Я так часто и так много говорю об этих произведениях – советую в комментариях, либо добавляю в свои подборки, что пора бы уже, наверное, написать о них чуть более подробно. Это действительно моя самая любимая книга советского периода, поспорить с ней может разве что «Мужество» Веры Кетлинской, но это совершенно другой жанр и другая история, которой уже посвящена отдельная статья.
А сегодня хочется хоть на часок вернуться туда, где я всегда отдыхаю душой. Несмотря на то, что и место действия, и люди – не моя эпоха, а детство моих родителей (50-60-ые гг.), я прониклась сразу же, когда только мама впервые порекомендовала мне эту дилогию, еще в средней школе. Прониклась и полюбила навсегда. С тех пор прошло уже много лет, а я все также время от времени её перечитываю.
Издание у меня старенькое, ещё мамино, с подписью на развороте. И мне правда важно, что книга выглядит именно так, как выглядит – древней и с запахом давно ушедших дней, с разодранным корешком и желтыми страницами. Это называется – зачитана до дыр. И, нет, честное слово, я не хочу лезть сюда с ремонтными работами, клеем и новой бумагой, на упаковке которой, представьте себе, есть надпись «печатать бояться – в офис не ходить». Это можно, конечно, осудить, а можно попытаться понять, почему именно в таком виде мне ценна книга.
Кстати, нашла на «Озоне» такое же издание, как у меня. Стоимость нынче кусается. Но есть варианты гораздо более дешевые, правда, там только одна повесть, а не две. Новые книги вы едва ли найдете, глубоко сомневаюсь, что Рязанову переиздают, но букинистики полно на разных площадках – от «Мешка» до «Вайлдбериз». Ну и никто не отменял электронный вариант, уверена, что в таком формате дилогия существует. Как и, кстати, в библиотеках! Думаю, там тоже сохранились.
Екатерина Михайловна Рязанова (6 февраля 1915 г. – 14 октября 2002 г.) в 1939 году закончила Московский историко-философско-литературный институт и преподавала историю в одной из средних школ столицы. После войны сначала работала литературным редактором в издательстве иностранной литературы, позже заведующей отделом журнала «Советская женщина». А в 1948 году её первый рассказ публикуют в журнале «Работница». С 1959 года Рязанова - член Союза писателей СССР.
Главные и лучшие произведения Екатерины Михайловны – о школе и подростках. В 1956 году выходит повесть «На пороге юности», а семь лет спустя, в 1963-ем - её продолжение «Драться так драться!»
📚Екатерина Рязанова «На пороге юности» и «Драться так драться!»
В мальчиковую школу приходят учиться девочки. С этого то всё и начинается. Дружба, первая любовь, разочарования, потери и первые уроки жизни.
«Одноклассники Олега тесно сгрудились в конце школьного двора, с интересом присматриваясь к группе девочек, жавшихся отдельно. Директор заранее предупредил учеников о приходе девочек. Просил встретить их приветливее, помочь им освоиться в новой для них обстановке. Олег совсем забыл об этом предупреждении. И только теперь, увидев отдельную группу девочек, к которой только что подошла и Катя Михайлова, вспомнил долг гостеприимства и крикнул, обращаясь главным образом к Кате:
— Эй, девчонки! Пристраивайтесь, не бойтесь! Так и быть, в первый день за косы дергать не будем!»
Екатерина Рязанова
Что мне очень нравится:
- Мастерство Рязановой в раскрытии психологии и внутреннего мира подростка. Это удивительно, как проникаешься каждым героем, даже отрицательным. А уж как переживаешь за положительных, и говорить не приходиться. И здесь совершенно точно есть мораль, совершенно точно можно сделать выводы, что такое хорошо и что такое плохо.
- Раскрытие темы с разных сторон: тут и отношения в семье, и отношение в коллективе, и дружба, и любовь, и соперничество. Отдельное место занимает, конечно, школа и то, как ребята взаимодействуют с учителями. И все это показано через взгляд, через восприятие главного героя - Олега Павлова, который давно дружит с Василием Кузьминым, а вот теперь их слаженная, крепкая, мужская компания неожиданно расширяется – ведь Вася влюблен в строгую Катерину Михайлову, а самому Олегу очень нравится веселая и такая необычная Галка Чурносова.
- Минимальное присутствие идеологии – это просто редкость для литературы тех лет. То есть автор рассказывает прекрасную историю взросления друзей, одноклассников – без гипервосхваления пионерии и культов личности. Нормальные дети с обычными проблемами, без акцента на «мы строили, строили, и, наконец, построили».
«На вечеринку пришли Коля Раков, Юра Студенцов, Семен Дожделев, Надя Фадина и несколько незнакомых девочек из другой школы, где прежде учились Алина и Надя. Родители Пылаевой были в отъезде, и девочка хозяйничала дома сама, не обращая ни малейшего внимания на старенькую бабушку. Сначала танцевали. Но большинство мальчиков танцевать не умели. Они жались по стенам и поглядывали на танцующих девочек со скучающим видом. Потом Студенцов заставил всех выпить вина, которое он принес в кармане пальто. Коле Ракову скоро стало плохо. Его вырвало, и он долго лежал в кухне на полу, а бабушка поливала ему голову холодной водой».
Екатерина Рязанова
В продолжении повести Оля, Вася, Катя и Галя уже не семиклассники, они почти взрослые, впереди выпускные экзамены, практика в колхозе и новая, неизведанная жизнь. Тут все гораздо серьезнее, ведь герои повзрослели, значит, повзрослели их проблемы, заботы.
Читать обязательно обе книги и обязательно по порядку. Не берусь утверждать, заинтересует ли дилогия современных детей. С одной стороны, большинство тем – актуальны и сейчас. С другой – надо понимать, что временной срез совсем иной, и те же колхозы, или чаепитие, организованное для мам в классе, могут быть восприняты, как архаизм. Но старшее поколение точно оценит.
«Учителя все чаще стали жаловаться на седьмой «В». Даже робкая «англичанка» — Раиса Семеновна — вышла однажды из терпения и пристукнула маленьки Или м кулачком по столу. Любимый физик — старый Николай Иванович — частенько вздыхал и приговаривал: «Пора бы администрации прибрать к рукам этих оболтусов».
Но дела не поправлялись.
Наконец однажды Коля Раков принес в класс новость. В школу приняли новую учительницу истории. По странному совпадению, ее тоже звали Анной Михайловной».
Екатерина Рязанова