1997 год оказался особенно щедрым на игры, которые навсегда вписали себя в историю. Их помнят не из-за графики (хотя и она тогда казалась нам почти волшебством!), а за то, что они умели проникнуть прямо в сердце и оставить там след.
И сегодня мне хотелось бы вспомнить 14 культовых компьютерных игр 1997 года, в которые мы могли играть часами напролёт. Поностальгируем вместе!
Fallout
1997-й. Год, когда видеоигры только начинали пробовать себя в роли серьёзных рассказчиков. И именно тогда появилась игра "Fallout" - первая часть культовой серии, ставшей символом целой эпохи.
Представьте: постапокалиптическая Америка после ядерной войны, пустоши, полные мутантов, бандитов и потерянных душ. Мрачный юмор, атмосфера безысходности и невероятная свобода действий. Сама мысль, что в игре можно не только побеждать врагов, но и договариваться с ними — мирно или не очень, — тогда казалась почти революцией.
Пошаговые бои в "Fallout" были сродни шахматам: каждое движение считалось на вес золота. Стоило ли использовать последний патрон? Или лучше пойти на переговоры? Игрок постоянно принимал решения — и каждое из них могло перевернуть сюжет вверх тормашками.
А ещё здесь был тот самый ретро-футуризм с нотками 50-х, запоминающиеся диалоги и сотни пасхалок и отсылок на попкультуру XX века. Fallout не просто заставлял думать, он показывал, что игры могут быть глубокими и действительно проработанными до мелочей — и даже философскими.
Да, привлекательность игры заключалось в многогранности прохождения. Вы могли не вкачивать свои очки в силу, а вместо этого прокачать интеллект, харизму и красноречие. Тогда игру можно было пройти вообще никого не убив. А можно было создать убервойна, который крошит всех и каждого на своем пути. Ну и конечно же именно вы выбирали - быть альтруистом и добряком или же отъявленным негодяем.
Quake 2
После первого "Quake", который перевернул индустрию вверх дном, компания "ID Software" решила сделать шаг ещё дальше. Вместо мрачных лавкрафтовских миров нас ждала другая планета — Строггос. Здесь уже нас поджидали не древние демоны, а жестокие киборги-строгги. Кровь, металл и футуризм - всё переплелось в единый клубок адреналина и драйва.
Что было нового? Графика — для 97-го года просто крышесносная: текстуры стали чётче, освещение реалистичнее, а враги - опаснее и разнообразнее. Арсенал, который теперь казался мощнее и убедительнее, просто провоцировал идти напролом, круша и ломая всё подряд.
Но главный козырь "Quake II" — сетевые баталии. Никогда раньше мультиплеер не был таким бешеным, таким беспощадным, таким захватывающим! Каждый фраг давался потом и кровью, каждая карта запоминалась наизусть, а друзья в клубе становились непримиримыми соперниками до последнего раунда.
"Quake II" не просто продвинул графику и геймплей вперёд — он стал настоящей легендой и символом киберспорта. И если в первом Quake была атмосфера хоррора и таинственности, то здесь царил безудержный драйв, от которого нельзя было оторваться.
Age of empires
Культовая стратегия "Age of Empires" стала именно той игрой, которая превратила школьников в историков (шутка).
Это была не просто стратегия - это был целый мир, огромный и живой. Древний Египет, Греция, Месопотамия… Цивилизации, которые мы строили с нуля и вели через века - от каменного века до античности. И каждый раз это было по-новому захватывающе!
Помните первые секунды? Несколько крестьян, лес, река и загадочный туман войны вокруг. Медленно строится первый дом, затем — амбар, ферма, казарма. И вот уже перед нами город, который мы создали своими руками. Как же это было здорово!
"Age of Empires" научила нас, что у каждой цивилизации — свой путь к победе. Кто-то предпочитал мощную экономику и торговлю, кто-то ставил на армию и военную мощь, а кто-то на хитрые дипломатические уловки. Нет универсальной стратегии, есть твоя личная тактика, твой стиль.
А битвы?! Эпичные, масштабные, где смешивались крики воинов, звон мечей, и огненные стрелы разрезали небо! Сражения требовали и тактического мышления и мгновенных решений. Каждая ошибка могла обернуться катастрофой.
Final Fantasy VII
"Final Fantasy" - это не просто набор квестов и битв. Это целый мир, куда ты уходишь после школы, работы, или когда хочется сбежать от реальности.
В чём магия? Очень просто: игру создавали так, будто всё происходящее на экране — действительно важно. Сюжет не отпускает, а наоборот, цепляется за тебя. Герои раскрываются с неожиданной стороны: Клауд не просто суровый боец с мечом больше него самого, а парень, который боится своих ошибок, ищет себя и страдает по-настоящему.
А что творилось с этой системой «материй»! Сотни комбинаций, каждый бой можно было превратить в маленькое стратегическое сражение. Хотите магии? Пожалуйста. Спецэффекты, призывы, секретные техники — сами разберётесь, кто вы: тактик или рубака. А уж когда уставал от боёв — иди в мини-игры: гонки на чокобо, снежки, арена, рыбалка и т.д.
Возможно, именно поэтому в эту игру возвращаются снова и снова, чтобы вспомнить, каково это: быть частью великой истории… и не хотеть, чтобы она когда-нибудь заканчивалась.
Dungenon keeper
Добро всегда побеждает зло? Не всегда, особенно если вы играете в "Dungenon keeper".
"Dungeon Keeper" стал тем самым случаем, когда игроку впервые в истории стратегий предложили примерить на себя рога Властелина Тьмы, и это оказалось дико весело. Забудь про героические квесты и спасение принцесс. Здесь ты строишь тёмное подземелье, создаёшь ловушки, нанимаешь монстров и, что особенно приятно, издеваешься над слишком смелыми героями, решившими ворваться в твой логово.
Геймплей был уникален: ты не просто управлял ресурсами, ты был Хранителем — всевидящим и злобным. Управление «клешнёй», возможность шлёпать своих подчинённых, чтобы они работали быстрее, или лично вселяться в гоблина — такого раньше не было нигде.
"Dungeon Keeper" умело совмещал юмор, мрачную атмосферу и гениальный дизайн. Каждый уровень был как театральная постановка, где ты — злой режиссёр. И это не только радовало, но и безумно увлекало. Эта игра стала своего рода тёмным зеркалом жанра, и именно за это её обожают до сих пор.
Postal
"Postal" вышла как гром среди ясного неба. Безумная, жёсткая, злая и до предела провокационная. Это была стрелялка, где ты играл не за героя, а за человека по прозвищу "Чувак", которого выселили из дома и который сорвался с катушек. Здесь целью было вовсе не спасение мира или победа над боссом. Здесь мы устраивали резню по всему городку. Да, именно так.
Мрачная изометрия, саркастичные надписи, чёрный юмор, который пробивал даже самых толстокожих — всё это делало "Postal" не игрой, а социальным вызовом. Её запрещали, осуждали, пытались забыть, но она выжила. И не просто выжила, а стала культовой и даже получила несколько еще более хитовых продолжений, причем уже в другом жанре.
Postal не давала инструкции и не пыталась оправдаться. Она просто кричала: «Ты зол? Выплесни это здесь». Удивительно, но в этой жестокости многие находили катарсис. Как будто сама игра понимала, что мир несовершенен, и иногда хочется просто нажать «огонь».
Это было настоящее изометрическое безумие, которое невозможно было забыть.
Grand theft auto (GTA)
Автоугоны, погони, хаос. Первая "Grand Theft Auto" ещё не была трёхмерной. Здесь пока еще присутствовал вид сверху, примитивная графика, крохотные человечки. Но именно в этом и была магия.
Ты мог делать, что хотел. Украл тачку - проехал три квартала - сбил телефонную будку - подорвал бензоколонку - получил шесть звёзд розыска - побежал менять тачку. Всё это в одной сессии без скриптов и заставок. Полная свобода действий и никаких нравоучений. "GTA" говорила: «Делай, что хочешь, но за последствия будешь отвечать сам».
Миссии здесь также присутствовали. Можно было брать их в специальных телефонах-автоматах. Но игра не заставляла их выполнять. Хотел — выполнял, не хотел — угонял тачки, уничтожал всех на своем пути, исследовал город. Даже музыка на радиостанциях подыгрывала стилю: каждый район со своей атмосферой, каждый автомобиль со своей историей.
Да, она была сыроватой. Да, она шокировала критиков. Но GTA стала началом легенды. Без неё не было бы "Vice City", "San Andreas", "GTA V" и предстоящей "GTA 6", на которую было затрачено аж 2 миллиарда долларов.
Carmageddon
Когда ты думаешь о гонках, обычно представляешь себе идеальные трассы, чёткие повороты, борьбу за финишную прямую. Забудь это всё! "Carmageddon" выехал на экран с ревущими моторами и полным презрением ко всем правилам, пешеходам и автомобилям.
Это не просто гонки. Это анархия на колёсах. Здесь не обязательно приходить первым. Ты можешь набрать очки, сбивая пешеходов, врезаясь в противников и превращая трассу в зону боевых действий. Чем безумнее — тем лучше.
Игру проклинали критики, её пытались запретить в ряде стран. Но это только подогревало интерес. "Carmageddon" стал символом бунта, разрыва шаблонов.
Физика разрушений, разлетающиеся детали машин, истерически весёлый саундтрек и постоянное чувство, что ты нарушаешь всё и сразу - вот за что эту игру обожали. И продолжают вспоминать до сих пор. "Carmageddon" давал выход нашему внутреннему хулигану.
Turok: Dinosaur Hunter
"Turok: Dinosaur Hunter" - это психоделическая смесь шутера, триллера и путешествия во времени, обёрнутая в мир, где лазеры соседствовали с луками, а первобытная природа с высокими технологиями. Мы бродили по густым джунглям, карабкались по древним руинам и сражались не только с динозаврами, но и с мутантами, киборгами и т.д.
Игра предлагала совершенно новый уровень свободы: вертикальность уровней, скрытые области, арсенал, от которого захватывало дух. Бумеранг, ракетница, арбалет, шрапнельная пушка, гранатомёт, винтовка с прицелом — оружия было столько, что хотелось носить их все сразу. А звук каждого выстрела был кайфом, который до сих пор помнят фанаты.
Для 1997 года графика была просто революционная. Дымка вдалеке даже стала фишкой. Да и атмосфера здесь была просто потрясной: Давящая, таинственная, непредсказуемая. Ты никогда не знал, кто выскочит из-за угла: ящер с когтями или роботизированный тираннозавр.
Именно поэтому данная игра стала не просто очередным шутером, а легендой доисторической дичи, которую до сих пор цитируют, обсуждают и и даже переиздают.
Blood
Готика, кровь и чёрный юмор - всё это "Blood" - один из самых безумных и мрачных шутеров конца 90-х. Нам под управление дается персонаж по имени Калеб - воскрешённый антигерой, бывший слуга культа тёмного божества. Что дальше? Правильно. Месть, огонь, бензопила и адское веселье.
"Blood" - это игра, которая не просто использовала классический "Build Engine" (тот самый, что и в "Duke Nukem 3D"), но выжала из него всё возможное: детализированные уровни, мрачную архитектуру, плотную атмосферу страха и зла. Каждая локация здесь как декорация к хоррору: кладбища, больницы, катакомбы. Всё пропитано безумием.
Оружие здесь - это отдельный праздник. Факел вместо гранаты, вила как альтернатива ножу, магический посох и любимая динамитная связка, которую можно было зажечь и метнуть с дьявольским хохотом. А если добавить ещё одержимых монахов, зомби и кровавые пасхалки, получаешь идеальный коктейль старого доброго FPS-ужастика.
"Blood" был и остаётся нишевым, но настоящим культовым хитом. Его не спутаешь ни с чем. Это не просто стрелялка. Это тёмный балет жестокости и иронии.
Братья пилоты - по следам полосатого слона
Если в списке игр 1997 года и была настоящая душевная отдушина, то это, без сомнения, «Братья пилоты — По следам полосатого слона». Родной, отечественный ламповый квест, пропитанный ностальгией по советскому мультфильму, но с новым дыханием, от которого глаз радовался, а мозг приятно скрипел от головоломок.
Ты играл сразу за двоих персонажей: умного и педантичного Шефа и наивного, но доброго Коллегу. И вот они снова в деле: на этот раз расследуют загадочное исчезновение полосатого слона. Причем, каждый персонаж выполнял свою определенную функцию, а порой нужно было взаимодействие обоих персонажей.
А дальше интрига, абсурд и цепочка логических задач, где каждое решение сопровождалось доброй улыбкой. Причем, порой головоломки давались особенно тяжело. Взять примеру открытие замка на холодильнике.
Сочетание мультяшной графики, забавных диалогов, озвучки с характером и фирменного юмора — это было нечто. Это не просто квест. Это маленький уютный спектакль, где каждая сцена была нарисована с любовью, а каждая реплика написана с теплом.
«Братья пилоты» были игрой, в которую можно было играть всей семьёй. Без насилия, без пошлости — только ум, фантазия и добро.
The Curse of Monkey Island
Пиратские игры — штука непростая. Одни тонут в клише, другие в пафосе. А вот "The Curse of Monkey Island" — это тот редкий случай, когда всё сделано с любовью, самоиронией и гениальностью.
Это третья часть культовой серии про несчастного, но неунывающего пирата Гайбраша Трипвуда. И она, пожалуй, стала самой стильной. 2D-анимация будто сошла с экрана мультфильма, каждая локация здесь как картина, каждый персонаж — как шутка в движении. А юмор? Ох, этот фирменный «лукасартовский» юмор. Он не устарел до сих пор.
Здесь не нужно было спасать мир. Достаточно было снять проклятие с обручального кольца и не умереть от смеха в процессе. Загадки были настолько причудливы, что решение порой казалось безумием до тех пор, пока не срабатывало.
Музыка, диалоги, пародии на всё подряд - от опер до фильмов ужасов — всё в этой игре говорило одно: расслабься и получай удовольствие. Это был юмористический квест с душой и характером, который невозможно не полюбить.
Need for speed 2
"Need for Speed II" вышла, когда жанр аркадных гонок только начинал набирать обороты, и сходу доказала: в виртуальной скорости тоже есть стиль.
На этот раз нас не просто посадили за руль, нас отправили в тур по всему миру. Индийские храмы, тропические леса, американские шоссе — каждая трасса имела своё лицо и характер. И машины… О, эти машины! McLaren F1, Ferrari F50, Ford GT90 — такие красавцы были не просто цифрами в списке, а настоящими мечтами на колёсах.
Управление здесь простое, но отзывчивое, саундтрек - зажигал, а режимы игры от одиночной гонки до турнира позволяли провести в игре не один вечер. Это был тот редкий случай, когда аркада не выглядела примитивной. Она чувствовалась настоящей.
"NFS 2", конечно, ещё не достигла статуса, который ждёт серию в будущем, но она заложила фундамент.
Oddworld: Abe's Oddysee
Когда все вокруг бегали с пушками и взрывали всё подряд, на экране появился он — Abe. "Oddworld: Abe's Oddysee" не была похожа ни на одну игру своего времени. Она была другой - душевной, умной, странной, и от этого прекрасной.
История начиналась мрачно: ты - рабочий на фабрике, который случайно узнаёт, что его и его сородичей скоро пустят на колбасу. И что делает Эйб? Он сбегает, чтобы спасти не только себя, но и весь свой народ.
Геймплей был смесью платформера, головоломки и стелса. Прыгать, ползать, прятаться, шептать «follow me» собратьям по рабству и выводить их к свободе. Здесь не было места для торопливости. Каждое действие нужно было продумывать, а каждый рычаг — проверять.
Но главное - это атмосфера - мрачная, почти депрессивная, но при этом до предела человечная. Звуки, анимация, музыка - всё работало на то, чтобы ты чувствовал себя не просто игроком, а участником этого странного и важного пути.
Abe стал символом. Герой, у которого нет силы и оружия, но есть сердце. И именно этим он цеплял.
"Oddworld: Abe's Oddysee" - это не про стрельбу. Это про сострадание, про силу духа, про надежду. И за это её любят до сих пор. Неповторимый стиль и невероятная атмосфера сделали его любимчиком миллионов.
Ну а на сегодня у меня всё. Я надеюсь, что вы немного поностальгировали вместе со мной. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выхода новых интересных статей про культовые игры прошлого.
Также, обязательно почитайте и другие мои статьи на канале про культовые компьютерные игры по годам. Уверен, вам понравится.