Между выходом первого альбома Hölderlin - "Hölderlins Traum" и второго - "Hoelderlin", в группе произошло много перемен: во-первых, её покинула вокалистка Нэнни де Руиг, жена Кристиана фон Грумбкова:
Кристиан фон Грумбков: "Единственной причиной этого был наш сын Даниэль. Мы должны были его все время куда-то пристраивать. Это не всегда было легко даже на отдельных концертах, но на наших гастролях это стало практически неразрешимой проблемой. Вот почему Нэнни в какой-то момент приняла решение: "Это слишком утомительно для меня и не по отношению к нашему сыну Даниэлю. Я ухожу". Это была большая потеря для группы, но мы должны были это принять. Вокальные партии взяли на себя другие участники группы, и мы расширили инструментальные импровизационные части".
Во-вторых, группа сменила лейбл, и, по его требованию, перешла на английский язык, заодно изменив своё название на "Hoelderlin" вместо "Hölderlin":
Кристиан фон Грумбков: "Наши тексты стали слишком политизированными для нашего продюсера Р.У. Кайзера. Так что он отказал нам в студийных записях, и мы хотели расторгнуть контракт. Так продолжалось до 1975 года. Мы были юридически правы и перешли на Intercord, считая, что там нам будет лучше и художественно свободнее. Для нового лейбла "Spiegelei" мы записали в студии песни, которые готовили на протяжении многих лет. И вдруг пришел менеджер лейбла и сказал: "Что, немецкая лирика, об этом не может быть и речи!" Так что нам снова пришлось пойти на компромисс, иначе альбом вообще бы не был выпущен.
Тогда я попросил Фредерика Манна, тогдашнего руководителя Американской фондовой биржи (коммуникационного центра в Вуппертале), перевести наши тексты на английский. Затем наши певцы снова спели песни на английском языке. Оглядываясь назад, можно сказать, что это, безусловно, было ошибкой: начать международную карьеру не так-то просто. Так что мы должны были продолжить наш старый, проверенный стиль с немецкой лирикой. В результате, медленно, но верно наша музыка менялась. Это были все еще рассказы, но на английском языке. Таким образом, мы были на пути к мейнстриму. Для меня это причина провести черту".
/Из интервью журналу Die stadtzeitung 15 марта 2024 г./
Альбом "Hoelderlin" получился цельным произведением на стыке фолк-рока и симфо-прога, с виолончелью, роялем и обширными партиями меллотрона. Однако, присутствуют и элементы джаза, главным образом, в игре барабанщика.
Первая композиция, немного в стиле King Crimson, инструментальная "Schwebebahn", посвящена знаменитому монорельсу города Вупперталь, запущенному в эксплуатацию 1 марта 1901 года, который можно увидеть в фильме Вима Вендерса "Алиса в городах". Знаменит он, в частности тем, что летом 1950 года из его вагона, прямо в реку Вуппер, над которой проходит монорельс, выпрыгнула четырёхлетняя цирковая слониха Туффи, которая, впрочем, почти не пострадала.
Следующие две песни, "I Love My Dog" и "Honeypot" представляют собой смесь динамичного прога и акустического фолк-рока с флейтой и гитарой. Голос Кристофа Ноппени звучит похоже на Дэйва Казинса в Strawbs, и Питера Гэбриэла в Genesis, и он не столько поет, сколько декламирует, как будто рассказывает истории. В короткой фортепианной балладе "Nürnberg" поет Иоахим Грумбков. Завершает альбом 17-минутный эпик "Deathwatchbeetle", сделанный в лучших традициях симфонического прог-рока. Присутствует и откровенная театральность в стиле Genesis, и струнные пасторали, и звучная полифония, и виртуозный фортепианный рисунок "под Рахманинова", и даже мимолетные психоделические пассажи космического плана, которые исполнил на синтезаторе Конни Планк.
Альбом был записан и сведён в феврале 1975, в Conny's Studio, личной студии звукорежиссёра Конни Планка ( Conny Planck), одного из идеологов краут-рока, при его непосредственном участии. Вышла пластинка в мае 1975 на лейбле Spiegelei (Spiegelei – 26 511-6 U). Переиздавалась под тем же каталожным номером, и как (INT 160.601) в 1976 и 1977 годах.
Послушать и скачать альбом в Hi-Res Audio, Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram:
- Кристиан Грумбков (Christian Grumbkow ) / акустическая и электрогитара
- Йоахим Кезеберг (Joachim Käseberg) / гитара, сценический звук
- Йоахим Грумбков (Joachim Grumbkow) / фортепиано, орган, флейта, Hohner String Vox, клавинет Hohner, меллотрон, вокал (4,5)
- Кристоф Ноппеней (Christoph Noppeney) / альт, акустическая гитара, вокал (2,3,5)
- Петер Кезеберг (Peter Käseberg) / бас
- Михаэль Брухман (Michael Bruchmann) / ударные, перкуссия
Дополнительные музыканты:
ББернд "Зевс" Хельд (Bernd "Zeus" Held) из группы Birth Control на альт-саксофоне (2), Конни Планк (Conny Planck) на дополнительном вокале и синтезаторах (5) и Норберт Якобсен (Norbert Jacobson) из Release Music Orchestra на кларнете (3).
1. Schwebebahn (7:12)
2. I Love My Dog (5:38)
3. Honeypot (8:48)
4. Nürnberg (3:00)
5. Deathwatchbeetle (17:32)
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Hoelderlin вы можете прочитать у меня здесь:
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.