Найти в Дзене
История искусств

Гоген бросил пятерых детей и уехал на Таити. Почему его картины, написанные в нищете, стали золотыми?

Согласитесь, история звучит как сплетня из таблоида. Мужик лет сорок с хвостиком бросает жену, пятерых (!) детей, стабильную работу биржевого маклера – и уезжает за тридевять земель, на какой-то Таити. Живёт в хижине, ест хлеб с кокосом, рисует девушек с обнажённой грудью и… становится великим художником. Гоген. Поль Гоген. Да-да, тот самый, чьи картины теперь стоят миллионы. Но что толкнуло его на такой шаг? И как получилось, что самые нищенские годы его жизни стали самыми золотыми в искусстве? Об этом – в моей сегодняшней статье. Дочитайте до конца, обещаю, будет и неожиданное, и щемящее. Когда я впервые рассказывала эту историю на экскурсии, одна женщина сказала: «Фу, какой эгоист. Как можно так бросить семью?» Я тогда только молча кивнула. А теперь, прожив полвека и увидев, как часто люди живут не своей жизнью, я думаю… а может, у него просто не было другого выхода? Гоген начал рисовать довольно поздно – ему было за тридцать. До этого он, как и положено приличному буржуа, сидел в о

Согласитесь, история звучит как сплетня из таблоида. Мужик лет сорок с хвостиком бросает жену, пятерых (!) детей, стабильную работу биржевого маклера – и уезжает за тридевять земель, на какой-то Таити. Живёт в хижине, ест хлеб с кокосом, рисует девушек с обнажённой грудью и… становится великим художником. Гоген. Поль Гоген. Да-да, тот самый, чьи картины теперь стоят миллионы.

Но что толкнуло его на такой шаг? И как получилось, что самые нищенские годы его жизни стали самыми золотыми в искусстве? Об этом – в моей сегодняшней статье. Дочитайте до конца, обещаю, будет и неожиданное, и щемящее.

Когда я впервые рассказывала эту историю на экскурсии, одна женщина сказала: «Фу, какой эгоист. Как можно так бросить семью?» Я тогда только молча кивнула. А теперь, прожив полвека и увидев, как часто люди живут не своей жизнью, я думаю… а может, у него просто не было другого выхода?

Гоген начал рисовать довольно поздно – ему было за тридцать. До этого он, как и положено приличному буржуа, сидел в офисе, носил галстук и вовремя платил по счетам. Дома – жена датчанка и пятеро ребятишек. Но где-то внутри у него всё время зудело. Он писал по выходным, выставлялся с импрессионистами. Его картины тогда никто не покупал. Зато критики не скупились на язвительные замечания. Мол, самоуверенный любитель.

Когда начался экономический кризис, он потерял работу. А дальше сделал то, чего от него никто не ждал – бросил всё и уехал во Французскую Полинезию. Жить среди природы. Писать так, как чувствует. Без галстука, без оценок, без правил. Впрочем, и без денег тоже.

Он жил впроголодь. Иногда продавал одну картину за пару монет. Иногда писал в письмах друзьям, что ест только рис и фрукты. Местные называли его просто: Поло. Он был для них странным белым, который рисует их женщин, молится по-своему, пишет свои книги и вечно курит трубку. У него была своя любовь, местная девушка Теаамана, которая была младше его в два раза. Кто-то скажет – романтично. Кто-то – мерзко. А Гоген просто писал.

Именно там, в этой бедности, он создал свои самые известные полотна. Те самые – с яркими тёплыми красками, с жёлтыми богинями, с синим морем, с девочками на фоне пальм и священных духов.

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» – это не только название одной из его самых известных картин, но и его личный крик в пустоту. Он сам искал ответ. Не в музеях. Не в Париже. А там, где не было ничего лишнего – ни света, ни славы.

-2

Что интересно, при жизни он так и не стал богатым. Его почти не признавали. А после смерти в 1903 году (умер, кстати, в одиночестве и болезни), прошло совсем немного времени – и бац! – его работы взлетели в цене. Сегодня его «Когда выйдешь замуж?» – одна из самых дорогих картин в мире. Её купили за 300 миллионов долларов. За работу, написанную на острове, где у художника даже мольберта нормального не было.

И вот сидишь, смотришь на эти полотна – яркие, тёплые, живые – и думаешь: как такое возможно? Почему страдание, отверженность, одиночество дают такие мощные, светлые плоды?

-3

Не знаю, как вам, а мне в этой истории ближе не миф о великом художнике, а человек. Обычный, со своими ошибками, слабостями, желаниями. Человек, который не побоялся уйти. Да, ценой чужой боли. Но ведь, может, если бы он не ушёл тогда, не было бы и этих картин. И всё, что осталось бы – это «мужик с пивом у телевизора», с потухшими глазами.

А мы смотрели бы и думали: «Эх, мог бы…»

Если вы дочитали до конца, спасибо вам. Это правда много значит. Канал пока совсем молодой, и ваша подписка – это как тихое «я рядом». На каждую статью уходит 2–3 часа, но если вас тронуло, я буду счастлива видеть вас среди подписчиков.

А вы как думаете? Может ли человек быть великим художником и хорошим отцом одновременно? Стоит ли бросать семью ради мечты? Или нет таких оправданий?

Мне правда интересно, что вы об этом думаете. Напишите в комментариях. Обсудим.