Писатель Валерий Игнатьевич Туринов родился и вырос в Сибири. Летом 1966 года, еще будучи студентом, сплавлял лес по Ангаре. Обошел вместе с геологами север Якутии, Батагай и Кёстер, Кызыл и Восточные Саяны. Исколесил забайкальские степи и посетил остатки Акатуйской каторжной тюрьмы – последнего пристанища декабриста Михаила Лунина, биографии которого посвящены страницы новой книги.
Книга «По Сибири декабристов» вышла в серии «Сибирский приключенческий роман». В ней Валерий Туринов ярко и красочно описывает свои поездки по Ангаре и степям Оренбурга, походы по Восточным Саянам, Туве, и то, как совершенно случайно оказался в горах Акатуя и узнал историю декабриста Михаила Лунина.
Михаил Сергеевич Лунин (1787-1845)был военным, писателем и одним из передовых умов своего времени. Участник сначала русско-австро-французской войны 1805 года, затем русско-прусско-французской войны 1806-07 годов, Отечественной войны 1812 года, Заграничных походов российской армии 1813–1814 годов.
Увидев жизнь простых людей за границей, Лунин четко осознал, что русский человек простого происхождения – это раб, не имеющий никаких прав. Тогда же возникла мысль вместо империи привить в России конституциональную форму правления, утвердить права человека, отменить постыдное архаичное крепостное право. Этому решению способствовало знакомство Лунина с Ипполитом Оже – французом, который вместе с наполеоновской армией остался в Петербурге и стал служить России.
Побывав во Франции, Михаил Лунин решил создать и в России тайный союз наподобие французского. Он был членом тайных декабристских обществ - «Союза спасения», «Союза благоденствия», «Северного общества». В апреле 1826 года Лунин был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. На суде был приговорён к вечной каторге, лишён чинов, наград и дворянства.
Так начался сибирский период жизни Михаила Лунина. После Выборгской крепости Лунин был отправлен в Читу в 1828 году. В 1830 году Лунина перевезли в острог в Петровском Заводе, и только в конце 1835 года разрешено было жить на поселении. Лунин помещен был в селении Урике, недалеко от Иркутска. Там же были поселены его лучшие друзья: Никита и Александр Муравьевы, князь Волконский с семьей, доктор Вольф. Поблизости жили Трубецкой с семьей, Артамон Муравьев, Панов, Юшневский с женой, Якубович и другие.
В услужении у Лунина находился 60-летний старик Ф. В. Шаблин, про которого Лунин горестно писал сестре, жалея жизнь этого человека, с которым обошлись как с вещью:
«Судьба его такая же бурная, как и моя, только другим образом. Началось тем, что его отдали в приданое, потом заложили в ломбард и банк. После выкупа из этих заведений его проиграли в бильбокет, променяли на борзую и, наконец, продали с молотка со скотом и разной утварью на ярмарке в Нижнем. Последний барин, в минуту худого расположения, без суда и справок сослал его в Сибирь».
В ссылке Лунин не только старался заниматься наукой и литературной работой, но и принялся за сельское хозяйство. Некогда блестящий гусар, Лунин погрузился в хлебопашество. Сибирские леса также произвели впечатление на Лунина, но особенно Лунин подружился с крестьянами, которые питали к нему неограниченное доверие. Лунин с радостью взялся обучать крестьянских детишек грамоте.
Казалось, что жизнь Лунина начала налаживаться, но он не мог молчать, и в письмах к сестре открыто обличал крепостной строй и царскую власть. Итогом стал запрет на переписку и вскоре Михаил Лунин был заключен в одиночную камеру самой суровой тюрьмы – Акатуй.
«Пользуясь всякого рода оказиями, он писал несколько раз в Урик к Волконским. Сохранились копии и фотографические снимки с этих писем, маленькие листочки, исписанные бисерным почерком Лунина. Опубликованы первые восемь писем его из Акатуя, адресованные разным членам семьи Волконских.
«Письма Лунина, голос высокого духа и светлой мысли из могилы Акатуйского острога, совершенно вне конкурса в смысле слога, красоты изложения, поэтической и философской прелести и даже почерка», – писал С. М. Волконский, внук декабриста».
Михаил Лунин скончался в тюрьме в декабре 1845 года, но ушел из жизни не сломленным, не потерявшим надежду и веру в то, что жизнь простого человека вскоре изменится к лучшему.
«Последнее желание мое в пустынях Сибирских, - чтобы мысли мои, по мере истины, в них заключающейся, распространялись и развивались в умах соотечественников».
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента