Проложенная в 2010 году на месте грунтовых просёлок, короткая (80 километров) трасса Тбилиси - Телави была одним из знаковых проектов обновлённой Грузии времён Михаила Саакашвили, который лично открыл её поездкой на виноградном грузовике. В итоге узкая извилистая дорога не слишком популярна до сих пор, однако - куда больше прозаичных нижних трасс подходит для туристов.
Ещё лучше было бы, конечно, в точности возродить древний тракт из Кухетии в Кахетию, когда-то проходивший через богатые города, вот уже не первый век забытые в лесных чащах. Эти потайные древности, как поглощённые джунглями храмы Индокитая - пожалуй, главная "фишка" Внешней Кахетии, которую нетрудно проскочить насквозь, и даже не понять масштаб её былого. Большинство кухетинских красот по-настоящему труднодоступны.
Например, между Ниноцминдой и Телавской трассой есть село Хашми, а в лесу близ него скрывается Хашминская Самеба, или базилика Кацарети, отлично сохранившаяся с 5-6 веков, когда её построили как кафедральный собор одной из 12 учреждённых в Грузии епархий. Вот только попадают в Кацарети, пройдя пешком 6 километров по такой дороге, которую одолеет не каждый джип. Всё это - где-то на тех горах, с голыми вершанами которых телавская трасса быстро выходит почти вровень:
В 13 километрах от своего начала она приводит в село Уджарма, при населении 440 человек кажущееся странно огромным. Унаследовавшая название древней столицы Кухетии, нынешняя Уджарма встречает присёлочком Мухровани. Он был основан в 1800 году как русское военное поселение с деревянным храмом на плацу.
Весной 1852 года Лев Толстой приезжал сюда из Чечни на юнкерские экзамены, а потому наряду с Тбилиси и Пятигорском эти горы считают местом, где Глыба Человечище начал набросками "Детства" свой творческий путь. Позже военные ушли, но их сменили рудокопы, на прошлом рубеже веков добывавшие глауберову соль из белых обрывов у дороги.
Руины древней Уджармы, в 482-522 даже бывшей столицей Грузии - за крутым подъёмом дальше у дороги. Но про неё у меня есть отдельная статья.
Телавская трасса и за Уджармой продолжает петлять среди лесистых гор. В селе Сасадило, чуть ниже которого видны шлюзы ирригационнго пруда из сталинской эпохи, она раздваивается.
Левая дорога уходит в Эрцо-Тионетию, укромную долину, к которой сходились Кухетия, Кахетия, Цанаретия и Пховия, а потому именно там начиналась цивилизация в этих горах. В том же тбилисском музее я показывал целиком перевезённую из тионетского селения Сиони церковку 5 века. В не столь давние века именно Тионети был первой столицей Кахетинского государства, которую основали в 787 году в своей антиарабской реконкисте спустившиеся с гор цанары и разрушил в 1016 году Баграт III, первый царь объединившихся Абхазии и Картли.
Сам Тианети ныне один из самых невзрачных райцентров Грузии, а вот по дороге к нему, или вернее над дорогой, в 500м выше русла Иори (1330м над уровнем моря), ещё лежат на вершине горы руины как бы не крупнейшей во всей Грузии (885м по периметру) крепости Бочорма. Она охватывает древний город, впервые упомянутый в 914 году, когда Кухетию опустошил арабский полководец Абул-Касим (он же Юсуф ибн-Абу-с-Садж), причём Уджарма тогда уже считалась далёким пригородом и форпостом Бочормы.
И тогда Бочорма сумела отстроиться, а вот кахетино-абхазские войны 11 века подкосили её так, что актуальной осталась лишь крепость. Последний раз она упоминается под 1746 годом, когда царь Ираклий II провёл ремонт стен. Стены и остались до наших дней, но и за ним спрятан уникальный для Грузии храм с 6 апсидами, почти ротонда, ещё один эксперимент с формой из дохалкидонских времён. Реставраторы в Бочорму пока не добрались, хотя пробовали её взять ещё в 1980-х - с тех пор на склоне висит ржавый промышленный подъёмник...
Направо же дорога минует длинное село Гомбори, тоже начинавшееся как русский гарнизон с деревянным храмом у плаца. Заместили его, что интересно, не только грузины - 44% из 600 жителей числятся азербайджанцами, а на самом деле и вовсе ираноязычные таты из горного села Лагич. По самому Гомбори, впрочем, из окон едущей машины этого не видно, да и взгляд оттягивает на себя скалистая вершина.
...Хорошо помню буквально манифест ЖЖшных краеведов из дремучих 2000-х, регулярно лепившийся мне в комменты: "Зачем ты ездишь по этой нищей мрачной опасной стране?! Ведь есть Венеция, Флоренция, Верона...".
Ну вот оказалось, что Верона имеется и поближе - так (изначально Верена) называется крепость на вершине этой скалы, судя по чужим фото - эрзац Бочормы с похожими стенами, но без древнего храма.
А дальше - собственно то, что построили в 2010-м: 7 километров серпантинов на Гомборский перевал (1650м) и спуск в Телави, где начинается "настоящая", Внутренняя Кахетия.