Идет как дополнение к предыдущей статье.
Есть в китайской историографии особенность сохранять верность традициям даже если это противоречит научным изысканиям. В большой степени это относится и к конфуцианству, когда ему приписывается большая значимость для империи, чем было на самом деле.
Как Конфуция вращала Полярная Звезда и получилась Тянь
Стержень китайской империи сформировался задолго до учения Конфуция, и в его основе лежала экономика и сложившийся государственный аппарат. Во многом конфуцианство стало ответом на запросы общества как-то упорядочить жизнь и устремления сложившейся прослойки «бездельников» (чиновники, ученые, правители), чтобы была понятна их ценность для империи. Если почитать основы учения, особенно первоначальные тексты, то это больше похоже на набор догм «за всё хорошее против всего плохого», частенько противоречащих друг другу, чем на стройную систему. Вариант учения, известный нам сейчас, есть поздние обработки, старавшиеся связать логикой все элементы и не всегда успешно.
Конфуцианство не сразу стало признанной государственной религией. Долго спорило с моизмом (墨家), где всё было логичнее и очевиднее мистического тумана идей Конфуция. При императоре Цинь Шихуанди вчистую проиграло революционным на тот момент идеям легизма (法家) о государственном управлении и устройстве общества. И только после этого, так сказать, проведя работу над ошибками с учетом исторических событий, впитав лучшее у других систем, признается достойной стать основой идеологии китайской империи.
То, что раньше «умными» считалось недостатком конфуцианства — сложная система обрядов и ритуалов в силу условностей и запутанности, стало его преимуществом. Каждый китаец, от императора до последнего раба, должен был им следовать, и это создавало ощущение единого народа. Обратите внимание, как в дорамных «костюмах» из раза в раз мы видим одни и те же три палочки благовония перед табличками предков, три года траура по усопшим и почитание бабушек при любых условиях. Даже император не мог сказать «я выше этих предрассудков», следовать традициям были обязаны все, и это было даже больше, чем законы империи.
Конфуций не думал как рабам дать возможность стать хозяевами
Увы, за всё время существования конфуцианство так и не обзавелось идеями «социальной справедливости», так что приходилось периодически «перемешивать» социальные слои по старинке — восстаниями и мятежами. Сами китайцы воспринимали это с философской обреченностью, мол, это закон Неба, наша национальная особенность, изменить нельзя, остается только приспособиться и ждать, когда конфуцианство (следование ритуалам и обрядам) снова соберет в единый народ распавшуюся на части империю. Больше мечом, чем конфуцианством, китайская империя перерождалась в новой династии.
Во времена республиканского Китая искусственное смешение демократии, капитализма и национализма не очень объединяло Китай. А вот практически воссозданный легизм от товарища Мао очень даже помог пересобрать империю. История повторяется, легизм снова попытался уничтожить конфуцианство, а конфуцианство снова прорастает уже не столько обрядами и ритуалами, сколько этическими и моральными идеями. Возможно, теперь им удастся ужиться в одной «династии».
Мечом и Верой
Теперь о России, что стало ее стержнем. Вряд ли скажу что-то новое, это было христианство. У России, тогда Руси, не было мощного экономического стержня, как в Китае, пришлые «князья» жили грабежами и собиранием мзды за право торговать. Христианство все изменило: «нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но всё и во всём Христос», и с этой идеей разрозненные племена от Балтики до Черного моря чуть ли не по мановению палочки стали единым народом, образовалось невиданных до сих пор размеров славянское протогосударство. Но до настоящей империи было еще далеко.
Формально империя появилась при Иване Грозном с присоединением разных ханств и с оглашением новой имперской политики: «В веру силой не обращать, препятствий по государевой службе не чинить». Это было что-то совершенно новенькое на то время - не грабили, а помогали новым народам. Сравните как вели себя просвещенные европейцы.
Самой большой проблемой для России на фоне Китая всегда была бедность. Неурожаи, заморозки, моры, бездорожье, буйные соседи в иные времена могли чуть ли не ополовинить население, т. е. постоянная борьба за выживание и все тяготы на плечи простого народа. Не развалиться под давлением было главной задачей, и как-то справились. Иногда, когда мелькнет шальная мысль, как же хорошо на Западе, подумайте, как тяжко пришлось нашим предкам просто для того, чтобы выжить. И всегда много тратить на армию, чтобы не разорвали. То, что России удалось догнать и обогнать многие империи, на самом деле маленькое чудо.
Вот и закончен цикл про то, какими путями Россия и Китай пришли к сегодняшнему дню.
А на сегодня все...