Профессиональный аналитик, кандидат экономических наук, директор консалтинговой компании So invest Анастасия Кузьминова — о неизбежных переменах и о том, как научиться с ними жить.
Если ваш университетский диплом был записан на пятидюймовую дискету, у меня для вас хорошая новость. Ваш жизненный опыт теперь называется «контекст», и он на вес золота. Но есть и плохая: ваши алгоритмы устарели. Прочтите этот текст, и я угадаю, на какой стадии принятия нейросетей вы находитесь.
Технологии не просто ускорились — они сменили парадигму. Раньше они были линейными, как инструкция к стиральной машине, а теперь нейросети учатся сами, и мы учим их, а они — нас.
Скорость всего этого не может не пугать. Но лучше не бояться, а увидеть возможность. Как ни парадоксально, ваш опыт, который раньше в основном раздражал молодых коллег, теперь становится более востребованным.
Нейросети пишут стихи, код, спорят о философии и занимаются психотерапией, но они не «понимают» смысла — лишь предсказывают следующее слово в последовательности. Получается очень гладко и правдоподобно. Шаг от правдоподобия к достоверности, а значит, и к ценности, лежит через критическое осмысление и многократное уточнение задачи.
Помните, в детстве была игра «Верю — не верю»? Она натренировала нам (ну, по крайней мере, тем поколениям, кто еще играл с реальными друзьями во дворе) критическое мышление. Поколениям интернета повезло меньше: вместо дворовых игр их захлестнул вал информации, и их «не верю» выросло не таким закалённым.
«О, класс!» — радуется зумер и копирует текст из нейросети.
«Да ладно!» — ухмыляется бумер, дописывает промпт и шлёт модель рыскать в чертогах своего «разума» дальше.
Когда специалист анализирует результат нейросети, он не проверяет формулы, а оценивает, насколько выводы соответствуют реальности — той самой, которую он, возможно, помнит с эпохи дискет. Просто вместо одной пары рук ему «подносят снаряды» сколько угодно подчинённых с мультидисциплинарной подготовкой. Нейросети — это инструменты, которые усиливают, а не заменяют вашу экспертизу.
«И как же их применить конкретно мне? И главное, как заставить себя снова учиться?» — каждый задаёт себе первый вопрос, и многие — второй.
Насчёт первого — всё зависит от ваших повседневных задач. Могу лишь рассказать, что сама взяла на вооружение.
Во-первых, конечно, технические задачи: коррекция, структурирование текста, сведение данных, заполнение формуляров. Разве плохо, скажите, сфотографировать десяток страниц документов и тут же свести их в таблицу или подставить данные из одного файла в другой? Минуты сэкономленного времени уже превратились еще не в месяцы, но уже в дни жизни.
На втором месте — умный поиск. Например, если нужно найти и обобщить сведения о технологии, составить перечень оборудования, набросать план-график работ, оценить стоимость — конечно, в первом приближении, а дальше проверяем. Но качество такого поиска весьма достойное. Бывает, обнаруживается то, о чём даже профильные специалисты забыли.
На третьем месте (но это особенность моей профессии аналитика) — написание макросов для Excel. Вечная история с обработкой замусоренных выгрузок из бухгалтерских программ теперь решается так: делаем образцы данных, кормим ими нейросеть, она пишет код — и всё, наслаждаемся обновлённым дашбордом.
«Всё это для моей секретарши», — сказал один знакомый бизнесмен. И вправду: чем ближе человек к офисному планктону, тем больше задач он может переложить на нейросети. Лица, принимающие решения, сохраняют привилегию общаться с людьми, а не с алгоритмами. Хотя кто знает, может, не все этому рады.
Однако умение пользоваться нейросетями для базовых задач важно и руководителю — чтобы понимать, насколько эффективны его сотрудники, и чтобы осознавать риски.
А рисков немало: от того, что сотрудники без разбора загружают в нейросети корпоративные данные, до того, что доступность аналитики все ярче подсвечивает то, что было неоптимальным, но для кого-то привычно-денежным.
Ещё один парадокс: начав пользоваться нейросетями, я стала сильнее уставать. Ничего удивительного: вместо рутины подготовки данных голова постоянно занята либо формулировкой заданий, либо проверкой рассуждений и результатов.
Эмануэль Ласкер, математик и чемпион мира по шахматам, сказал: «Единственный путь стать умнее — играть с более сильным противником». И да, нам уже есть чему поучиться у нейросетей.
Эта колонка написана в основном во время перемывания бокалов после семейного праздника. С колонкой нейросети немного помогли, куда теперь без них? А бокалы пришлось мыть самой…
В завершение — шуточный тест. О чём вы сейчас думаете? Может, я угадала, на какой стадии принятия нейросетей вы находитесь.
«Неплохо посидели!» — отрицание
«Зачем мне это всё читать?» — гнев
«Вместо абонемента в тренажёрный зал придётся взять подписку на GPT» — торг
«Мой некролог напишет ИИ» — депрессия
«И как теперь понять, где робот? Урри, где у неё кнопка?» — принятие
«О, вот что ещё надо попробовать!» — применение
Зачем учиться? Все равно уже есть нейросети! Слово ректора
Читайте также:
Зачем учиться? Все равно уже есть нейросети! Слово ректора
Птицефабрика в Челябинской области будет выпускать более 850 млн яиц в год