Найти в Дзене
Ольга Брюс

Идеальный сын

— Главное, не спеши жениться, — повторяла ему мать, когда спрашивала, появилась ли у него девушка. — Ошибиться всегда успеешь. Саша кивал, соглашаясь с матерью. Молчал, скрывая от нее правду. В двадцать три года парень познакомился с женщиной. Кому расскажи – не поверят. На заводе! Вера Васильевна не верила, что ее сын смог оставить молодую жену и маленького сына. Она приходила к проходной завода и ждала, когда Сергей появится, чтобы поговорить с ним. Но он, единственный сын, заметив ее, опускал голову и терялся среди рабочих, толпой движущихся к шумному зданию мимо охраны. Однажды ей удалось встретиться с сыном, чтобы услышать от него следующее: — Я взрослый человек и волен сам решать, с кем мне жить. Прости, мам, не приду. Не хочу. У меня другая женщина и другая жизнь. Не лезьте вы ко мне, пожалуйста. Суд. Алименты. Слезы. Вера Васильевна слегла. Она никак не могла взять в толк, почему сын пошел по стопам отца. На плечи измученной расставанием Анны легли заботы о Саше и больной све
Оглавление
— Главное, не спеши жениться, — повторяла ему мать, когда спрашивала, появилась ли у него девушка. — Ошибиться всегда успеешь.
Саша кивал, соглашаясь с матерью. Молчал, скрывая от нее правду.
В двадцать три года парень познакомился с женщиной. Кому расскажи – не поверят. На заводе!

Глава 1

Глава 3

Вера Васильевна не верила, что ее сын смог оставить молодую жену и маленького сына. Она приходила к проходной завода и ждала, когда Сергей появится, чтобы поговорить с ним. Но он, единственный сын, заметив ее, опускал голову и терялся среди рабочих, толпой движущихся к шумному зданию мимо охраны.

Однажды ей удалось встретиться с сыном, чтобы услышать от него следующее:

— Я взрослый человек и волен сам решать, с кем мне жить. Прости, мам, не приду. Не хочу. У меня другая женщина и другая жизнь. Не лезьте вы ко мне, пожалуйста.

Суд. Алименты. Слезы. Вера Васильевна слегла. Она никак не могла взять в толк, почему сын пошел по стопам отца. На плечи измученной расставанием Анны легли заботы о Саше и больной свекрови. Чем больше переживала Вера, тем сильнее болело ее сердце. Инсульт. Частичная потеря памяти. Она не узнавала невестку, кричала ночами, звала почему-то Егора. Аня не могла справиться с собой. Надо бы нанять сиделку, но ни денег, ни желания оставлять ту, которая принесла ей много добра.

Год мучений. Деменция. Пожар. Свекровь вынесли на улицу, пока Аня бегала за сыном в садик. Крики, машина скорой помощи, и Вера Васильевна умирает через несколько часов в больнице. Аня корила себя, ругала, обвиняла, но ничего уже не поделаешь. Надо жить дальше и растить сына.

***

Первый раз в первый класс. Аня вела своего сына в школу. В деревенскую школу. Пришлось переехать в родную деревню, потому что квартира принадлежала Сергею. Прав на нее у Ани не было. Мать, Галина, умерла год назад, оставив после себя нехитрое наследство: дом, баню, сарай и десяток кур с пятнистой кормилицей. Аня устроилась на работу в местный детский сад нянечкой. Других вариантов не было, потому что заняты все рабочие места.

— А папа приедет? — задал вопрос Саша, глядя на нарядных детей, идущих на школьную линейку.

— Нет. Он занят, — пояснила Аня, соврав ребенку.

Он знал, что папа и мама в разводе, но не понимал, что это означает. Папа приходил два года назад три раза, приносил игрушку, покупал мороженое. Потом он пропал и заявился летом прошлого года, чтобы сказать маме:

— Мне нужна квартира. Съезжайте.

Тогда Саша тоже не понял значения этих слов. Мама сказала ему, что нужно переехать в деревню, потому что бабушка Галя больна, за ней нужен уход. В деревню, так в деревню, тем более, мама столько всего интересного о ней рассказывала…

— А Гришка тоже в школу придет?

— Конечно, он теперь твой одноклассник, будете сидеть вместе за одной партой.

— Он сказал, что не хочет ходить в школу.

— Почему?

— Ему не нравится читать и писать.

— А тебе нравится?

— Да! Очень!

***

Гришка часто приходил к Саше, чтобы списать домашнее задание и поиграть в его дворе. Аня не отпускала Сашу за пределы забора, потому что боялась за него. Почему - она и сама не могла объяснить себе. Пристально следила за ним, провожала до школы, переживала, когда Сашу увозили в районный город на олимпиаду по математике. Учился Саша хорошо, прилежно. Старательный, умный мальчик к выпускному стал отличником. На торжественной линейке, получив золотую медаль и благодарственную грамоту для мамы, Саша уже наметил, куда будет поступать. Вместо физико-математического института (как мечтала Анна) Саша подал документы в инженерный. Ему нравилось возиться с различными деталями и чинить бытовую технику. Саша увлекался чтением книг, занимался спортом, вел активный образ жизни. Удивляясь, почему сын такой общительный и разносторонний, Анна вспоминала, как запрещала ему уходить со двора, а, когда Саша подрос, назначала время, в которое он должен вернуться. И ни минутой позже.

Саша никогда не пробовал спиртное, так думала Анна, потому что ни разу не видела сына в нетрезвом состоянии и не чувствовала от него соответствующего запаха. Просто она не знала, сколько ухищрений придумывала молодежь дабы скрыть неприятный факт. Саша, окончив институт, устроился работать инженером на завод в городе.

— Поколение за поколением, — Анна думала о свекре, который работал на заводе, муже – механике с завода, а теперь и сын…

Удивительно, но Саша устроился именно на тот завод, где работали когда-то его родственники. Правда, он об этом узнал чуть позже, когда кто-то из седеющих женщин сказала ему:

— Ты так похож на Сергея Крутикова! Прям одно лицо!

Это была Зинка, одинокая женщина с грустными глазами. Она уже не была той хохотушкой с острым язычком и однобокими шутками. Зинка постарела, оставшись вдовой, бездетной, никому ненужной. Она готовилась уйти на пенсию и не знала, кому передать бразды правления. Вот уже пятнадцать лет, как Зинка работала мастером производства.

— Как, ты говоришь, твое отчество? — вдруг осеклась Зинка, всматриваясь в небесно-голубые глаза Саши.

— Сергеевич, — отвечал ей Саша равнодушно.

— Надо же, отец он тебе, что ли…

Саша не стал заострять внимание на этот вопрос и продолжил осматривать грохочущие станки, чтобы познакомиться с продукцией и рабочими.

-2

Саше нравилась его работа. Он, снимая комнату у молчаливой старушки, просыпался всегда бодрым и довольным. После простого завтрака уезжал на завод, трудился, а потом возвращался домой и шел или в кино, или на встречу с Гришкой, который также обосновался в городе, работая в котельной. Саша навещал мать каждые выходные. Он привозил ей всякие вкусности в виде пирожных или конфет, мог купить кофточку или платьице, угадывая ее размер. Анна не могла нарадоваться на заботливого, чуткого сына, который помогал ей по дому: поправить покосившийся забор, устранить протечку крыши, сделать небольшой ремонт. Местные девушки заглядывались на молодого, перспективного парня, строили ему глазки, пытаясь привлечь к себе внимание, но Саша, не замечая их притягивающие взгляды, тихо здоровался и продолжал заниматься делом.

— Главное, не спеши жениться, — повторяла ему мать, когда спрашивала, появилась ли у него девушка. — Ошибиться всегда успеешь.

Саша кивал, соглашаясь с матерью. Молчал, скрывая от нее правду.

В двадцать три года парень познакомился с женщиной. Кому расскажи – не поверят. На заводе! Она пришла устраиваться на работу, и Зинка, показывая ей цех, объясняла, чем новой сотруднице придется заниматься. Клава, так звали ту, которая через месяц, получая зарплату в кассе, обольстила Александра одной лишь улыбкой, выглядела, как с картинки: стройная, с высокой прической. Улыбчивая. Саша влюбился сразу, как только заметил светловолосую тридцатилетнюю девицу с глубоким декольте. Ему показалось, что от этой особы исходит какая-то другая энергия, особенная. Познакомившись с Клавой, Саша сразу пригласил ее на первое свидание. Девушка не отказалась и пришла в назначенное время к кинотеатру…

***

Саша погиб. По неосторожности. Не заметив грузовик, перебегал дорогу. Сашу привезли в больницу, но врачи ничего не смогли сделать, потому что травмы оказались несовместимыми с жизнью. Анна почернела от горя. Она рыдала, металась по дому и кричала. Кричала так, как кричит мать, потерявшее свое дитя. Женщина стала совсем худой от пережитого потрясения. Она была похожа на призрак, блуждающий по улицам деревни и ищущий покоя.

Так прошли два месяца, потом еще три. Наступила холодная зима, принеся с собой еще один удар, нанесенный сыном Сашей, который вот уже пять месяцев лежал в промерзшей земле.

Глава 4