Если выпало в империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря...
Писал Бродский, и был недалеко от правды - именно в глухой провинции, на окраине огромной империи, не так давно почившей в бозе, в небольшом уездном каракалпакском городке Нукус, с населением в 345 тысяч человек, нашли приют многие талантливые художники двадцатых годов прошлого века, вынужденные скрываться от новой власти.
Правда, до моря тут далеко (хоть раньше было ближе), зато пустыни - в избытке.
Именно здесь русский художник Игорь Савицкий сохранил творения неординарных художников для потомков.
Сейчас в центре города находится огромный музей, по размерам сравнимый с русским музеем в Санкт-Петербурге, а по улицам уездного узбекского городка, административного центра Респу́блики Каракалпакста́н (попробуйте произнести название без запинки!) ходят толпы иностранных туристов, в большинстве своем - итальянцев.
Кому нужен был бы этот городок, если бы в свое время сюда не приехал Савицкий!
Сейчас в музее Искусств Игоря Савицкого проходит выставка "В мире Игоря Савицкого"
Залы выставки находятся на верхнем, третьем этаже музея.
Если на выставке "Узбекистан: Авангард в пустыне" царит полумрак, то мир Игоря Савицкого погружен во тьму. Такое ощущение возникает благодаря тому, что стены залов выкрашены в темные цвета.
Мне кажется, что в темноте все-таки пропадает часть цвета, она попросту не доходит до зрителя, и впечатление получается совсем другим, тем более, что темные тона заставляют "звучать" картины совсем по-другому.
Аннотация к выставке:
По мнению основателя Нукусского музея, Игоря Савицкого, музей должен был «помогать великим идеям, заключённым во многих произведениях, быть понятыми людьми, которые в большинстве своём не подготовлены к восприятию этих безмерных духовных ресурсов».
Его замысел был глубочайшим актом доверия к природе и функциям искусства, а также к способности художников мастерски передавать восприятие, ситуации и эмоции, которые так или иначе испытывает каждый из нас. Посетители должны были получать неожиданные впечатления - как от качества экспонатов, так и от способов их демонстрации, которые должны были превратить музей в «особую жемчужину».
Такой «мир» Савицкий сумел воссоздать в Нукусе за 30 лет неустанного труда, собрав более 100 000 историко-художественных артефактов (археологических, этнографических, декоративных; живописи, графики, скульптуры).
Что касается живописи, он стремился собрать как можно больше произведений каждого отдельного художника. Это стало отличительной чертой Нукуса, сформировав «особые принципы, которые резко выделяют его среди других ведущих музеев в этой области. Это стремление представить творчество художника так, чтобы максимально раскрыть его потенциал и дать наиболее полное представление».
Савицкий также разработал новые концепции экспозиции. Вместо редкого размещения картин он предлагал: «Мы вешаем полотна близко друг к другу, в три, а иногда и в четыре ряда, организуя их так, чтобы они поддерживали друг друга, словно на стене устроен праздник.
Экспозиция должна быть захватывающей. Никакого перегруза при непрерывном многоярусном размещении нет. Поразительна невероятная гармония между произведениями разных авторов. Уникальность каждого художника и каждой работы раскрывается ещё ярче…».
Он организовал сотни выставок. Многие вспоминают его способность создавать удивительные композиции, даже в небольших пространствах и на короткие сроки (например, на один день, в самой маленькой зале музея…), доказывая значимость темы, цвета или художественного направления.
Используя фотодокументацию некоторых из этих экспозиций и строго применяя современные мультимедийные технологии, мы виртуально воссоздали в этом пространстве «мир» его музея. Более того, мы использовали его же принципы - с некоторыми простыми, но необходимыми обновлениями - в последующем оформлении экспозиции.
Из аннотации становится понятно, что кураторы выставки, среди которых итальянец Джузеппе Барбьери, хотели в какой-то степени воссоздать атмосферу самого первого музея Савицкого.
Принципы Савицкого:
- Собирать как можно больше работ одного художника
- Заполнять картинами всю стену, располагая картины в 3-4 ряда
- Собирать не только картины, но и скульптуры, народные изделия: вышивку, ткачество, резьбу по дереву
Первый пункт удался, большинство художников представлены на выставке несколькими работами.
Второе условие кураторы соблюли только на некоторых стенах, видимо, чтобы зрители почувствовали разницу.
И третье условие тоже выполнено - на выставке представлено множество изделий народного творчества.
Но вот основная идея выставки мне не понравилась и очень разочаровала.
Произведения были сгруппированы про принципу "Найди общее в данных картинах", то есть картины с пейзажами - в одном месте, людьми - в другом, предметы и вещи - в третьем. А художники-то те же самые!
Мне кажется, что итальянский куратор подумал, что художников никто не знает, зачем людей с ними знакомить, пусть рассматривают смысл картинок.
Но при таком раскладе трудно составить впечатление про индивидуальный стиль каждого автора. В памяти зрителей останутся только яркие пятна, какие-то предметы, портреты, а кто нарисовал, почему, как - это неважно.
У меня было много времени для знакомства с выставкой, к тому же я наняла гида, которая мне 2 часа все рассказывала, а затем я осталась, чтобы рассмотреть все самой.
Но обычно туристы пробегают залы за те же 2 часа, и увозят домой впечатление об огромной разноцветной обезличенной солянке из картин разных художников, имена которых они и вспомнить-то потом не смогут. А жаль.
Давайте заглянем в некоторые уголки выставки:
Раздел "Вещи"
Французский термин nature morte («мертвая натура») начал появляться только в середине ХѴІІІ века. До этого использовалось более простое выражение peinture des choses («живопись вещей»). Вскоре другие варианты были вытеснены английским still life, которое точнее подчеркивало контраст между статичной сценой и изображением человека, как в портретах и исторической живописи.
Однако сами изображения подобных сюжетов появились задолго до термина: их истоки восходят как минимум к ІІІ-II векам до н. э. Со временем, особенно в ранний модерн, nature morte приобрела новые смыслы, например, стала символизировать бренность материальных вещей.
С рождением импрессионизма натюрморт приобрел новые функции. Язык «живописи современной жизни» наделил всех возможных героев изображения одинаковым достоинством - при единственном условии, что они были напрямую восприняты художником. Наблюдение стало главным критерием: цвет, свет и атмосфера начали преобладать над предполагаемой значимостью или ценностью изображаемых предметов. Этот сдвиг продолжился и в ХІХ веке, когда искусство трансформировалось в разнообразные авангардные направления, где форма все больше доминировала над содержанием.
Эта трансформация оказала влияние и на русскую живопись, которая до того демонстрировала слабый интерес к натюрморту. Предметы, которые ранее играли лишь вспомогательную роль иконописи и раннем портрете, превратились в самостоятельный объект изображения. Это подтверждается, в частности, nature morte великих мастеров русского авангарда, отправленными в Ташкент в 1921 году, где ими восхищались ключевые представители Avanguardia Orientalis.
Натюрморт перестал быть декоративным элементом или второстепенным украшением, а превратился в автономное, органичное пространство для глубокого диалога между истиной и иллюзией, реальностью и изображением.
В Центральной Азии этот процесс обогатился еще одной важной целью стремлением создать новый и оригинальный художественный язык, Avanguardia Orientalis, черпая вдохновение даже в глубинном богатстве окружающих «вещей».
Странно, что не было раздела "Еда", "Натюрморт с пельменями" Михаила Курзина там бы очень хорошо смотрелся, аж слюнки потекли!
Натюрморты с выставки:
(У натюрмортов всегда такие "оригинальные" названия! Можно подумать, что если не подсказать зрителю, что на картине есть белая бутылка, то он её не заметит!)
Раздел "Места"
На протяжении веков глубокое влияние ислама в Центральной Азии сдерживало или ограничивало любые формы изобразительного искусства. Это препятствовало развитию традиции пейзажной живописи, аналогичной западной. В результате в этом регионе отсутствуют следы ведутизма (с его условными пейзажами), классицизма, романтического реализма или импрессионистических влияний.
Вместо этого можно увидеть отголоски миниатюр эпохи Тимуридов и сильно стилизованные природные элементы, характерные для декоративно- прикладного искусства ковров, тканей, архитектурного орнамента. В рамках этой традиции изображения городских и сельских пейзажей стремятся выразить идеализированное и/или символическое равновесие между человеком и природой.
Напротив, ориенталистская живопись конца ХІХ- начала ХХ века пыталась применить европейские художественные каноны к изображению мест, но через призму недавней русской традиции, сочетавшей поздний романтизм с документальным реализмом, запечатлевая песчаные дюны, городские памятники и горные панорамы.
Однако Avanguardia Orientalis отказался от увлечения экзотикой. В своих пейзажах он передавал глубокие эмоции через элементы проникновенной лирики, намекал на возможные символические значения и разрабатывал тонкие формы повествования, связанного с окружающей средой.
Полотно из геометрических фигур - вполне можно себе представить такой коврик из лоскутков - это визитная карточка автора. Ниже еще одна работа в стиле художественный пэчворк, на которой осталась идея разнообразия цветов, но линии уже не такие резкие.
С одной стороны, он возродил многовековое и богатое взаимодействие между культурой, природой и историей в регионе, стратегически расположенном на Шёлковом пути, - взаимодействие, сформированное под влиянием множества цивилизаций (персидской, монгольской, китайской и, в итоге, русской).
С другой стороны, через широкий спектр художественных интерпретаций изображая пустыни, караванные пути, горы, степи, реки, оазисы и города (лишь частично представленные здесь) - он раскрывал ослепительные краски и сияющие цвета этого ландшафта. Ландшафта, который, как писал великий русский поэт Есенин, «гремит огнём красок!».
Частый мотив узбекских художников - чайхана.
"На востоке, на востоке
Что за жизнь без чайханы?"
Пела когда то популярная в Советском Союзе группа Ялла. Удивительно, но песни этой группы до сих пор любят и поют в Узбекистане!
Чайхана - не просто место, где можно выпить чаю, это центр общественной жизни узбеков, где неспешно ведутся беседы, где можно отдохнуть от палящего солнца.
Николай Карахан "В чайхане у хауза"
Хауз по узбекски - это водоем, пруд или озеро. На картине мы видим водоем круглой формы, окруженный чинарами, которые создают плотную тень для посетителей чайханы. Мы видим отражение чинар в воде. Можно себе представить, как приятно в жару посидеть в таком мете в тенёчке возле воды с чашечкой горячего чая!
Пейзажи:
Художники, которые стали узнаваемыми для меня после выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне" :
Урал Тансыкбаев "Чирчик"
Чирчик - это город в Узбекистане, который стоит на реке с таким же названием. Художник изобразил город в лучах заката. Оранжевая земля, голубая река, фиолетовые горы - яркие, красочные пятна создают ощущение настоящего, исконного Узбекистана.
Александр Волков "Землечерпалки"
Узнаваемый стиль "лоскутного шитья", когда картина стоит из ярких "лоскутков" , которые все вместе складываются в пейзаж.
Николай Карахан "Базар у Сырдарьи"
Полное ощущение восточного базара шумного и неспешного одновременно.
Раздел "Фигуры"
Портрет - одна из фундаментальных тем в истории искусства. Плиний Старший связывал изображение человеческого лица с самой ранней формой живописи.
На протяжении веков портрет стремился воплотить индивидуальность, запечатлеть внутренний мир человека и отразить его место в мире. Каждый портрет показывает лицо, но через его черты также передаются эмоции, привязанности, семейные связи и даже отношения с домашними или сельскохозяйственными животными - всё то, что определяет нашу общую человеческую природу.
Лицо это место, где душа выражает себя наиболее ясно, а внутренняя глубина становится более зримой, если оно не просто зафиксировано в фотографии как внешнее сходство, а «переведено» и, в каком-то смысле, переосмыслено на холсте. Через восприятие, чувствительность и мастерство художника лицо превращается в зеркало невидимого образа, который не может уловить объектив камеры.
Хотя это может показаться парадоксальным, динамика - одна из ключевых художественных характеристик портрета. Это становится особенно очевидным в сравнении с фотографией. Фотография запечатлевает лишь один статичный миг- у него нет ни прошлого, ни будущего, он застывает в искусственно остановленном настоящем. Живописный портрет, напротив, динамичен: его «настоящее» наполняется памятью о прошлом и предчувствием будущего благодаря взгляду зрителя, который его рассматривает и интерпретирует.
В этом разделе представлена лишь малая, но значимая часть огромного собрания Савицкого: мужские и женские фигуры, символические и повседневные образы, персонажи в одиночестве и в группах, в домашней обстановке или среди городских и сельских пейзажей. Здесь художественные коды Русского авангарда переплетаются с эстетикой Avanguardia Orientalis, соединяя современные мотивы с вне-временными фигурами, традиционные костюмы с европейской одеждой, яркие цвета с цветными тенями.
Отдельный уголок посвящен женским портретам:
Портреты отражали суровую действительность тех лет: работа Виктора Уфимцева под названием "Женщина. Бухара".
На картине мы видим даже не фигуру, а большое черное пятно. Это мог бы быть камень, или памятник над могилой - символичный портрет всех женщин Бухары той поры - безличные создания, замотанные в кусок ткани. Единственное, что выдает в этом пятном человека - внизу выглядывают ноги.
Я думаю, что для узбеков (других народов Узбекистана) в то время портрет был чем-то запретным, а портрет женщины - тем более. Во-первых, ислам запрещает изображения человека, во-вторых, узбекские женщины должны были носить паранжу (накидку в полный рост) и чачван - сетку из конского волоса, которая закрывала лицо.
С приходом советской власти началось освобождение женщин из "ходячей тюрьмы", как её изобразил художник.
И в самом деле, внутри такой хламиды женщина становиться безличным объектом, хуже, чем животное, потому что у животного есть глаза, и оно может выразить свои эмоции открыто, женщине же даже такое не разрешалось.
На контрасте с женщиной из Бухары мы видим работу Николая Карахана "Женщины собирают тюльпаны"
Любимые художником яркие цветовые пятна, желтое на первом плане. Открытое лицо узбечки символизирует новые времена.
Еще одна картина про новую реальность узбекских женщин - работа Александра Волкова "В культмаге"
Женщины с открытыми лицами выбирают игрушки для своих детей. На заднем плане- портрет дедушки Ленина. Кто не помнит, что такое культмаг - это магазин культтоваров.
Женщина глазами женщины: Елена корова "В бывшем гетто.Бухара"
Художница известна рядом работ, написанных в бывшем еврейском гетто города Бухары. На картине мы видим уставшую женщину, которая кормит своего уже довольно большого ребенка. На заднем плане куда/то идут люди, скорее всего, пионеры, потому что видны красные галстуки. Но в любое время материнство остается материнством, при любой власти женщины выкармливают своих детей.
Кдырбай Саипов. Портрет Зауре. 1966
Синий на желтом фоне - смело. Картина сразу бросается в глаза на фоне серой стены. Женщина смотрит на зрителя спокойным уверенным взглядом, несмотря на усталый вид, который выдают её опущенные плечи. Возможно, оно только что пришла с работы, еще не успела снять косынку. Минутка на отдых, и снова за работу- выполнять свои домашние обязанности.
Еще женские портреты:
Мужские портреты:
Александр Волков "Беседа"
У Волкова много картин в стиле, который он сам называл "восточным кубизмом. От западного кубизма стиль отличался яркими красками жаркого юга. Рассказ о Волкове здесь.
Александр Волков "Натурщик"
Усто Мумин "Узбек с дутаром"
Усто Мумин рисовал исключительно красивых мужчин, причем особенно ему нравился особый изгиб шеи, от чего взгляд героя картины на зрителя становился немного загадочным. Рассказ об Усто Мулине здесь.
Его картинами занята почти целая стена:
Виктор Уфимцев "Восточный мотив"
Явное подражание Матиссу в восточном стиле. Впрочем, персидские миниатюры тоже писались примерно в таком стиле.
Следующие картины вызвали у меня улыбку - разметить рядом типичного русского и типичного узбека, да еще и нарисованных в одинаковых тонах - интересная идея!
Василий Рождественский "Молодой мужчина в ушанке с газетой" и Лев Крамаренко "Старый узбек сторож бахчи"
Могли бы их друг к другу развернуть, смотрелось бы как дружба народов!
Еще одна пара картин: Василий Рождественский "Узбек" и Сергей Богданов "Чабан в юрте" . Чабан скорее всего казах.
Остальные картины представлены вне классификации в свободном порядке:
Соломон Никритин "Старое и Новое"
В свое время эта работа была сильно раскритикована в основном за то, что голубой шар (видимо, земной) расположен в странном месте, и туда же устремлен мужской взгляд. На самом деле художник хотел показать, насколько роль женщины в советском обществе отличается от её роли в обществе патриархальном, но ему это не удалось.
Виктор Уфимцев "Пей до дна!"
Уфимцев был известен своими карикатурными картинами, где он высмеивал людские слабости, как на этой картине, выполненной в темных тонах. Мы видим сборище людей за столом, на котором значительное место занимают бутылки. Герои картины выглядят преувеличенно непривлекательно, наверняка выписку сопровождают сальные шуточки в адрес женщин и призывы пить до дна.
На выставке даже есть тема кошечек:
Алиса Порет "Кот"
Грозный получился котяра, наверное, с характером!
Климент Редько "Девочка с кошкой"
Люди в дороге:
В зале сделана стена, возле которой можно сесть, отдохнуть и посмотреть на проекции картин:
Музыку на ролик положила я, в зале это происходит в тишине, можно помедитировать, впечатление производит приятное.
Также можно увидеть съёмки самого Игоря Савицкого за работой:
Еще в центре зала стоит экран, на котором демонстрируются коллажи с деталями из картин:
Кроме картин на выставке представлены другие произведения искусства, например, фарфоровые статуэтки. Для них выделены полки с подсветкой:
Скульптуры из дерева:
Д. Турениязов – Птица Сирин.
Забавные скульптуры из дерева Дарябая Турениязова "Старик в большой шугурме"
Я-то думала, что это гриб такой!
Кроме картин Игорь Савицкий занимался также сбором предметов старины и народных ремесел, поэтому они также присутствуют на выставке:
Традиционные украшения:
Так же здесь можно увидеть оссуарий - сосуд для сохранения костей умерших. До ислама на землях нынешнего Узбекистана процветал зороастризм, а у них был принято отдавать умерших на съедение стервятникам, так что от человека оставались только кости, которые затем и хранились в сосудах.
Я вышла из зала переполненная впечатлениями. Осталось ощущение разноцветного, шумного, многоликого мира, который собрал и сохранил для нас Игорь Савицкий.
Всем советую не обойти вниманием этот уголок Узбекистана, он того стоит!