Найти в Дзене

Матвей. Чувства и дружеские привязанности и их зависимость от развития речи

Поговорим немного о дружбе и проявлении чувств при возникновении речи у детей с алалией. Недавно рассказала о том, что Коля (5лет), научившись хорошо говорить, смог подружиться с ребятами во дворе. Ему удалось завоевать авторитет у мальчиков немного старше себя за счёт умения затеять интересную сюжетно-ролевую игру. Матвей (3 г. 8 мес.) тоже нашёл себе друга, только немного младше. Он взялся опекать малыша, который практически не пользуется речью. На его фоне Матвей просто говорун. Он утешает своего маленького друга, если тот вдруг ударится обо что-то в бесконечной беготне (с ведром на голове, к примеру). Вообще старший товарищ очень отслеживает душевное равновесие маленького мальчика. По всей видимости, начало этой дружбы совпало с пробуждением у Матвея сочувствия к окружающим, он начал понимать эмоциональное состояние людей даже на картинках. Сел с мамой и папой в машину, стал рассматривать книжку. Там была иллюстрация, где грустный мальчик крепко обнимает маму. Матвей расчувс

Поговорим немного о дружбе и проявлении чувств при возникновении речи у детей с алалией.

Недавно рассказала о том, что Коля (5лет), научившись хорошо говорить, смог подружиться с ребятами во дворе.

Ему удалось завоевать авторитет у мальчиков немного старше себя за счёт умения затеять интересную сюжетно-ролевую игру.

Матвей (3 г. 8 мес.) тоже нашёл себе друга, только немного младше. Он взялся опекать малыша, который практически не пользуется речью. На его фоне Матвей просто говорун. Он утешает своего маленького друга, если тот вдруг ударится обо что-то в бесконечной беготне (с ведром на голове, к примеру).

Очень весёлая игра у Матвея с другом. Кто дольше пробегает с ведром на голове и не упадёт.
Очень весёлая игра у Матвея с другом. Кто дольше пробегает с ведром на голове и не упадёт.

Вообще старший товарищ очень отслеживает душевное равновесие маленького мальчика. По всей видимости, начало этой дружбы совпало с пробуждением у Матвея сочувствия к окружающим, он начал понимать эмоциональное состояние людей даже на картинках. Сел с мамой и папой в машину, стал рассматривать книжку. Там была иллюстрация, где грустный мальчик крепко обнимает маму. Матвей расчувствовался, перенес ситуацию на себя. Тут же слезы ручьём, подбородок дрожит. Пришлось папе срочно останавливаться, маме пересаживаться к сыну. Так и ехали всю дорогу, обнявшись.

❗Эти зарисовки мне понадобились, чтобы напомнить родителям два важных постулата.

☑️ У детей с серьёзными речевыми проблемами лучше складываются отношения с теми, кто немного младше или старше их. Относитесь к этому спокойно, не пытайтесь навязывать общение с ровесниками, если у вашего сына или дочери нет к этому личного стремления.

☑️ Когда начинается "раскачка" чувствительности, будьте готовы к широкой амплитуде эмоционального маятника. И горевать, и радоваться ребёнок будет по любому незначительному поводу, отдаваясь со всей страстью своим переживаниям. Стыдить и выговаривать бесполезно, только сочувствие и обсуждение вслух того, что произошло.

Именно эти ваши постулаты станут ему опорой при выходе из стрессов во взрослой жизни. Идёт закладка навыка оречевления всего спектра человеческих эмоций.

Так что осторожно и аккуратно подбирайте слова. Без отрицательных оценок.

⛔ Не "ты плакса", а

🟢 "конечно ты расстроился, ведь это так грустно."

⛔ Не "что ты расхохотался, как ..." (эпитеты вставьте сами, уж очень они грубо звучат), а

🟢 "да уж, вот это ситуация смешная, прямо в цирк ходить не надо!"

Обязательно пропустите возникший у ребёнка эмоциональный заряд через себя, чтобы почувствовать, какого утешения хотели бы вы, как душевнее было бы вам разделить радость с близким человеком. Тогда у вас получится найти верные слова, с которыми можно обратиться к малышу.

Всем успехов в развитии речи!