Найти в Дзене
C A E S A R

Почему современные пассажирские самолёты летят медленнее, чем раньше?

Оглавление

В эпоху, когда смартфоны обновляются каждые полгода, а электрокары разгоняются до сотни км/ч за 3 секунды, кажется логичным, что и самолёты должны становиться быстрее.

Но вот парадокс: если вы сегодня сядете в современный лайнер и полетите, скажем, из Нью-Йорка в Лондон, то лететь туда вам придётся дольше, чем человеку в 1970-х.

Что-то тут не так, да?

Обычно мы думаем, что прогресс = скорость. Но в небе всё наоборот.

Самолёты стали тише, удобнее, безопаснее, но... медленнее.

И нет, это не потому что кто-то где-то плохо постарался. Наоборот — это очень осознанное и рациональное решение. Только звучит оно, мягко говоря, странно: почему авиация, вроде бы символ технического прогресса, вдруг нажала на тормоза?

Сейчас постараемся детальнее дать ответ на этот вопрос:

Как всё было раньше: золотая эра скорости

-2

Если вы думали, что в прошлом самолёты были медленнее, потому что «старое хуже нового» — готовьтесь удивиться.

В 1960–70-х годах мир вступил в золотую эру гражданской авиации.

  • Пассажирский лайнер Boeing 720 в 1960-е годы переходил на крейсерскую скорость ~ 980 км/ч и выше, а его максимальная скорость составляла 1000 км/ч. Современные пассажирские лайнеры Boeing 777 и Airbus A350 достигают крейсерской скорости в ~ 905 км/ч (что заметно медленнее, чем некоторые пассажирские лайнеры в 1960-е годы, но не все).
  • Британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт Concorde в 70-е и вовсе был способен достигать 2180 км/ч, обгоняя пистолетную пулю и доставляя пассажиров из Лондона в Нью-Йорк за 3,5 часа. Однако Concorde был роскошью (даже по тем временам, когда средние цены на самолёты были доступны только обеспеченным людям). Летать на нём стоило в 5–10 раз дороже, чем на обычном рейсе. А ещё он был громким, неэффективным и прожорливым.
-3
  • Аналогом Конкорда в мире являлся сверхзвуковой советский пассажирский лайнер Ту-144, теоретически тоже мог бы преодолеть расстояние от Москвы до Владивостока (около 6500 км) примерно за 3,5–4 часа. А современный дозвуковой авиалайнер (например, Boeing 777 или Airbus A330) преодолевает этот путь примерно за 8–9 часов в зависимости от маршрута и погодных условий.

Когда Ту-144 и «Конкорд» только выходили на международную арену коммерческих перелётов, казалось, что за сверхзвуковыми пассажирскими лайнерами — будущее. Но сегодня ни один гражданский самолёт не летает быстрее звука. Да и в целом даже дозвуковые пассажирские лайнеры стали лететь медленнее, чем 50 лет назад.

Почему?

-4

Concorde требовал самых высококлассных инженеров для его обслуживания, сжигал примерно в 2–3 раза больше топлива, чем обычный авиалайнер. При этом вмещал всего около 100 пассажиров, в то время как Boeing 747 перевозил более 400 человек.

Кроме того, когда самолёт преодолевал звуковой барьер (примерно 1235 км/ч), он создавал громкий звуковой удар, слышимый на земле как грохот или взрыв.

Этот звук был настолько сильным, что пугал людей, животных, вызывал вибрации в домах. Именно из-за этого сверхзвуковые пассажирские рейсы запрещались над сушей в США и многих странах Европы.

Concorde мог летать только над океаном — например, Лондон – Нью-Йорк. Это ограничивало маршруты и снижало коммерческую привлекательность. А билеты (как мы уже упоминали) были очень дорогими.

А деньги (как вы знаете) решают всё

-5

Сверхзвуковые пассажирские самолёты не выдержали конкуренции по стоимости, экологичности и удобству. Они были инженерным чудом, но неэкономичными, шумными и непрактичными.

Но почему тогда даже некоторые дозвуковые пассажирские лайнеры летают сегодня медленнее, чем 50 лет назад?

Профессор аэронавтики и астронавтики MIT Марк Дрела объясняет:

«Быстрая скорость любого коммерческого лайнера приводит к большему расходу топлива на пассажиро-милю».

А авиакеросин — это продукт глубокой переработки нефти. Его сложнее и гораздо дороже производить, чем бензин. И чем выше скорость полёта, тем больше авиакеросина сжигается, что выливается в более дорогую стоимость билетов на самолёты, а также лишние расходы с десятки миллионов долларов ежемесячно (просто чтобы клиенты добрались до места назначения на пару часов раньше).

И не забывайте, многие авиакомпании готовы сокращать даже количество выдаваемых кусочков хлеба своим клиентам, чтобы за год сэкономить лишний миллион долларов, а что уж говорить про топливо?

Современные самолёты вроде Boeing 787 или Airbus A350 летают примерно со скоростью 900 км/ч, что заметно медленнее их некоторых предшественников во второй половине XX века, в том числе в сравнении со сверхзвуковыми лайнерами. Однако при всём этом, современные самолёты пролетая то же самое расстояние потребляет гораздо меньше топлива.

Кроме того, Марк Дрела также отмечает:

«Менее быстрый самолёт может иметь меньшую стреловидность крыла, благодаря чему оно становится компактнее, легче и дешевле в производстве, а также в его обслуживании».

Факт: снижение крейсерской скорости всего на 80–100 км/ч может уменьшить расход топлива самолёта на 10–15%.

Воздушное пространство перегружено до предела

-6

В 1970-х по небу летали тысячи рейсов в сутки. Сегодня — сотни тысяч.

Глобальная авиация выросла в разы. В итоге авиадиспетчеры вынуждены регулировать движение, как гаишники на перегруженном перекрёстке.

Плотность рейсов приводит к тому, что самолётам дают указание снижать скорость, «держать дистанцию» или даже кружить в ожидании посадки.

Всё это сокращает скорость среднюю скорость большинства самолётов и прибавляет драгоценные минуты (а то и часы) ко времени полёта.

Давление на авиацию: экология и CO₂

-7

Ещё один важный фактор — углеродный след.

Чем быстрее летит самолёт, тем больше он сжигает топлива, а значит — выбрасывает в атмосферу CO₂. А в условиях глобальной климатической истерии (или борьбы — зависит от взгляда) авиакомпании не могут игнорировать «зелёную повестку».

Организации вроде ICAO и ООН накладывают ограничения, в том числе финансовые на многие крупные авиакомпании. Поэтому для них летать медленнее — это способ не только экономить деньги, но и получать экологические бонусы, налоги, субсидии.

Итог: почему медленно — это не всегда плохо?

Важно понимать: коммерческая авиация — это про бизнес, безопасность и политику. Самолёты могли бы летать быстрее, но это не будет выгодно.

Так что вы летите медленнее, потому что это несколько экологичнее, ну и банально выгоднее авиакомпаниям.

Но если вам срочно надо быстро куда-то долететь — всегда есть бизнес-класс и частные перелёты. В остальном же — это всё ещё лучше, чем ехать на лошади, как 200 лет назад.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:

Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал C A E S A R. Это поможет нам создавать больше интересного контента.