Немного отвлекусь от обитателей Крестовой сопки. И вот почему. Растение, о котором пойдёт речь, тоже дерево. И оно немного напоминает орех маньчжурский. Пока я готовила материал про орех, то это дерево словно просило: ты же и про меня не забудь! Но в том-то и дело, что оно лишь напомнило орех, таковым совсем не являясь. Это нечто!
Впрочем, читайте сами.
Встреча с необычным деревом произошла у подножия Крестовой сопки, рядом с крутой деревянной лесенкой, ведущей из двора на ул. Саратовской к нескольким старым деревянным постройкам. Был конец мая. Моё внимание привлекли очень ворсистые серебристые молодые листья на концах веток невысокого дерева. По типу расположения — собранные в пучки из нескольких «перьев», — они напомнили маньчжурский орех. Но повышенная ворсистость и серебристый оттенок отличали их от ореха. К тому же у ореха слишком правильно, декоративно расположены ветки и «пальмочки» листьев.
Тогда я предположила, что передо мной бархат амурский, который я, по правде говоря, видела очень давно и нечасто, — вон листья какие бархатные. Я ошибалась! У бархата важное отличие имеет кора: на стволе взрослого дерева она имеет специфическую структуру, ту самую пробковую, очень «географическую». А кора моего «как бы ореха или бархата» была другой, более гладкой.
Навестив мой «неорех-небархат» позже, в середине лета, я чуть не потеряла его: у деревянной лесенки не было ни одного дерева с ворсистыми серебристыми листьями. Но было обычное дерево, своими листьями напоминавшее ясень, и трудно было поверить, что это его я видела в мае. Но всё же ясенем это дерево тоже не являлось.
Не орех, не бархат, не ясень — кто же ты?
Кто-то может быть, уже догадался, о каком растении идёт речь. Мне же довелось найти ответ лишь через несколько лет. Майским утром, когда сквозь уходящий туман проглядывало солнце, я отправилась на мыс Россета походить по тропам и зарослям и подышать волнующим воздухом Амурского залива и набрела на целую рощицу этих деревьев на лесистом склоне. Была первая неделя мая, и они только начинали распускать свои листочки. Это было невероятно красиво. Конечно же со мной была моя камера и макрообъектив. Получилась вот такая фотосессия.
Маакия амурская, либо кладрастис амурский (лат. Maackia amurensis)
вид двудольных растений рода Маакия (Maackia) семейства Бобовые (Fabaceae). Вид впервые описан в XIX веке российско-австрийским ботаником Францем Ивановичем Репрехтом. И, как это водится в кругах благородных учёных, название рода Маакия дано в честь исследователя Сибири и Дальнего Востока и педагога Рихарда Карловича Маака (1825–1886). «Амурская» — от названия крупной дальневосточной реки Амур, а не залива в Японском море.
Маакия амурская — дальневосточный эндемик, естественный ареал которого — северо-восточный Китай, Корея и Дальний Восток России. Дерево занесено в Красную книгу Амурской области, но не в Красную книгу России, потому что прекрасно возобновляется в Приморье.
Другие названия маакии — акат, акатник, амурская акация — даны первыми поселенцами на Дальнем Востоке за сходство с акацией, из-за перистосложных листьев. Некоторое сходство действительно есть.
Но не только сходство — оказывается, маакия состоит в родстве с акацией!
Брат гороха?!
Летом листья маакии теряют свой волшебный серебристо-пушистый вид, и дерево уже не бросается в глаза своим особым цветом на фоне остальной растительности. Но приходит пора цвести.
Как мы помним, орех маньчжурский цветёт серёжками одновременно с появлением первых листьев в мае-июне. Маакия — не так. В июле на дереве появляются вертикальные кремово-белые соцветия, которые очень похожи на цветы некоторых видов акации. И... на мышиный горошек!
Да-да, маакия, акация, леспедеца и огромное количество травянистых цветущих растений, особенно клеверов и используемых в сельском хозяйстве бобов — это всё представители семейства Бобовых.
И плоды маакии амурской — стручки с семенами-бобами, очень похожие на стручки крупной фасоли или бобов. (🕵♀️ Фото со стручками маакии я по какой-то причине забраковала и не сохранила, обязательно прикреплю позже, как только собственноручно сфотографирую получше. Мой принцип — использую только свои фотоматериалы.📷)
Ещё одно название маакии амурской — чернодуб. Так дерево назвали за свойства древесины: она твёрже дуба и других твёрдых пород и меньше подвержена гниению.
Дальневосточники используют дерево в хозяйственных целях, в том числе из него изготавливают мебель и части инструментов. А гольды (малочисленный дальневосточный народ, из которого происходил проводник, друг и герой книги В.К. Арсеньева Дерсу Узала) делали из маакии амурской нагели — детали вроде деревянных штырей для своих лодок.
Оказывается, у маакии амурской, единственной из восьми видов рода, есть ещё и лекарственные свойства, причём, они так разнообразны, что дерево до сих пор исследуют и пишут о нём научные статьи.
Вот с каким чудесным деревом я познакомилась однажды у подножия Крестовой сопки и на противоположной стороне полуострова Шкота.
Спасибо вам за внимание к моим рассказам натуралиста-любителя. До новых встреч здесь, дорогие читатели! 🌿
#Растения, #маакия, #Владивосток, #Дальний_Восток, #природа