Найти в Дзене

Тревожность на работе: как избавиться?

Говорят, что мы живём в эпоху повышенной тревожности, и это неприятное чувство проникает во все сферы человеческой жизни. Как понять, что на работе вы слишком много нервничаете зазря, а главное – что с этим делать?😰 Начнём с того, что тревога – естественная эмоция, она сигнализирует о возможных трудностях и даёт возможность к ним подготовиться. Но это в «здоровом» варианте, когда тревога связана с реальной проблемой и побуждает к действиям. Например, вы волнуетесь перед сдачей проекта и благодаря этому тщательно его проверяете – такую тревогу называют продуктивной. Когда проект сдан, вы выдыхаете и живёте спокойно (хотя бы какое-то время). Непродуктивная тревога aka «тревожность» не исчезает даже после завершения дел и вообще с ними может быть не связана. Конкретные события для неё лишь формальный повод, и когда заканчивается одна пугающая задача, вы уже нервничаете при мыслях о следующей. Или просто нервничаете, без повода. Такое беспокойство мешает сосредоточиться, снижает работоспо
Оглавление

Говорят, что мы живём в эпоху повышенной тревожности, и это неприятное чувство проникает во все сферы человеческой жизни. Как понять, что на работе вы слишком много нервничаете зазря, а главное – что с этим делать?😰

Начнём с того, что тревога – естественная эмоция, она сигнализирует о возможных трудностях и даёт возможность к ним подготовиться. Но это в «здоровом» варианте, когда тревога связана с реальной проблемой и побуждает к действиям. Например, вы волнуетесь перед сдачей проекта и благодаря этому тщательно его проверяете – такую тревогу называют продуктивной. Когда проект сдан, вы выдыхаете и живёте спокойно (хотя бы какое-то время).

Непродуктивная тревога aka «тревожность» не исчезает даже после завершения дел и вообще с ними может быть не связана. Конкретные события для неё лишь формальный повод, и когда заканчивается одна пугающая задача, вы уже нервничаете при мыслях о следующей. Или просто нервничаете, без повода. Такое беспокойство мешает сосредоточиться, снижает работоспособность и может привести к выгоранию.

Основные источники тревоги на работе

🔸 Рабочие задачи

Страх не справиться с объёмом работы, не уложиться в сроки, совершить ошибку. В отдельных случаях это может мотивировать, но чаще выматывает

🔸Личные взаимоотношения

«Страшный» начальник, пассивная агрессия в коллективе, боязнь быть отвергнутым – сильные триггеры. Если вы в компании новичок, стресс при общении с малознакомыми людьми объясним, но если испытательный срок давно прошёл, а вы всё ещё нервничаете – дело плохо

🔸 Синдром самозванца

Это состояние, при котором человек сомневается в своих способностях, считает, что его успех незаслужен, а коллеги или начальство вот-вот «разоблачат» некомпетентность. Синдром самозванца усиливает тревогу, мешает проявлять инициативу и расти профессионально (кстати, вот тест – пройдите его и узнайте, имеется ли синдром самозванца у вас)

🔸Неопределённость и страх перемен

Отсутствие ясных перспектив, страх сокращения, изменения в компании – всё это провоцирует хроническую тревожность у сотрудников

Как выглядит тревожность на работе?

Примеры ситуаций, вызывающих тревогу:

😬 Вы не поняли задачу или не знаете, где взять нужные данные, но не задаёте вопросов, чтобы коллеги не решили, что вы идиот

😬 Вы совершили ошибку, но жутко боитесь признаться и молчите до последнего

😬 Вам не по себе при мысли о том, что весь день придётся сидеть в окружении этих вот людей

😬 Надо что-то узнать у ИванИваныча, а вы знаете, что он опять будет орать или ТАК посмотрит…

И что делать?

🧘 Учитесь разделять продуктивную и непродуктивную тревогу

Задайте себе вопрос: «А что конкретно меня волнует?», ответы лучше выписать на листочек. Если они касаются решаемых проблем – поздравляем, у вас есть план действий, после чего тревога уйдёт. Если ответы какие-то общие типа «мне не нравится моя работа» или «я хуже всех», см последний пункт

🧘 Работайте над отношениями

Если вас пугают люди, есть только один способ это исправить – узнать их получше. Вместе сходить на обед, поработать над общим проектом, встретиться в неформальной обстановке (речь не про свидания с угрюмым боссом, а, например, сходить в театр всем отделом)

🧘 Запишитесь на спорт

Регулярные упражнения снижают уровень гормонов стресса и улучшают сон, что положительно влияет на эмоциональное состояние

🧘 Контролируйте информационный поток

Ограничьте количество уведомлений на гаджетах, чтобы не быть постоянно в напряжении. Перестаньте читать в интернете то, что вас пугает или напрягает – в соцсетях можно заблокировать неинтересные вам темы по ключевым словам, от тревожных источников новостей просто отписаться

🧘 Повышайте свою квалификацию!

Начинающим руководителям особенно важно развивать управленческие навыки. Уверенность в собственных компетенциях напрямую снижает уровень тревожности: когда вы понимаете, как ставить задачи, мотивировать команду, конструктивно решать конфликты и управлять временем, чувство неопределённости и страх ошибок заметно уменьшается

🧘 Обратитесь к психологу

Неудовлетворённость собой, выгорание, межличностные конфликты, поиск себя и своего пути, стресс из-за многозадачности и сжатых сроков – это вопросы, с которыми может помочь психолог

А если ну совсем никак – присмотритесь к своей работе и компании. Никогда не поздно их поменять, если чувствуете, что это не ваше.