Найти в Дзене
Путешествуя на диване

Почему до сих пор существует город вдов, куда боятся ездить даже гиды? И почему собственные дети выгоняют своих матерей на улицы?

Гонимые суевериями и родственниками, для которых они стали обузой, женщины тысячами приходят в этот город в поисках лучшей жизни. Индийский Вриндаван находится к юго-востоку от Дели на берегу реки Ямуны. Это место паломничества для всех почитателей Кришны и его возлюбленной Радхи. Но у города есть и темная неприглядная сторона. Он стал центром, куда бегут женщины, оставшиеся без своих мужей.

По предварительным подсчетам в самом городе живет около 6000 вдов, а в его окрестностях еще больше.

Многие попадают сюда в преклонном возрасте, выгнанные из дома собственными детьми. В основном это уроженки Западной Бенгалии. Среди них ходят слухи, что здесь им будет обеспечена достойная старость. Хотя это далеко не так.

Есть, конечно, благотворительные организации, пытающиеся улучшить их условия существования, но нуждающихся настолько много, что ресурсов у общественников просто не хватает на всех. А государственных приютов всего пять на целый город.

Священный Вриндаван
Священный Вриндаван

Чтобы свести концы с концами, вдовы целыми днями вынуждены распевать религиозные песни в храмах и просить милостыню на улице. Сами же коренные жители города недолюбливают бенгалок и относятся к ним с неприязнью. Это происходит еще и потому, что они буквально говорят на разных языках и не понимают друг друга.

Как бы ни было им тяжело, многие находят здесь свою новую семью из таких же подруг по несчастью. Женщины живут вместе и им намного легче преодолевать трудности.

-3

Несмотря на то, что в современной Индии еще очень много социальных предрассудков, борьба с ними все-таки идет. Вот только неизвестно через какое время они будут искоренены и сколько еще людей пострадает от них.

История каждой женщины начинается одинаково — со смерти мужа. В традиционной индуистской культуре вдовы считаются носителями несчастья, проклятыми самой судьбой. Им запрещено участвовать в семейных праздниках, носить цветную одежду, украшения и даже наносить красную точку бинди на лоб. Их головы обривают, ограничивают в еде, запрещая острое, соленое и сладкое. Некоторые из них носят только белые сари — цвет траура.

-4

Малима, 73-летняя вдова, рассказывает свою историю:

"Мой муж умер двадцать лет назад. На следующий день после кремации мой старший сын сказал, что я должна уйти. Он боялся, что я принесу несчастье его детям. Родственники забрали мои украшения, все, что у меня было. Я принесла во Вриндаван только одно белое сари".

Другие вдовы вспоминают, как их обвиняли в смерти мужей, называли "дайн" (ведьмой), заставляли спать на полу и есть отдельно от семьи. Некоторые уходят сами, не выдержав унижений, другие изгоняются родственниками, которым невыгодно кормить "бесполезную" женщину, не имеющую права на имущество мужа.

-5

Вриндаван — парадоксальное место. С одной стороны, это центр поклонения божественной любви Кришны и Радхи, куда стекаются богатые паломники со всей Индии и мира. С другой — приют для тысяч брошенных женщин, существующих в крайней нищете.

Утро в "вдовьих ашрамах" — старых, обветшалых зданиях — начинается в пять утра. Женщины встают, совершают омовение холодной водой из общего крана во дворе, а затем распределяются по группам. Одни отправляются в храмы, где будут петь бхаджаны (религиозные песнопения) по 8-10 часов в день за горстку риса и несколько рупий. Другие идут к гхатам — ступеням, ведущим к священной реке, где просят подаяние у паломников.

-6
"За день можно заработать 30-40 рупий (менее 50 центов). Этого хватает на скудную еду, но не на лекарства", — объясняет Лалита, живущая здесь уже пятнадцать лет. В одной комнате ютятся по 4-6 женщин. У многих нет даже матрасов, только циновки на бетонном полу.

Река Ямуна, которую вдовы почитают священной, настолько загрязнена промышленными отходами, что купание в ней вызывает кожные инфекции. Однако для ритуального омовения и стирки одежды выбора нет.

Удивительно, но среди этих безрадостных условий рождается особое сестринство. Женщины, лишенные биологических семей, создают новые связи, которые часто становятся крепче кровных.

"После смерти мужа я думала, что моя жизнь закончилась. Теперь у меня есть сестры, которые готовы умереть ради меня, а я ради них", — говорит Шанти, 65-летняя вдова из Калькутты.
-7

Они делятся тем немногим, что имеют: едой, лекарствами, одеждой. Создают маленькие "семьи" по 3-4 человека, где заботятся друг о друге в болезни и старости. Когда одна из них умирает, часто не остается никого, кто мог бы оплатить даже самую скромную кремацию.

В последние годы несколько организаций — "Гильдия вдов", "Миссия Рамакришны", "Ma Dham" — начали действовать во Вриндаване. Они предоставляют вдовам медицинскую помощь, обучают ремеслам, пытаются вернуть уважение к этим женщинам.

Важной победой стал закон, гарантирующий вдовам ежемесячное пособие в 2000 рупий (около $25). Однако бюрократические препоны и коррупция означают, что многие до сих пор его не получают.

Медленно, но меняется и общественное мнение. Праздник Холи — фестиваль красок, долгое время запрещенный для вдов — впервые официально отметили с их участием. Для женщин, десятилетиями лишенных радости и цвета, это стало символом надежды.

-8

Борьба с тысячелетними предрассудками только начинается. Тем временем, тысячи женщин, чья единственная "вина" в том, что они пережили своих мужей, продолжают жить в тени. Прямо в сердце одного из самых священных мест Индии, где празднуется божественная любовь, человеческое сострадание все еще остается редким гостем.

В то время как Вриндаван привлекает сотни тысяч туристов и паломников своими красочными храмами и фестивалями, посвященными Кришне, судьба тысяч вдов остается в тени туристических маршрутов. Гиды предпочитают обходить стороной "вдовьи ашрамы" по целому ряду непростых причин:

Для многих индийцев положение вдов — это "грязное белье", которое не стоит выставлять напоказ перед иностранцами. Раджив, опытный гид с 15-летним стажем, признается:

"Когда иностранцы спрашивают о женщинах в белом, я говорю, что это просто набожные паломницы. Мне стыдно объяснять традицию, которую я сам не могу оправдать".
-9

Существует негласное правило показывать только "духовную" сторону Индии — храмы, ритуалы, философию, скрывая социальные проблемы, которые эта философия иногда порождает.

"Однажды я привел группу американцев в район, где живут вдовы. Они были так потрясены, что начали задавать вопросы, на которые у меня не было ответов. Почему правительство не помогает? Почему семьи выгоняют матерей? Как это возможно в XXI веке?" — рассказывает Сандип, туристический гид из Дели.

Многие гиды опасаются, что западные туристы, не понимая всей сложности индийских семейных традиций, будут судить страну по самым болезненным ее аспектам.

Местные власти нередко прямо или косвенно дают понять гидам, что показывать "проблемные" стороны города нежелательно. Особенно это касается организованных групп и официальных туров.

"Однажды я организовал посещение ашрама для пожилых вдов для группы журналистов. Через неделю меня вызвали в туристический департамент и намекнули, что лицензию гида можно и не продлить", — анонимно делится Вишал, работающий во Вриндаване более 20 лет.

Что вы думаете по этому поводу? Пишите свое мнение в комментариях!

Хотите узнать больше о необычных уголках планеты и погрузиться в традиции далеких народов? Подписывайтесь на канал, чтобы отправиться в захватывающее путешествие по культуре, обычаям и самым удивительным историям! 🌍

Друзья, если вы хотите поддержать наш канал, вы сможете сделать это по специальной ссылке! Это помогает каналу расти и публиковать для вас больше увлекательных, интересных и невыдуманных историй.

-10