Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Усадьба Натальи Урусовой, урожденной Бахрушиной. Посольство Индонезии, часть 2

Еще одна замечательная городская усадьба на Новокузнецкой улице надежно укрыта густой зеленью, в летнее время позволяя рассмотреть себя лишь с северной стороны, да и там наполовину спрятана за оградой. Сегодня она, как и ее архитектурный сосед, имение графа Татищева, принадлежит индонезийскому посольству. Это сложной формы двухэтажный дом серо-песочного цвета с мезонином, выстроенный в 1912 году в неоклассицизме. С рустованными фасадами, с колоннами и пилястрами ионического и тосканского ордеров, лепным декором и вазонами, что на архитектурном языке того времени... Его автор – архитектор Иван Иванович Рерберг, по образованию военный инженер. (7 фото) Может, поэтому и в облике дома можно заметить что-то немного «военное», некое сходство с фортификацией? Особенно это чувство навевает особый архитектурный элемент под название экседра – полукруглый выступ-пристройка справа от входа, словно небольшая, в половину высоты всего здания, крепостная башенка с куполом. К сожалению, большая часть е
Оглавление

Еще одна замечательная городская усадьба на Новокузнецкой улице надежно укрыта густой зеленью, в летнее время позволяя рассмотреть себя лишь с северной стороны, да и там наполовину спрятана за оградой. Сегодня она, как и ее архитектурный сосед, имение графа Татищева, принадлежит индонезийскому посольству.

Это сложной формы двухэтажный дом серо-песочного цвета с мезонином, выстроенный в 1912 году в неоклассицизме. С рустованными фасадами, с колоннами и пилястрами ионического и тосканского ордеров, лепным декором и вазонами, что на архитектурном языке того времени...

...Символизировали изобилие и процветание домовладельцев

Его автор – архитектор Иван Иванович Рерберг, по образованию военный инженер.

(7 фото)

Может, поэтому и в облике дома можно заметить что-то немного «военное», некое сходство с фортификацией? Особенно это чувство навевает особый архитектурный элемент под название экседра – полукруглый выступ-пристройка справа от входа, словно небольшая, в половину высоты всего здания, крепостная башенка с куполом.

-3

К сожалению, большая часть его лепных украшений видна лишь в ту часть года, когда на деревьях нет листвы.

А посмотреть есть на что. Благо, хотя бы эта замечательная чаша с ниспадающими гирляндами цветов над парадным входом видна в любое время.

-4

Первый этаж усадебного дома отвели под парадные залы, а на втором этаже и в мезонине устроили кабинет и комнаты хозяина и хозяйки, отделанные просто и без пафоса, но с изяществом и тонким вкусом.

Особняк Урусовых, 1912 год. Изображение из открытых источников
Особняк Урусовых, 1912 год. Изображение из открытых источников

А еще... Помните, на днях мы фантазировали, кто бы мог быть изображен на горельефах, что разместились на фасаде дома купцов Толоконниковых?

Здесь тоже можно было бы устроить подобную «угадайку», однако…

…Достаточно сравнить этот лепной бюст с одним портретом

Девушка на портрете – дочь Василия Алексеевича Бахрушина, двоюродная сестра Алексея Александровича

и Константина Петровича Бахрушиных

Наталья Васильевна, в замужестве – Урусова.

Наталья Васильевна Бахрушина. Изображение из открытых источников
Наталья Васильевна Бахрушина. Изображение из открытых источников

А это – миниатюрный бюстик, расположенный в нише на фасаде. Конечно, я могу ошибаться, но, на мой взгляд, сходство очевидное.

(3 фото)

Эту усадьбу Рерберг построил по заказу Семена Никитича Урусова – купца, торговавшего шерстяным и бумажным товаром, одного из учредителей Московского купеческого общества, председателя Совета Родильного приюта братьев Бахрушиных и Бахрушинской больницы в Сокольниках.

Сюда, поближе к родственникам жены, Урусов решил перебраться из Лялина переулка. Перед самой его кончиной в 1915 году он выстроит доходный дом в Красном Селе, где обитали его предки, прихожане и храмоздатели церкви Покрова Богородицы, о которой я рассказывал два года назад.

А усадьбой в самом центре Замоскворечья еще на два года останется владеть его вдова.

(7 фото)

В очередной раз перечислять благодеяния, что сотворили Бахрушины для Москвы и москвичей, заняло бы слишком много времени, и большинство из них уже были описаны и мной, и многими другими. Здесь и приюты, и дома с бесплатными квартирами, и благотворительные медицинские заведения. Наталья Васильевна, законная жена Семена Никитича Урусова, всецело переняла семейную черту.

«…Я рассчитывал не на казенную стипендию, а на покровительство дяди Василия, я не знал, каковы у него возможности. Отец, конечно, урезал бы себя и прокормил бы меня в академии, но это стоило бы ему очень и очень больших жертв. И тогда, когда я жил в академии на стипендию, он и тогда изредка присылал мне 2–3 рубля на мои карманные расходы. Пришлось ехать в Москву к дяде Василию. Дядя направил меня в семью Урусовых. Жена Урусова, Наталья Васильевна, урожденная Бахрушина, сестра московского купца Николая Васильевича Бахрушина, она-то и приняла живое участие в моей судьбе. Н.В. Бахрушина на склоне своих лет возымела намерение учредить в вечное поминовение в Московской академии стипендию матери брата …
…Урусовы – богатая, по-московски аристократическая семья. Швейцар, горничная, лакей у стола и все прочие атрибуты богатого московского дома. Перед тем, как идти к Урусовым, дядя и тетка преподали мне некоторые советы: как себя держать, что говорить; сказано было, чтобы у мадам я обязательно поцеловал руку и так далее. И вот вновь испеченный джентльмен отправляется с визитом. Признаться, я мало думал о том, какое значение имеет этот визит и что от впечатления, какое я мог произвести в доме Урусовых, во многом зависело получить или не получить стипендию, буду я учиться в академии или не буду учиться. Об этом я думал меньше всего. Я был молод и непосредствен»
(Сергей Нестерович Постников, «Антология семинарской жизни. Воспоминания об академии»)

Далее автор воспоминаний рассказывает, что Урусова, несмотря на богатство и достоинство, была скромна и проста в обхождении, а те самые поцелуи руки лишь только смущали ее.

-9

В 1917 году усадьбу отобрали, и она разделила судьбу татищевского имения, превратившись в уплотненно-коммунальное жилье. Наталья Васильевна была вынуждена эмигрировать во Францию, где прожила до 1936 года.

А в 1954-м две расположенные по соседству усадьбы отреставрировали, объединили общей оградой и передали представительству Индонезии.

-10
Особняк Н.В. Урусовой, достопримечательность, Новокузнецкая ул., 12-14с5, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.

Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!