Найти в Дзене
Сакмарские вести

Из истории храма Казанской иконы Божией Матери в селе Сакмара

В 2014 году одиннадцатиклассница Губернаторского профильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья Екатерина Тушканова провела большую исследовательскую работу, которая стала основой для научной статьи. Талантливая, целеустремленная лицеистка в то время под чутким научным руководством к.ф.н., старшего научного сотрудника УНИ Оренбургского Государственного университета, педагога дополнительного образования Андрея Александровича Мишучкова написала замечательную источнико-поисковую работу.

Почти год понадобился Екатерине, чтобы провести анализ литературных источников, обобщить  сведения и выдвинуть гипотезы в отношении событий и причин, их породивших, опросить жителей села Сакмара, поднять и исследовать материалы Оренбургского Государственного архива, систематизировать полученные сведения.

К 300-летию села Сакмара редакция «Сакмарских вестей» решила опубликовать этот замечательный исторический материал. Благодаря Екатерине Тушкановой свет увидит работа, посвященная истории храма Казанской иконы Божией Матери в селе Сакмара.

———————————————————————

-2

Все дороги ведут в храм

Храмы Оренбургского края несут в себе бесценную историческую память, о людях, осваивающих яицкую степь, ее защитниках, ее молитвенниках и святых. Именно с появлением храма поселение становилось деревней, полноценным местом обитания, малой родиной.

В границах Оренбургской области до революции 1917 года храмов насчитывалось более семисот, около половины из них были каменные, четверть домовые. В настоящее время восстановлено только около двухсот. С восстановлением сельских храмов у жителей деревни появляется уверенность, что Бог их не забыл, что деревня социально и демографически не умрет. Восстановление исторической памяти о храмах становится духовной задачей общества, этапом осознания своего культурного кода, не позволяющему народу перестать быть таковым.

По теме статьи авторами был привлечен в основном материал из книги церковного историка Н.Н. Чернавского, четырежды упоминающем храм; местного краеведа С. Н. Севастьянова, описывающего сакмарское село. К сожалению, не удалось обнаружить клировые ведомости по Казанскому храму в Государственном архиве Оренбургской области (ГАОО). Скорее всего, они могут находиться в городе Уральске, так как старообрядческая церковь, а с 1869 года – единоверческая церковь, относилась к ведению Уральского казачьего войска. Основным источником стала летопись храма Казанской иконы Божией Матери, официальный сайт храма Казанской иконы Божией Матери, а также интервью с жителями села.

История основания храма Казанской иконы Божией Матери была обусловлена значимыми событиями того времени. В 1713 году атаман Фома Тимофеевич Сибиряков и есаул Гаврила Лукьянович Шугай собрали 14 казаков из Яицкого городка (ныне город Уральск) и выдвинулись на место немного выше слияния рек Сакмара и Яик. Здесь, на правом берегу Сакмары, они основали поселение с названием Сакмарск. После неоднократного нападения башкир, в 1720 году они спустились ниже по течению, где объединились с исетскими казаками атамана Ивана Гореванова и воздвигли крепость с названием Сакмарск. В центре военного укрепления поставили смотровую вышку, рядом рубленная деревянная церковь. Все казаки были старообрядцами, набожными людьми, которые спасались от нажима государевой власти, призывающей к церковному воссоединению. Обиду на царскую власть пересилила военная нужда (набеги башкир). Сход сакмарских казаков обратился к Государыне Императрице с просьбой о включении в служилое казачье сословие и основании крепости Сакмарск.

В грамоте об основании крепости Сакмарска, выданной императрицей Екатериной I атаману Василию Арапову от 19 июня 1725 года, предписано: «…Дабы уберечь Россию от нападения и разорения соорудить крепость оную на реке Сакмаре и вооружить ее пушками чугунными да ядрами. А посему повелеваю, чтоб крепость была построена».

На горе (в народе называется Могильная гора) была отстроена крепость, огражденная рвом, деревянным заплотом с проездными воротами, возле которых стояли пушки. Внутри укрепления находилась вышка, дом атамана, где собирались казаки для принятия важных решений, и улицы казачьих изб. Деревянный храм в селе Сакмара был отстроен уже к 1733 году, а освящен в 1751-м в честь Казанской иконы Божией Матери.

Но в 1760 году случился пожар. Все постройки были деревянными, поэтому сгорело почти все, в том числе и церковь. Казаки были в берлинской экспедиции (шла Семилетняя война), поэтому пожар остановить было некому. Тогда нужно было всю Сакмару отстраивать заново, как и церковь.

-3

В 1825 году в центре села была построена каменная Казанская церковь. Позволим себе дать полностью цитату из дела о закладке каменной церкви в Сакмарском городке от 24 мая 1825 года: «Будучи в собраниях при оных делах Сакмарского общества…, вследствии указа Оренбургской духовной консистории от 12 ноября 1824 года дело 2452 к Уральскому благочинному священнику Иосафу Иоанно(вич)у, сообщаем Ему о прибытии его сюда (в Сакмарск) для освящения места на заложение в Сакмарском городке вновь предположенной церкви вместо сгоревшей деревянной церкви (по первому причащению прихожан), (предложено) иметь в данном месте у причта смотрение – инструкции церковным старостам, высочайше утвержденным 18 числа мая. Но поскольку благочинный Иосаф Иоаннов до сего времени в Сакмарск по посланному к нему сношению не прибыл…, то чтобы строящие церковь не остановили работу и не понесли со стороны станицы неминуемый убыток, то решено платить каждому человеку за прогульный день по 2.50…, и о чем здешний священник Сергий извещен».

Отцом Сергием и благочинным священником была освящена каменная Казанско-Богородицкая церковь в Сакмарске 21 июля 1828 года. Церковь представляла собой «восьмерик на четверике» (из учетной карточки, хранящейся в настоящее время в храме). Ограда была деревянной на каменном фундаменте. Храм стал важной осью духовной и социальной жизни села.

Служение Богу, Царю и Отчеству являлись заветом каждого русского, христианина и казака. Старообрядцы верят, что царская власть – от Бога, что защита Отечества – есть главная цель жизни казака. На этих трех ценностях базировалась вся жизни сакмарского казачества. Службы в храме совершались еженедельно. Казаки перед каждым походом приходили в храм взять благословение на военный поход, заручиться поддержкой святых. В отсутствие мужей-казаков женщины молились на обетные иконы, чтобы ничего с защитниками не случилось, чтобы они вернулись домой живыми. История сохранила факты участия сакмарцев в шведском походе Петра I, в турецкой войне 1735-1739 гг., в семилетней войне с Пруссией – 1756-1763 гг., в походах на Хиву, в усмирении бунтовавших башкир, крестьян в губерниях российских.

Деревянный храм в селе Сакмара горел несколько раз по причине несовершенства отопления – в 1832 году, в 1850-м. Из дела по указу из Оренбургской Духовной консистории об «освящении церкви Пресвятой Богородицы, выстроенной в Сакмарском городке» от 29 августа 1751 года, узнаем: «Указ Ея императорского величества самодержицы всероссийския Елизаветы – духовной Оренбургской консистории протопопу Василию Иоаннову, что имевшаяся второго Сакмарского городка церковь Божия во имя Пресвятыя Богоматери сгорела по вине (указано лицо), взявшего бремя отопления печи. Образа иконостаса и все вещи из той церкви Божьей вынесены. Повелеваем атаману Сакмарского городка Василию Тамбовцеву построение вместо той сгоревшей на том же месте деревянную церковь Божью. Заложить оную в присутствие иерея с провозглашением молебствия и водоокропления. Церковь построить в вышину аршина шести вершков, в длину аршина осьми вершков, в ширину аршина четыре вершков». Из дела узнаем, что священником Богородицкого храма Сакмарского городка был Феодор Григорьевич.

Согласно Указу Святейшего Синода № 1650 от 19 сентября 1861 года сакмарским казакам нового обряда была разрешена постройка молитвенного дома, а потом и церкви. Службы временно стали совершать в молитвенном доме. Как свидетельствует прошение от 5 марта 1870 года, «жителей Сакмарской станицы к Оренбургскому губернатору о превращении молельного дома в церковь» от имени К. Боборыкина: «Строительству храма (нового обряда) мешали из «корыстных побуждений» старообрядцы раскольники во главе с «управителем Санковым», которые жили «без спасительных Таинств, Причащения Пречистых Тайн и крови Христовой». «Престол для храма есть, также облачения и сосуды, вскоре назначен будет им священник». «Жители Сакмарской станицы еще в 1861 году выходили с просьбой к Пресвященному Антонию устроить молитвенный дом, потом и церковь на одинаковых правах (со старообрядцами)». В силу того, что «Сакмарская станица, принадлежавшая вместе с церковью Уральскому Казачьему войску, в 1869 году 8 марта с населением в 3812 душ была отчислена в состав Оренбургского Казачьего войска», необходимо было позаботиться духовной и государственной власти о разрешении церкви нового обряда в Сакмарске.

Второе прошение казаками было отправлено Его Преосвященству Митрофану Епископу Оренбургскому и Уральскому: «Вследствие отклонения Вашего Преосвященства от 19 сентября за № 3407 имею честь уведомить, что хотя на основании Высочайше утвержденного в 5 день мая 1865 года положения о разделении бывшей Оренбургской губернии на Уфимскую и Оренбургскую, жители Сакмарской станицы подчинены общей в губернии полиции на наше войсковое сословие, имеющее особое Губернское начальство, (которое) не имело непосредственного влияния, и администрации управления подчинялась лишь косвенно. В настоящее время в силу нового закона о причислении жителей Сакмарской станицы в Оренбургское казачье войско, в мое владение как Указного атамана означенной станицы, то я до сего времени лишен возможности сделать что-либо в пользу соглашения Сакмарских казаков к обращению молитвенного дома в храм. Предавая себя архипастырским молитвам Вашим, имею честь быть с современным почтением и преданностью Вашего Преосвященного, покорнейший слуга К. Боборыкин».

Возведению второго храма в Сакмарске препятствовал еще и тот факт, что «Сакмарская станица, согласно Высочайше утвержденному в 8 день марта 1869 года положения Военного Совета от Уральского казачьего войска отошла и находится в настоящее время в управлении Атамана Оренбургского казачьего войска».

С обращением от 5 марта 1870 года к военному начальнику Оренбургской губернии обратился секретарь В. Ясижют: «Я обращаюсь к Вашему Превосходительству и прошу у моего Покорнейшего Превосходительства принять участие в побуждении жителей Сакмарской станицы к обращению молитвенного дома в церковь». Наконец, произошло историческое событие: «В ноябре 1869 года единоверческая Казанско-Богородицкая церковь Сакмарской станицы по распоряжению Преосвященного Оренбургского Варлаама отчислена от Уральского благочиния и передана в непосредственное ведение Оренбургской Духовной Консистории». Произошло примирение православных старообрядцев и последователей нового обряда в один единоверческий приход. Таким образом, был преодолен раскол у жителей села Сакмарска, когда в Казанский храм не пускали новообрядцев, а в молитвенный дом – старообрядцев.

Преодолению данного раскола как проявлению религиозного невежества способствовал и факт преодоления неграмотности в селе. С появлением церковной школы в 1832 году количество грамотных жителей Сакмарска увеличилось до 70% (данные переписи 1872 года). В Сакмарске действовали две школы: казачья мужская и женская. Церковная школа находилась в частной квартире казака Скородумова. Учились по прописям, один экземпляр которых до сих пор хранится в школьном краеведческом музее села Сакмары. Местный священник, отец Прокофий Учаев, был законоучителем и заведующим школой. Также в школе преподавала учительница, окончившая курс в епархиальном училище. Село значительно выросло, к 1 января 1900 г. в нем было сооружено 18 каменных и 1179 деревянных домов.

-4

Из клировых ведомостей архивного фонда ГАОО по Оренбургской Духовной консистории о церкви Сакмарской станицы имеются записи, датируемые 1901 годом: «Казанская Богородицкая Единоверческая церковь построена тщанием и усердием жителей станицы на их собственные средства. Церковь зданием каменная, не исключая и пола, с каменной колокольнею и деревянною оградою на каменном фундаменте. Престолов в храме три: во имя Казанской иконы Божией Матери; во имя святого великомученика Димитрия Солунского; во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста». Святые покровители села Сакмарского откликались на самые важные нужды казаков: военные казаки молились покровителю воинства вмчн. Димитрию Солунскому, о их возвращении из походов Божией Матери молились казачки, а дети молились трем святителям.

Ни один из документов по храму в настоящее время не сохранился, в связи с тем, что церковь дважды горела. Но чудом уцелела в Сакмарском школьном музее печать храма иконы Казанской Божьей Матери второй половины XIX века, которую использовали для подтверждения документов по церковным делам, касающихся, в основном, выдачи зарплаты священнослужителям и работникам церкви….

Продолжение следует...

Подготовила Ирина Зиганшина