Найти в Дзене
КиноБуква

Забытые шедевры советских писателей – пронзительная тетралогия Юрия Слепухина о первой любви и Второй мировой войне

«…они, ни о чем не догадываясь, бежали взявшись за руки по безлюдному предрассветному бульвару, и целовались, прячась в подворотнях, и с хохотом бежали дальше - все дальше и дальше, прямо в войну, до которой оставались считанные минуты...» Юрий Слепухин В 1942 году шестнадцатилетний Юра Кочетков сначала оказался в немецкой оккупации, потом был угнан на принудительные работы в Германию, в лагерь
для восточных рабочих «Шарнхорст» в Эссене. В 1945 году освобожден союзниками – англичане вывезли Юрия в Бельгию, для дальнейшей отправки в СССР. Но до Родины он не добрался, совершив побег из советского лагеря. Дело в том, что близкие родственники семьи Юрия Григорьевича были репрессированы, очевидно, они просто побоялись возвращаться, особенно после того, как находились в статусе оккупированных и работали на немцев. Кочетковы при помощи русских эмигрантов первой волны сменили фамилию на бабушкину девичью «Слепухины», и остались в Брюсселе, через два года в качестве «перемещённых лиц» перебрал
Оглавление
«…они, ни о чем не догадываясь, бежали взявшись за руки по безлюдному предрассветному бульвару, и целовались, прячась в подворотнях, и с хохотом бежали дальше - все дальше и дальше, прямо в войну, до которой оставались считанные минуты...»
Юрий Слепухин

В 1942 году шестнадцатилетний Юра Кочетков сначала оказался в немецкой оккупации, потом был угнан на принудительные работы в Германию, в лагерь
для восточных рабочих «Шарнхорст» в Эссене. В 1945 году освобожден союзниками – англичане вывезли Юрия в Бельгию, для дальнейшей отправки в СССР. Но до Родины он не добрался, совершив побег из советского лагеря. Дело в том, что близкие родственники семьи Юрия Григорьевича были репрессированы, очевидно, они просто побоялись возвращаться, особенно после того, как находились в статусе оккупированных и работали на немцев. Кочетковы при помощи русских эмигрантов первой волны сменили фамилию на бабушкину девичью «Слепухины», и остались в Брюсселе, через два года в качестве «перемещённых лиц» перебрались в Аргентину, в Буэнос-Айрес.

Юрий Слепухин из-за оккупации не смог окончить школу и в дальнейшем был вынужден заниматься самообразованием, причем весьма успешно: он в совершенстве знал семь языков и обладал энциклопедическими знаниями.

Юрий Слепухин
Юрий Слепухин

В СССР репатриировался в 1957 году, после ХХ съезда КПСС. Более 30 лет руководил Литературным объединением Дома ученых в Санкт-Петербурге. Первый роман тетралогии о поколении сорок первого года - «Перекрёсток» вышел в 1962 году, затем «Тьма в полдень» (1968), «Сладостно и почётно» (1985) – роман был написан еще в 1975-ом, но из-за основной линии его просто не публиковали, и, наконец, самая спорная часть - «Ничего кроме надежды» в 2000-ом, хотя журнальный вариант под названием «Час мужества» был опубликован в 1991 году в журнале «Нева».

Об оккупации Слепухин знает всё, и в своих романах, в частности, описывает именно те места, где был сам - Эссен, усадьбу в округе Клеве. И поэтому такая боль сквозит в каждом слове, когда писатель не то, чтобы противопоставляет жизнь на фронте и жизнь с немцами, но с горечью сожалеет о том, что многие так и не поняли, через что пришлось пройти русскому человеку в оккупации.

«…забудутся имена, и сотрутся могилы, и успеют вырасти и стать отцами сыновья, не увидевшие своих отцов, и война станет достоянием Истории, и люди научатся говорить правду о том, что было и чего не было. Все это будет еще не скоро».
Юрий Слепухин

📚Перекресток

Время и место: СССР, лето 1936 года - лето 1941 года

Коллаж автора канала
Коллаж автора канала

В 1936 году сирота Таня Николаева из Москвы переезжает в Украину, к своему знаменитому дяде, будущему герою Советского Союза. Таня идет в новую школу, заводит новых друзей, влюбляется во второгодника Серёжку Дежнева. В юности каждый прожитый день – как маленькая жизнь. Когда всё ещё впереди, когда веришь в настоящее, в великое, в любовь навсегда, до самой смерти.

«Оно не было легким, детство поколения, зачатого в самый трудный год гражданской войны, – и в то же время оно было таким ярким и таким насыщенным, каким не было до них детство ни одного поколения на Земле».
Юрий Слепухин

Слепухин так описывает быт, школьные будни своих героев, их увлечения, досуг, стремления и мечты, что оторваться просто невозможно. Это такой пример советской прозы, на которую хочется равняться и всячески всем рекомендовать. Все персонажи – удивительны, и все взрослеют у нас на глазах. Вот уже выпускной вечер, а «завтра была война».

«Дежнева подумала, что, для того чтобы выходить замуж да еще сделать мужа "счастливым на всю жизнь", нужно не носки уметь штопать и обходиться без домработницы, нужно быть готовой к тысяче всяких трудностей, больших и малых, нужно уметь жить на триста рублей в месяц, бегать по очередям и ухаживать за больными детьми, а первым делом нужно понимать то, чего не понимает эта выхоленная и избалованная девочка: что замужество вообще это не легкая и приятная жизнь с полюбившимся парнем, а труды и заботы, которые будут сменять друг друга, никогда не кончаясь, до самой смерти».
Юрий Слепухин

📚Тьма в полдень

Время и место: Германия, СССР, лето 1941 года - лето 1943 года, до начала Курской битвы

Коллаж автора канала
Коллаж автора канала

Две сюжетные линии: фронт и оккупация. Сережа уходит добровольцем, и читатель видит войну его глазами, а Таню и её подругу по ряду причин не эвакуируют, и девушки остаются в Энске, который оккупирован фашистами. Ещё буквально на днях Таня и Серёжа планировали уехать в Ленинград, поступить в один институт и пожениться, а сегодня их разделяют тысячи километров и война.

«Звонко роняя секунды, текло время. Двое молчали и не шевелилась лежа рядом на узкой неудобной койке, так могут отдыхать супруги после трудового дня, влюбленные после объятий или солдаты на случайном ночлеге в канун боя».

Юрий Слепухин

Автор не только великолепно рассказывает об оккупации – без прикрас, без купюр, включая вынужденную работу на немцев, возникновение подполья, участником которого становится Таня, принудительные работы в Германии и нравственные вопросы, муки совести советских людей – а как жить дальше, после войны? Что скажут на Родине? Но и даёт точные описания военных операций.

«Как странно, что люди в мирное время ломают себе голову над всякими блюдами, придумывают что-нибудь повкуснее. По-настоящему человеку нужен только хлеб и еще крепкий чай с сахаром. Подумать только, что те, кому это доступно в любой момент, не осознают своего счастья...»
Юрий Слепухин

📚Сладостно и почетно

Время и место: Германия с января 1943-го до весны 1945-го

Коллаж автора канала
Коллаж автора канала

У нас в стране эту часть не издавали десять лет, ибо она о любви советской девушки и немецкого офицера. Линия Тани и Сережи здесь едва заметным пунктиром, а на первое место выходит лучшая подруга Тани – Люда Земцова, прекрасно знающая немецкий язык, но отказавшаяся работать в немецком секретариате в оккупированном Энске, за что была угнана на принудительные работы в Германию. В Дрездене Людмила работала в семье антифашистов в качестве помощницы по хозяйству, встретила капитана вермахта Эриха Дорнбергера, и их судьбы оказались навсегда переплетены. Эрих – ученый-физик, которого эвакуировали из «сталинградского котла» для работы в немецком «урановом проекте». Он также был одним из участников «заговора генералов» 20 июля 1944 года, прежде всего старших и высших офицеров вермахта, с целью убийства Адольфа Гитлера, также известного, как операция «Валькирия».

У Эриха и Людмилы не было будущего, но разве сердце спрашивает, кого любить?

«Самое ужасное - все это всегда существовало и будет существовать бок о бок. Героизм, трусость, расчетливое животное прозябание рядом с ослепительным самопожертвованием, и всегда самые лучшие умирают для того, чтобы продолжала размножаться серенькая человеческая плесень».
Юрий Слепухин

А еще в этой части тетралогии впервые в российской литературе описана бомбежка Дрездена союзниками, необходимость которой уже на исходе войны до сих пор вызывает споры.

📚Ничего кроме надежды

Время и место: с октября 1943 года до лета 1945 года

Коллаж автора канала
Коллаж автора канала

Ох, это самая сложная часть, потому как здесь автор много размышляет – о войне, причинах, следствиях, о будущей мирной жизни. И не всем понравятся эти размышления, потому что правда не всегда приятна, а уж когда речь о святом – Великой Победе над фашизмом, тем более.

Мы снова видим фронтовую жизнь Сергея Дежнева и теперь уже генерал-майора Николаева, дяди Тани – тут и освобождение оккупированных территорий, и Берлинская операция, и высадка союзников в Нормандии. Видим и саму Таню, которая теперь уже не в Энске, а в трудовом лагере в немецком Эссене, где снова оказывается вовлечена в Сопротивление. Она всё также любит Сергея и надеется на встречу с ним после окончания войны, но сбудутся ли её мечты? Ведь в личной жизни и Тани, и Сережи, произошли значительные изменения.

И пока Татьяна задается вопросом о том, как сложится её жизнь дома, как примут соседи, во время оккупации обзывавшие самыми последними словами, как немецкую подстилку, Сергей в минуты затишья размышляет, что плохие люди есть везде. Советский человек, коммунист – не значит априори эталон. Потому что жесткость, склонность к насилию – она не зависит от национальности. Тут сразу вспомнились мне случаи отнюдь не доблестного поведения наших солдат в Кёнигсберге, который после штурма в апреле 1945-го был передан под юрисдикцию Советского Союза. Случаи, о которых не принято говорить…

«Цветы, тишина, мир все было незнакомо и непривычно, настораживало, таило в себе угрозу. Да, подумал он, на войне было легче. Кощунственная мысль, но что толку обманывать самого себя? Мы все будем еще вспоминать эти четыре года как лучшее, что было когда-нибудь в нашей жизни».
Юрий Слепухин

Рекомендую ли я Слепухина? Да, да и ещё раз да.

Все четыре книги, обязательно по порядку. Я бы и в школьную программу его включила, ну хотя бы во внеклассное чтение – безумно интересно, познавательно, трогательно. До слёз. И с огромным удовольствием я посмотрела бы экранизацию тетралогии, вот это была бы вещь! Абсолютно кинематографическая. Жаль, что никто из режиссеров так и не взялся. Увы, некоторые шедевры забываются, поколение, которое их ещё помнит, уходит, а так, глядишь, может с помощью кино у книг появилась бы новая жизнь.

Кто читал Слепухина? Какая часть нравится больше всего? Кто любимый герой, какая линия зацепила? Делитесь!