Найти в Дзене

Заводы Победы: как на «Салюте» создавали авиационные моторы

С началом Великой Отечественной войны предприятия Москвы в сжатые сроки кратно нарастили объемы производства, попутно разрабатывая новые моторы. Условия работы на предприятиях были суровые, за станки становились дети и женщины, ведь большинство мужчин боролись с врагом на фронте. О подвиге заводчан в тылу читайте в нашем материале. В годы Великой Отечественной завод № 24 им. Михаила Фрунзе (сейчас производственный комплекс «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации выпускал уникальные моторы, в том числе АМ-38 для самого массового боевого самолета в истории – «летающего танка» Ил-2. Всего за время войны предприятие произвело каждый пятый советский авиадвигатель. Завод освоил новые АМ-38Ф и дизельные моторы, постоянно улучшая производственные процессы и увеличивая объемы выпуска. Так, в июне 1941 г. он произвел 626 моторов, в июле – 762, а уже в августе был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина, причем 97 работников – литейщики, шлифовальщики и токари – были отмечен
Оглавление

С началом Великой Отечественной войны предприятия Москвы в сжатые сроки кратно нарастили объемы производства, попутно разрабатывая новые моторы. Условия работы на предприятиях были суровые, за станки становились дети и женщины, ведь большинство мужчин боролись с врагом на фронте.

О подвиге заводчан в тылу читайте в нашем материале.

Каждый пятый мотор для самолетов – «салютовский»

В годы Великой Отечественной завод № 24 им. Михаила Фрунзе (сейчас производственный комплекс «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации выпускал уникальные моторы, в том числе АМ-38 для самого массового боевого самолета в истории – «летающего танка» Ил-2.

Всего за время войны предприятие произвело каждый пятый советский авиадвигатель. Завод освоил новые АМ-38Ф и дизельные моторы, постоянно улучшая производственные процессы и увеличивая объемы выпуска. Так, в июне 1941 г. он произвел 626 моторов, в июле – 762, а уже в августе был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина, причем 97 работников – литейщики, шлифовальщики и токари – были отмечены отдельно.

© ОДК
© ОДК

Нацисты рассматривали завод № 24 как одну из приоритетных для уничтожения целей и регулярно его бомбили. В середине октября 1941 г., в разгар битвы за Москву, он был эвакуирован в Куйбышев (сейчас Самара). На московской площадке завода действовали авиаремонтные мастерские и производство минометов, которые прямо из цехов отправлялись на фронт. В декабре 1941 г. минометный цех выпускал по 20 орудий в сутки.

На фоне контрнаступления Красной армии под Москвой в феврале 1942 г. был официально образован авиамоторный завод № 45 (в 1963 г. он получил название «Салют»), в цехах которого трудилось 5 000 человек. Московское и куйбышевское производства проводили обмен технической документацией, инструментом и оборудованием. Работникам завода пришлось с нуля восстанавливать производственные цепочки и модернизировать станки, но уже в июле 1942 г. там был выпущен первый после эвакуации АМ-38.

К началу 1943 г. на заводе № 45 работало уже более 15 000 человек, а производственный план был увеличен в 3,5 раза. Но предприятию удалось его даже перевыполнить. Переоснащение производства позволило в апреле 1943 г. произвести первые 20 вновь освоенных моторов АМ-38Ф для Ил-2. А самоотверженная работа авиастроителей по всему СССР в одном только мае 1943 г. дала Красной армии почти 4000 боевых самолетов. Это внесло огромный вклад в победу над фашистами в Курской битве.

© ОДК
© ОДК

За один только I квартал 1944 г. завод № 45 выпустил более 1000 новых двигателей АМ-38Ф, после чего предприятие освоило выпуск дизельных моторов АЧ-30И и АМ-39. Всего за тот год будущий «Салют» произвел почти 3000 АМ-38Ф, около 150 «дизелей» и 12 АМ-39. Работники завода за четыре дня обеспечивали постройку полка штурмовиков Ил-2, а за два месяца – полка дальних бомбардировщиков Ер-2. Всего же советская авиапромышленность уже в 1942 г. произвела 25 400 самолетов для фронта.

Заменили отцов на заводах

Во время Великой Отечественной войны сотни тысяч работников московских предприятий прямо с заводов уходили на фронт. Чтобы беспрерывно обеспечивать нужды армии, их места у станков занимали дети и подростки.

Из-за мобилизации в городе почти не осталось работников. Только за первые три дня войны с предприятий на фронт отправилось около 71 000 москвичей. Поначалу уменьшение их числа компенсировалось за счет внутренних ресурсов: были отменены отпуска, введены 12-часовые смены и график «один через один». Затем на предприятия стали привлекать молодежь – детей и подростков. Уже в первые годы войны доля тружеников тыла возрастом младше 18 достигла 15%. А отдельные отрасли фактически держались на их плечах.

© ОДК
© ОДК

В июне 1941 г. газета «Правда» писала, что около 2000 школьников отправились на промышленные предприятия Москвы, чтобы заменить фронтовиков. Нередко к станкам вставали подростки, которым негде было жить и нечего было есть: многие в самом начале войны потеряли и дом, и кормильцев. Недостатки квалификации подростки компенсировали энтузиазмом.

По законам того времени подростки младше 16 лет не могли трудиться больше шести часов в сутки, однако многие «показывали примеры стахановской работы» и перевыполняли суточные задания на 120–150%.

Лидия Юсова (Булдакова) в 13 лет девочка перебралась из деревни в Москву и устроилась на столичный авиамоторный завод № 45 (сейчас – Производственный комплекс «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации. С началом войны ее отца призвали на фронт, а в октябре немцы захватили деревню Лешково, где жила семья. По воспоминаниям Лидии, оказавшись в оккупации, дети пугались любого стука в дверь, пока в конце 1941 г. за порогом не появились советские бойцы.

Станочница Лидия Юсова проработала на ПК «Салют» более 67 лет  © ОДК
Станочница Лидия Юсова проработала на ПК «Салют» более 67 лет © ОДК

После переезда в Москву она жила рядом с предприятием – в маленькой комнате общежития вместе с 13 работницами. Ее смены на заводе № 45 продолжались по 12 часов. Иногда приходилось оставаться в вечернюю после дневной. Были случаи, когда в два часа ночи прямо к общежитию за ней приезжала машина – чтобы детали как можно раньше поступили на сборку моторов.

Степан Ульянов тоже работал на заводе № 45 подростком. В начале войны, когда основное производство эвакуировали в Куйбышев (ныне – Самара), за считанные дни многие цеха опустели. В итоге оставшиеся в Москве сотрудники работали практически на открытом воздухе: «Было очень холодно... прижмешься к станку, а он теплый – работает без остановок. Так и грелись».

© ОДК
© ОДК

В декабре 1941 г. советские войска начали контрнаступление под Москвой. За четыре месяца они отбросили немцев за 100–250 км от столицы. В итоге городские власти свернули эвакуацию предприятий и начали наращивать производство на промплощадках Москвы.

В октябре – декабре 1941 г. парк оборудования завода № 45 нарастили с 20 до 2770 станков. Нужные детали собирали не только с предприятий других профилей, но и со свалки, и вдоль железнодорожных путей, где были разбомблены эшелоны, уходившие в эвакуацию. Работники с нуля восстанавливали технологические цепочки, модернизировали технологии и обучили новичков. В июле 1942 г. на заводе № 45 заработал первый авиадвигатель АМ-38, собранный после эвакуации.

Подростки на нынешнем ПК «Салют» осваивали процессы сборки авиадвигателей. Там тоже внедряли новые технологические методы. Бригадиры разбивали процессы на несколько частей и обучали юных работников только одной простой операции. Таким образом на предприятии наладили поточное производство. Весной 1943 г. всего за три месяца там был организован выпуск новой модификации АМ-38Ф для самолетов Ил-2. Именно благодаря ударному труду и героизму работников тыла за годы войны завод № 45 изготовил каждый пятый авиамотор Победы.

К окончанию войны подростки, женщины стали настоящими профессионалами, их упорство и мужество помогло приблизить победу в Великой Отечественной войне.

По воспоминаниям станочницы Лидии Юсовой (Булдаковой), когда в мае 1945 г. Совинформбюро сообщило о Победе, рабочие в общежитии закричали: «Война окончилась! Война окончилась!» Трамваи так рано не ходили, поэтому они пошли к проходному заводу № 45 пешком, где женщины и подростки обнимались и плакали.

Источники: https://www.vedomosti.ru/industry/industrial_policy/articles/2025/05/06/1108716-tehnologii-pobedi

https://www.vedomosti.ru/industry/industrial_policy/articles/2025/05/06/1108715-zamenili-ottsov-na-zavodah