Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Кризис СССР: Были ли дефицит продовольствия создан искусственно?

Есть мнение, что дефицит товаров в восьмидесятых годах был создан искусственно, – чтобы развалить державу, – а до этого в СССР такая проблема отсутствовала вообще, или же наблюдалась эпизодически. Это очень распространённое мнение. Ниже будут три скрина, однако, в комментариях к статье о дефиците в СССР я бы нашёл и тридцать. Но это просто скучно читать будет.

Хотя и не всегда. Там и интересного много есть. И про то, что производство продовольствия в советское время было вдесятеро (sic) выше чем сейчас, – и всё своё, натуральное, – импортные мясо, молоко и зерно непонятно зачем закупались… Непонятно комментатору, кстати, и то, куда всё девалось. Неграм, что ли раздавали?.. Но это у властей нужно спросить… А ещё, чтобы дефицит создать, колбасу на болота вертолётами вывозили. И этому – в комментариях – даже есть живые свидетели.

Не всегда, – иногда проскакивает творческая искра, – но, в основной массе, всё это скучно. Прежде всего, как обычно в конспирологических теориях, из-за режущего глаз отсутствия логики. Зачем создавать дефицит? Чтобы вызвать недовольство народа? А разве СССР потому рухнул, что народ на улицы вышел и витрины начал бить, выкрикивая антиправительственные лозунги? Не было такого.

Народ же и задолго до «Перестройки» счастлив был не особо. И не слишком даже трудился скрывать, что он не в восторге от «руководящей роль КПСС» вообще, и в частности от того, как «ум, честь и совесть эпохи» с задачами, которые никто на неё не возлагал, справляется. Иначе не могло быть в принципе. Дефицит здесь ничего ухудшить не мог, поскольку принадлежал к числу неизбежных издержек системы. Причём, не только в экономическом, но и в социальном плане.

...С экономикой просто: так работала плановая экономика вообще. И отнюдь этого не стеснялась. Любой советский фильм, где вопросы производства затрагивались, неизбежно представлял руководителя кричащим в трубку, что ему для выполнения плана не хватает буквально всего: проката, удобрений, тракторов, людей. Если же на производстве постоянно всего не хватало (причём это считалось нормой и не скрывалось, этим, скорее, гордились), странно было бы, если б в области народного потребления дела обстояли иначе… Не считая даже того, что планирование производства не имело смысла без гарантии сбыта продукции по назначенной производителем (государством) цене. Требуемую же гарантию же давал именно дефицит. Что бы и в каком количестве ни было произведено, по какой бы цене не продавалось, – всё сметут с полок.

Начиная же с 60-х ситуация усугублялась опережающим рост производства ростом доходов населения. Товары, ранее – при Сталине – доступные, ибо слишком дорогие для масс, при Хрущёве исчезли из свободной продажи, поскольку слишком дорогими быть перестали.

...И это всё – не главное. Главным был фактор социальный. В СССР государство граждан кормило, – выдавая им и деньги (сколько сочтёт нужным) и товары (какие сочтёт нужным), чтобы деньги вернулись в казну… Некоторые люди любят, когда их кормят, – советчики до сих пор ностальгируют по тем счастливым временам, – но никто и никогда не сочтёт, что его кормят достаточно хорошо, что могли бы и получше кормить, если бы только номенклатурные паразиты этого захотели, меньше воровали бы, растаскивая по своим распределителям, если бы продавцы под прилавки мясо не прятали, если б не строящие социализм негры, опять же... Короче, «мы им гадам помогаем и сами пропадаем, как клопы, через это»…

Пока речь шла о снабжении, – пока личное благосостояние не воспринималось исключительно, как плод исключительно личных же усилий, – снабжение всегда будет восприниматься, как неудовлетворительное. Человек, ожидающий что его будут «кормить», никогда не будет удовлетворён качеством обслуживания.

...То есть, если говорить об искусственном создании дефицита с целью вызвать недовольство масс и таким образом державу развалить, – в восьмидесятых поздно было метаться. Именно с социальной точки зрения система могла удовлетворительно работать, не провоцируя недовольства народа, лишь в случае если снабжение будет быстро и постоянно улучшаться. Здесь, кстати, можно вспомнить о связанных с тем что «кормили плохо» массовых беспорядках в СССР, происходивших вовсе не в перестроечное время, а куда раньше, – начавшихся в хрущёвскую эпоху. То есть, сразу, как только внушаемый сталинским режимом страх отпустил. Тогда Хрущёв проблему решил именно вышеупомянутым способом, – повышением доходов населения и улучшением снабжения, в том числе путём закупки продовольствия за границей. Сменивший его Брежнев придерживался той же стратегии.

...Но ведь вечно же это работать не могло? Рост доходов опережал рост производства. Началась скрытая инфляция. А тут ещё и ирано-иракская война прекратилась и рекордные цены на нефть опустились до обычного уровня. Снабжение не могло и далее улучшаться, поскольку у государства банально не стало денег на закупки. От которых страна, где «всё было своё» (по легенде), целиком и полностью зависела. Иначе бы, наверно, в долги не влезла.

То есть, ситуация со снабжением не могла не ухудшиться по объективным причинам – ввиду снижения импорта. И это запустило механизм с положительной обратной связью, в те самые времена всем понятный, и многажды подробно описанный с трибун, с подмостков, по телевидению и в газетах. Товары с прилавков мгновенно исчезали, просто потому что скупались, а скупались, потому что народ ждал, что они исчезнут. А цены-то не росли, и деньги-то у всех были… Это называется «потребительской паникой».

Тогда ещё много шутили по поводу мыла, соли и спичек. Если и их все скупят, точно война начнётся… До соли и спичек, насколько помню, дело не дошло, – к счастью, на мыле кончилось. Вместе с советской эпохой.

Это надо подчеркнуть. Нет никакой тайны в том, куда в конце 80-х внезапно пропало всё. Тогда это все знали совершенно точно. Как следствие, никаких специальных беспорядков с тем легендарным дефицитом связано не было. Люди же отлично понимали, кто виноват, – сами.

Шутки же по поводу, «тебе понравилась гречка, так я тебя ею не выходя из дома год буду кормить» продолжались ещё несколько лет.

...Кстати, сам недавно нашёл на антресолях и выкинул шесть упаковок какао в зелёных пачках образца 1989 года. Вот это – не шутка.