Со знаменитыми купцами, благотворителями и меценатами Бахрушиными в Москве связано множество адресов. О некоторых я уже писал в своих заметках. Но, пожалуй, самый известный особняк, связанный с их именем, стоит в Замоскворечье на улице, в 1959 году названной в честь Алексея Александровича Бахрушина, собирателя театральной старины и основателя театрального музея.
Сегодня кажется удивительным, что московская улица, пролегающая совсем неподалеку от центра города, в советские годы была названа именем дореволюционного купца. Впрочем, этому есть и объяснение, и исторические предпосылки.
Называлась она когда-то Лужнецкой, а затем Лужниковской, и очевидно, что название было связано вовсе не со знаменитым стадионом, о котором тогда и не помышляли, а с тем, что здесь простирались заливные луга, которые орошала старица Москвы-реки.
Бахрушины – известная купеческая династия, чьи корни (согласно их же семейному преданию) восходят к касимовским татарам. В шестнадцатом веке они приняли христианство и поселились в подмосковном Зарайске, где занялись животноводством. А в вскоре после Отечественной войны переехали в Москву. Основали здесь перчаточное производство, а следом за ним открыли сафьяновую, кожевенную и суконную фабрики.
С 1851 года удостоились звания потомственных почетных граждан, а основной капитал нарастили во время Русско-турецкой войны, вполне вероятно – поставляя сукно и кожу для нужд армии.
И всегда Бахрушины слыли известными благотворителями и меценатами.
Самое замечательное и любопытное – то, что здание, которое знает каждый москвич и где располагается Театральный музей имени Бахрушина, это всего лишь…
…Флигель старинной усадьбы
Та усадьба была построена еще в восемнадцатом веке, и ее главный дом стоит в глубине двора, за оградой (сегодня это дом №31/12, строение 2).
Владельцев усадьба сменила довольно много. Это вообще была местность, где размещалось большое количество семейных предприятий и купеческих особняков. Кроме того, в двух шагах отсюда строился Саратовский вокзал, который сегодня называется Павелецким – удобная транспортная артерия для перевозки товаров.
Впрочем, одним из первых известных владельцев усадьбы был вовсе не купец, а фаворит Екатерины Второй, генерал-адъютант Иван Николаевич Римский-Корсаков. Он жил здесь, пока строил имение на Тверском бульваре, о котором я тоже когда-нибудь обязательно расскажу.
Далее усадьбой владели купцы Королёвы – производители и продавцы обуви, один из представителей которых, потомственный почетный гражданин Михаил Лаврентьевич Королев с 1860 по 1863 год являлся городским головой; мещане Молвины и Глазковы и даже купчиха Наталья Михайловна Андреевна, теща поэта-символиста Константина Дмитриевича Бальмонта.
Рассказывают, что однажды в усадьбе гостил император Александр Второй с супругой Марией Александровной после молебна в Троицком храме в Кожевниках.
И храм тот, к слову сказать, тоже был связан с именем Бахрушиных. Александр и Петр Бахрушины служили его старостами, а Алексей Александрович – герой моей сегодняшней истории – венчался в нем.
Собственно говоря, имение на углу Зацепского Вала и Лужнецкой улицы…
…Алексей Бахрушин приобрел в 1895 году
Он расширил усадьбу, заказав Карлу Карловичу Гиппиусу постройку еще двух флигелей. Один со стороны площади (его нынешний адрес Зацепский Вал, 12/31, стр. 3), а второй – тот самый немножко готический дворец в викторианском стиле, который позднее назовут Московским Версалем, смотрящий фасадом в тихую Лужнецкую улицу (Бахрушина, 31/12, стр. 1).
(15 фото)
Карл Карлович и сам не был чужд театра, так что найти точки соприкосновения с Бахрушиным ему не составило труда. Кроме того, им был построен замечательный дом для чаеторговца Перлова в китайском стиле, а Алексей Александрович, до того как заняться собиранием театральных артефактов, увлекался японской и китайской культурой, и в его коллекции имелось много экспонатов из Поднебесной.
Во флигеле со стороны Лужнецкой Алексей Александрович разместил свою коллекцию. Рассказывают, что собирать ее тот начал на спор с купцом Куприяновым – мол, кто из них за год сумеет найти больше уникальных предметов, имеющих отношение к истории русской театральной сцены. Стоит ли говорить, кто выиграл пари?
Неизвестно, как сложилась судьба коллекции Куприянова, но собрание Бахрушина продолжало расти. Коллекционер посетил едва ли не все антикварные магазины и, конечно же, вплотную общался с корифеями сцены, старыми актерами, режиссерами и антрепренерами. Выкупал, обменивал и просто уговаривал подарить ему те или иные костюмы и реквизит.
(6 фото)
Одной из щедрых дарительниц для музея стала заслуженная артистка Императорских театров Гликерия Николаевна Федотова.
Официально музей открылся 29 октября 1894 года. В этот знаменательный день Бахрушин впервые представил свою коллекцию широкой публике. Спустя два десятка лет коллекция перешла в ведение Академии наук, которая в то время пока еще базировалась в Санкт-Петербурге. Но…
…Было принято решение оставить музей в Москве
В 1914 году архитектор Александр Михайлович Калмыков выстроил на территории усадьбы еще несколько складских построек. А еще существует легенда, что Федор Осипович Шехтель раскритиковал парадное крыльцо, спроектированное Гиппиусом, и его позднее сломали. Но этому сложно найти документальные подтверждения.
(12 фото)
При этом надо помнить, что и сам Алексей Александрович жил в купленной им усадьбе и регулярно устраивал в ней знаменитые «Бахрушинские субботы», которые посещали Мария Николаевна Ермолова, Александр Павлович Ленский, Иван Абрамович Морозов, Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко, та самая Гликерия Николаевна Федотова, Федор Иванович Шаляпин и Александр Иванович Сумбатов-Южин.
В 1913 году флигель, в котором располагалась театральная коллекция, Алексей Бахрушин подарил городу. А когда после революции музей причислили к сети государственных учреждений молодой Страны Советов, лично Владимир Ильич Ленин назначил Алексея Александровича Бахрушина его пожизненным директором.
Сегодня Театральный музей имени Бахрушина включает в себя более десяти филиалов. А главное здание, расположенное на одноименной улице, находится пока на реставрации. Бывал в нем перед закрытием и жду, когда музей снова откроется, чтобы показать его и изнутри, а не только снаружи.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!