Группа из Вупперталя, земля Северный Рейн-Вестфалия, (примерно в 20 км к востоку от Дюссельдорфа) в Германии, Hölderlin выросла из действующей с 1963 года подростковой кавер-группы The Beatkids братьев фон Грумбковых. Она исполняла каверы на песни The Shadows, The Beatles и The Rolling Stones.
Вот, что о начале своей музыкальной карьеры рассказывает в интервью журналу Die stadtzeitung 15 марта 2024 г. Кристиан фон Грумбков (Christian Grumbkow): "Мои родители очень хотели, чтобы мы с братьями играли дома музыку. Поэтому мы все учились играть на классических инструментах. Я брал уроки игры на трубе, а затем играл в школьном оркестре. Мой брат Андреас играл на скрипке, мой брат Иоахим на виолончели, а наш младший брат Корнелиус на фортепиано. Но я также играл на банджо и гитаре.
Я один прилетел в Англию в возрасте 15 лет, потому что не мог ужиться со своей семьей во время каникул. Я хотел выучить там английский язык. Это было в начале 1960-х годов, во времена Битлз. И повсюду в барах и клубах мальчики с чёлками до глаз и бас-гитарами Rickenbacker играли бит-музыку. Все они стали "Битлз". Я был полностью заражен этим новым видом музыки. Когда я вернулся в Вупперталь, я основал группу Beatkids вместе с моим братом Андреасом, Хельмутом Орком (ударные), Уллером Бартельсом (бас) и богом гитары "Мемфисом".
После того, как мы ушли из Beatkids, меня и моего брата Йохена спросили, хотим ли мы присоединиться к "Action Issue Blues Band" Манфреда Гальдена. Мы хотели, и делали "публичные репетиции", так сказать, в недавно созданном центре связи "Impuls" по пятницам, субботам и воскресеньям. Это принесло нам не много денег, но много опыта. В течение года подвальные помещения Impuls становились все более переполненными, и поэтому мы в конечном итоге заработали больше денег. Мы играли блюзовые пьесы Джона Мейолла, других великих блюзменов, а также наши собственные песни. У нас было много концертов в Вуппертале и окрестностях.
Блюзовая группа просуществовала около двух лет. После этого я изучал искусство в Амстердаме. И там у меня была возможность послушать такие группы, как Pink Floyd, Softmaschine, Family, Jefferson Airplane или The Flock вживую на большом рок- и поп-фестивале. Именно тогда я понял, что блюз — это довольно хорошо, но есть и другая захватывающая, инновационная музыка. Затем я поговорил со своим братом Йоахим, который в то время изучал архитектуру в Штутгарте. Я предложил ему создать группу, которая играла бы прогрессивную музыку. Это было в 1970 году. Тогда мы стали искать музыкантов, которые в совершенстве владели бы своими инструментами.
Мы были своего рода кликой увлеченных музыкантов – все учились в вальдорфской школе. Был человек, у которого были немного философские подходы. Он был чем-то вроде наставника для группы. Он прочитал драму Петера Вайса под названием "Гёльдерлин" ("Hölderlin") и порекомендовал ее нам. Драма рассказывала о судьбе поэта Гёльдерлина, которого в свое время объявили сумасшедшим и заперли в башне. Для Петера Вайса, однако, Гёльдерлин был не сумасшедшим, а революционером, которого заперли в башне, чтобы заставить его замолчать. Мы нашли это очень политическим и очень захватывающим. Кроме того, мы были немецкой группой, и мы хотели писать немецкие тексты для наших песен. Немецкий поэт и революционер Гёльдерлин со своей печальной судьбой идеально подходил для этого.
Мы, в конце концов поняли, что нам лучше писать свои собственные тексты, но они были вдохновлены громкими именами. Кроме того, было сотрудничество с Никласом Штиллером, дюссельдорфским врачом и поэтом, чьи стихи и тексты также были представлены на концертах в качестве драматургического стилистического приема между нашими песнями. Мы всегда стремились к близости к поэзии с политическим содержанием. Например, Бертольда Брехта.
Мы написали тексты для нашего первого альбома "Hoelderlins Traum" в пабе "Hund, Hund & Hund" в Эльберфельде, где я в то время был временным работником. Это была, так сказать, наша штаб-квартира. Затем, очень быстро, пришел контракт со звукозаписывающей компанией. Мы играли в Эссене и познакомились с дуэтом "Witthüser & Westrupp". Затем они передали нас своему продюсеру Рольфу-Ульриху Кайзеру. Через несколько дней он позвонил и объяснил: "Я хочу заключить с вами контракт — пришлите мне кассету".
Наша музыка изначально была вдохновлена такими группами, как "Traffic" со Стиви Уинвудом, Джимом Капальди, Дэйвом Мейсоном и Крисом Вудом, "Family" и "Fairport Convention". Однажды я написал текст для их вокалистки Сэнди Денни. Все эти группы представляли собой своеобразный фолк-рок, который выходил за рамки стиля. Флейта или скрипка также играли важную роль. Это повлияло на нас. Нас интересовало все, что было тоньше и чище обычной рок-музыки. Мы получили свой собственный стиль и звучание."
В 1971 году состав Hölderlin расширился до секстета, с басистом Петером Кесебергом (Peter Käseberg), барабанщиком Михаэлем Брухманом (Michael Bruchmann) и мультиинструменталистом Кристофом "Nops" Ноппени (Christoph Noppeney). Роль ведущей вокалистки отвели жене Кристиана, Нэнни де Руиг (Nanny DeRuig). Hölderlin подписала контракт с Pilz, подразделением Breeze Music GmbH, и записала свой первый альбом "Hölderlins Traum" в Tonstudio Dierks в Штоммельне, в январе 1972 года. Было продано 5000 копий, и оригинальная пластинка до сих пор является предметом коллекционирования.
Основными авторами текстов песен, к слову сказать, на немецком языке, которые вдохновенно исполняет Нэнни де Руиг, были Кристиан фон Грумбков и Петеро Кесеберг. О содержании песен можно догадаться по названию альбома (Traum - это немецкое слово, обозначающее сон, или мечту).
Група исполняла "рок-музыку, песни, импровизации на виолончели, скрипке, флейте, электро- и акустической гитарах, электропианино, органе, бас-гитаре и барабанах, сложные композиции и ажурные аранжировки, музыку, которая заставляет вас слушать, музыку, которая не стесняется двенадцатитоновых каденций".
На протяжении всей пластинки звучат нотки Fairport Convention или The Incredible String Band, а также инструментальная музыка в стиле группы Renaissance - и все это с немецким колоритом.
Пластинка вышла на лейбле Pilz (Pilz – 20 21314-5) в 1972, и переиздавалась в 1981 году.
- Нэнни де Руиг / вокал
- Кристиан Грумбков / гитара
- Йоахим Грумбков / виолончель, акустическая гитара, поперечная флейта, фортепиано, орган, меллотрон
- Кристоф Ноппеней / скрипка, альт, флейта, фортепиано
- Петер Кезеберг / бас, акустическая гитара, вокал
- Михаэль Брухман / ударные, перкуссия
В качестве гостей выступили Питер Берш и Майк Хеллбах из Bröselmaschine на ситаре и табла соответственно (3), а также Вальтер Вестрапп из фолк-дуэта Witthüser & Westrupp на блокфлейте (5).
Послушать и скачать пластиночку (Pilz – 20 21314-5), Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram:
1. Waren Wir (4:53)
2. "Peter" (2:52)
3. Strohhalm (2:20)
4. Requiem Für Einen Wicht (6:32)
5. Erwachen (4:20)
6. Wetterbericht (6:34)
7. Traum (7:20)
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Hoelderlin вы можете прочитать у меня здесь:
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.