Найти в Дзене

ИЛЬЯ БОГДЕСКО. «Чувство красивой буквы...»

«Я всегда отношусь к шрифту как к одному из начал, из которых складывается книжное искусство и благодаря которым книга приобретает характер целостного организма».
Илья Богдеско

Его называют богом книжной графики и рыцарем гравюры, его жизнь и творчество описаны во множестве статей и исследований, а выставки работ и сегодня, спустя годы после его ухода, становятся ярчайшим событием культурной жизни в России и за рубежом. Илья Трофимович Богдеско (1923–2010) — народный художник СССР, действительный член Академии художеств, участник Великой Отечественной войны, лауреат многих отечественных и зарубежных премий, педагог. Он автор выдающихся живописных и монументальных произведений, но приоритетом для Богдеско, тем не менее, всегда оставалось искусство книги. Графические работы Ильи Трофимовича в оформлении более 100 книг по праву считают классикой жанра книжной иллюстрации.

«Книги не похожи друг на друга, как судьбы людей. Должен подчеркнуть: я ни на минуту не забываю, что делаю книгу. Даже если до настоящего времени эта книга выдержала сотни изданий, все равно для меня она прежде всего рукопись, которую будто впервые предстоит превратить в книгу, несущую в себе конкретный, многоликий образ, созданный писателем». (И. Богдеско в письме Д. Д. Гольцову (1981). Цит. по кн. «Илья Богдеско. Иллюстрация. Каллиграфия. Станковая графика. Рисунок. Монументальное искусство». Москва, 1987. С. 6.).

По мнению художника, одной из важнейших составляющих «многоликого образа» книги был шрифт, который мог не только украсить страницы, но и привнести в них особый дополнительный смысл, делая книгу цельным произведением искусства. В основу творчества И. Богдеско легли идеи теоретика книжного искусства В. А. Фаворского, который рассматривал книгу как единый художественный организм.

Привязанность к искусству изображения слóва Богдеско перенял у отца, владевшего техникой каллиграфии английского остроконечного письма.

«Природа нередко одаривает людей способностью тонко чувствовать прекрасное. Одни с малых лет тянутся к музыке, другие — к живописи, третьих привлекает балет или архитектура. Но кого-то она наделяет особым чувством красивой буквы. Их мечтой становится каллиграфия». (Из предисловия к книге И. Богдеско «Каллиграфия»).

Глубоко погрузившись в изучение классического письма, расширяя его диапазон собственным виртуозным мастерством и яркой индивидуальностью, к концу жизни Илья Богдеско смог обобщить свой огромный опыт в книге «Каллиграфия» (2005), многократно переиздававшейся и ставшей настольной для всех любителей и мастеров этого изысканного искусства. «Каллиграфия — как сказал один из них, — это музыка, только обращённая не к слуху, а к глазу». Один из разработанных мастером шрифтов официально назван «Гарнитура Богдеско». Это набор прописных букв кириллицы и латиницы, вошедший в регистр всех существующих и используемых сегодня алфавитов.

Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга» гордится тем, что из семи книг, где текст полностью написан рукой Ильи Богдеско, вершиной его творчества считается созданный в сотрудничестве с художником рукотворный книжный шедевр — роман Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1998), в котором Богдеско представлен как гравёр, график, каллиграф, дизайнер книги. 15 нумерованных экземпляров с текстами на трёх языках (русском, английском и испанском), 38 гравюрами резцом и каллиграфически исполненными в два цвета, черным и красным, цитатами текста Сервантеса — результат 14-летней работы художника.

Резцовая гравюра на металле, как утверждают эксперты, — это самая изысканная, но и самая трудоёмкая техника, которая не прощает ошибок. Работа над каждой гравюрой длилась от месяца до нескольких лет, а общее количество созданных рисунков, набросков и пробных оттисков составило около четырёх тысяч. Текст, выполненный мастером шрифтом «итальянский курсив», придаёт изданию особую художественную ценность.

Одна из 15 рукописных книг — в королевской библиотеке в Англии, вторая — у испанского короля, а третья хранится в Государственном Эрмитаже.