниками находятся не совместные развлечения, а взаимное уважение, справедливость и забота о них в любых ситуациях школьного общения.
Полякова Анна Александровна,
учитель начальных классов,
ГБОУ Школа №113.